Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Башантинский колледж им. Ф.Г. Попова (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Калмыцкий государственный университет»



Классный час как основная форма

воспитательной работы


Методическая разработка открытого урока по дисциплине

«Методика воспитательной работы»

специальности 050709.52

Преподавание в начальных классах

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы


Автор: Арнюдаева Л.С.





Городовиковск, 2012

Цель написания методической разработки:

- повышение педагогического мастерства,

- совершенствование навыков написания методических разработок,

- оказание методической помощи начинающим преподавателям, классным руководителям и студентам педагогического отделения.



Обоснование выбора темы

Классный час - это одно из основных звеньев системы воспитательной работы, которое обеспечивает целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися.

Классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. В современном мире формы проведения классных часов разнообразны и интересны.

Методическая разработка адресована преподавателям колледжа, студентам и классным руководителям.

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы







Дата проведения: 09.10.2012

Тема: «Классный час как основная форма воспитательной работы»

Цели урока:

образовательные - обучить методике проведения классных часов, обеспечить усвоение структуры классного часа, алгоритма подготовки и проведения классного часа;

воспитательные - воспитывать положительное отношение к знаниям, информационную культуру;

развивающие - развитие интереса к дисциплине, развивать познавательные процессы, умения.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок - путешествие.

Оборудование: мультимедийная презентация, карта - маршрут, музыкальное сопровождение, атрибуты путешествия.

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин.).

  2. Актуализация опорных знаний (10 - 15 мин.).

Методы - игра «Педагогические пазлы», комментирование, обсуждение.

  1. Подведение итогов актуализации (1 - 2 мин.).

Методы - самостоятельное оценивание.

  1. Сообщение темы и цели урока (1 - 2 мин.).

  2. Изучение нового материала (20 мин.).

Методы - объяснение, работа с мультимедийной презентацией.

    1. Классный час и его воспитательные функции.

    2. Тематика классных часов.

    3. Алгоритм подготовки и проведения классного часа.

    4. Структура классного часа.

    5. Релаксационная пауза.

  1. Закрепление изученного материала (40 мин.).

Методы - комментирование, обсуждение, анализ, работа с мультимедийной презентацией.

    1. Просмотр видеофрагмента классного часа.

    2. Обсуждение просмотренного видеофрагмента классного часа.

  1. Задание для самостоятельной работы (5 мин.).

7.1. Составление тематики классных часов по современным школьным проблемам. Продумайте формы классных часов, цели и объясните ваш выбор.

  1. Подведение итогов урока (4 мин.).





Преподаватель ______Л.С.Арнюдаева


Основная часть

Организационный этап.

1.Преподаватель.

- Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, присаживайтесь.

- Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.

- Коллеги, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Все мы - участники одной большой педагогической экспедиции, а я ваш - гид, который будет знакомить вас с новым материалом.

- Итак, коллеги все внимание на доску. Перед вами наша карта - маршрут, по которой мы отправимся в свое путешествие.

На доске появляется слайд №1

(карта - маршрут)

Преподаватель.

- Итак, первым нашим пунктом назначения является город Повторяйка, где мы повторим раннее изученный материал, повторим основные понятия воспитательной системы. И для этого я предлагаю вам игру «Педагогические пазлы»

Правила игры следующие:

1. Ознакомьтесь с содержанием карточек в конверте.

2. Прочитайте определение на слайде.

3Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы. По моему сигналу поднимите карточку, которая соответствует следующему определению.

Показ слайдов № 2,3,4,5,6

Преподаватель.

- В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

- Сегодня мы изучим одну из основных форм воспитательной работы - это классный час.

На доске появляется запись темы урока.

-Запишите тему урока в своих тетрадях.

Показ слайда № 7

- И следующим пунктом нашего назначения становится город Изучайка, где мы познакомимся с методикой проведения классного часа

Показ слайда № 8

- Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Главная цель классного часа - обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися. Создать здоровую нравственную атмосферу.

- А теперь запишем определение и цель классного часа.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный час недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20 - 30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, непредусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стране.

Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их данный момент воспитывают, классный час - час общения.

Классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Показ слайда № 9

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет», "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т.д.

Показ слайда № 10

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.

Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?», "Кем быть?", «Каким быть?", "О мужественности и женственности» и т. д.

Показ слайда № 11

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Показ слайда № 12

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работыДля подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:


  1. Определение темы, целей и задач.


  1. Выбор формы проведения и названия.


  1. Предварительная подготовка:

- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;

- составить план проведения;

- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ - анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

- Давайте в своих лекционных тетрадях запишем алгоритм подготовки и проведения классного часа.

- В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

- Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Показ слайда № 13

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работыВыделяются следующие формы классного часа:

- классное собрание;

- беседа (этическая, нравственная);

- диспуты;

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- КВНы;

- интерактивные игры;

- игры-путешествия;

- театральные премьеры;

- тренинги;

- читательские конференции и т.д.

- Я сейчас вам раздам памятки с советами по организации классного часа, которые в дальнейшим пригодятся вам для подготовки и проведения своих классных часов.

Показ слайда № 14

Советы по организации классного часа:

Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок - к развёрнутым суждениям.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

- А сейчас я вам предлагаю, сделать небольшой отдых, для этого я вам предлагаю со мной поиграть.

Преподаватель.

- И следующим нашим пунктом назначения нашего путешествия является мегаполис Закрепляйка, где мы закрепим наши знания новой изученной темы.

- Вы сейчас просмотрите фрагмент видео с записью проведения классного часа, а затем мы вместе проанализируем его.

Показ видеопрезентации классного часа

Показ слайда № 15

Преподаватель.

- А теперь я вам предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат вопросы по содержанию видеофрагмента классного часа. Прочитайте их, обсудите между собой и подготовьте к дискуссии.

Вопросы к анализу:

- Как использовано пространство кабинета?

- Как выглядит классный руководитель?

- Как классный руководитель вел беседу с учащимися?

- Как учащиеся реагировали на вопросы классного руководителя?

- выражена ли актуальность и своевременность темы классного часа?

- Скажите, пожалуйста, как назывался просмотренный вами классный час?

- Какую форму проведения классного часа использовал классный руководитель?

- Какие методы использовал учитель для проведения классного часа?

- Какую функцию выполнял данный классный час?

- Каким проблемам посвящался данный классный час?

- По вашему мнению, было между классным руководителем и учащимися свободное деловое общение?

Преподаватель.

По возвращению из путешествия мы всегда делимся впечатлениями. Поэтому домашнее задание будет творческим.

- Составьте тематику классных часов по современным школьным проблемам. По одной из теме продумайте форму классного часа, цели и объясните ваш выбор.

- Задание оформите письменно. Таким образом, вы поделитесь со мной своими впечатлениями.

- Урок наш подошёл к концу, спасибо всем за плодотворную работу!

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы

Используемая литература

  1. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. - Ростов-на - Дону.: Издательский дом «Феникс». 2009

  2. Сластёнин В.А. Методика воспитательной работы. - М.: Издательский центр «Академия». 2008

  3. Стефановская Т.А. Классный руководитель. - М.: Издательский центр «Академия». 2008

  4. Степанова Е.Н, Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. - М.: Творческий центр «Сфера». 2004

  5. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. - М.: Творческий центр «Сфера». 2003

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - М.: Творческий центр «Учитель». 2000

Урок - путешествие Классный час как форма воспитательной работы



Отзывы преподавателей


Мельтенова В.А. - преподаватель обществознания:

Преподаватель рационально и эффективно использовал время урока, провёл релаксационную паузу. На уроке был просмотрен видеофрагмент классного часа как наглядный пример. Урок проведен в соответствии поставленных целей, тема полностью и содержательно раскрыта преподавателем. Урок прошел на должном методическом уровне.

Филатова Т.С. - преподаватель психологии:

Преподаватель владеет педагогическими приёмами и средствами. Учебный материал раскрыт содержательно, на уроке преподавателем использовались инновационные средства обучения (интерактивная доска, компьютер). Были использованы интересные формы работы - игра «Педагогические пазлы», видеопрезентация учебного материала, релаксационная пауза, самостоятельная работа. Урок прошел на должном методическом уровне.

Михайлинова Е.А. - преподаватель дисциплины « Генезис калмыцких школ»:

Все этапы урока выдержаны и соблюдены. Намеченные цели достигнуты. Содержание урока соответствует теме. Учебный материал изложен в логической последовательности. На уроке были использованы разнообразные методы: беседа, рассказ, игра, демонстрация, написание синквейнов и т.д. Урок прошел на должном методическом уровне.




© 2010-2022