- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Экологические основы природопользования
Рабочая программа по Экологические основы природопользования
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Т.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента
№ 23»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ЕН.03 экологические основы природопользования
специальность 270839 «мОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ САНТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА И ВЕНТИЛЯЦИИ»
2016
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией _______________________________
_______________________________
_______________________________
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель ПЦК:
_________/__________________/
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
270839. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
__________________________________
(код, наименование профессии/специальности)
Начальник учебного отдела
___________/Шостырь М.Н./
Автор:
Т.Н. Смирнова, преподаватель естественнонаучных дисциплин, ГБПОУ города Москвы «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23»
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ СПО)
Рецензент:
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., звание, ученая степень, должность, место работы)
Согласовано
Методист территориального подразделения
_____________ /Власова И.М./
«______» __________________ 20 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и примерное содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации ПРИМЕРНОЙ программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1 Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270839 «мОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ САНТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА И ВЕНТИЛЯЦИИ»
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании. Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
-
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
особенности взаимодействия общества и природы основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
-
условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
-
принципы и методы рационального природопользования;
-
принципы размещения производств различного типа;
-
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
-
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
-
методы экологического регулирования;
-
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
-
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
-
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
-
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
-
охраняемые природные территории;
-
принципы производственного экологического контроля;
-
условия устойчивого состояния экосистем.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Подготовка сообщений
9
Подготовка докладов
4
Разработка презентаций
4
Анализ законодательных актов конституции РФ и постановлений об охране окружающей среды.
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы экологии
10/5
Тема 1.1. Предмет,
задачи и методы
экологии, основные
законы экологии.
Содержание учебного материала
2
1
Экология
Понятие «экология»; основные законы экологии.
Значение природы в жизни и деятельности людей.
Противоречия между возрастающими потребностями людей и
ограниченными возможностями биосферы.
Задачи и методы экологии.
2
Тема 1.2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой
Содержание учебного материала
2
2
Взаимодействие человека с окружающей средой.
Масштабы воздействия человека на окружающую среду.
Основные причины неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду.
2
Тема 1.3. Современное
состояние окружающей
среды России.
Содержание учебного материала
2
3
Основные аспекты состояния окружающей среды России.
Масштабы изменений
окружающей среды России.
Методы и законы рационального природопользования
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения по теме "Загрязнение окружающей среды России и мира, как одна из экологических проблем».
2
Тема 1.4. Глобальные
проблемы экологии.
Содержание учебного материала
4
4
Глобальные проблемы экологии.
Типы глобальных проблем экологии мира их характеристика.
Причины возникновения глобальных проблем.
Пути решения глобальных проблем.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме " Экология - наука будущего"
3
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды
14/4
Тема 2.1. Источники
загрязнения
окружающей среды.
Содержание учебного материала
2
1
Загрязнение окружающей среды.
Основные источники загрязнения окружающей среды.
Пути уменьшения загрязнения окружающей среды.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения по теме "Негативная деятельность человека на природу"
2
Тема 2.2. Основные
группы загрязняющих
веществ.
Содержание учебного материала
2
1
Загрязняющие вещества.
Основные группы загрязняющих веществ.
Последствия загрязнения окружающей среды.
Способы уменьшения воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду.
2
Тема 2.3. Здоровье и зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Содержание учебного материала
2
1
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Болезни человека, возникающие в результате загрязнения окружающей среды.
2
Тема 2.4. Понятие
мониторинга
окружающей среды.
Содержание учебного материала
1
Мониторинг окружающей среды.
Определение понятия «экологический мониторинг».
Цели мониторинга окружающей среды.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме "Оценка качества окружающей среды"
2
Тема 2.5. Изучение
состояния здоровья
населения. Пищевые добавки.
Содержание учебного материала
4
1
Состояния здоровья населения.
Уровень изучения состояния здоровья населения.
Допустимые нагрузки.
Продукты франкиштейна
2
Тема 2.6. Урбанизация и
здоровье населения.
Содержание учебного материала
2
1
Урбанизация и здоровье населения.
Влияние урбанизации на состояние здоровья населения.
Перечислить причины вызывающие ухудшение здоровья городского населения
2
Раздел 3. Охрана окружающей среды
12/9
Тема 3.1. Принципы
рационального
природопользования и
охраны окружающей
среды.
Содержание учебного материала
2
1
Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Пропаганда принципов рационального природопользования.
Законы и документы об охране окружающей среды.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме "Влияние городской среды на биосферу»
2
Тема 3.2.
Государственные и
общественные
мероприятия по охране
окружающей среды.
Содержание учебного материала
2
1
Возможности проведения государственных и общественных мероприятий по охране окружающей среды.
Виды экологических движений в стране.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения по теме «Деятельность представителей экологических движений в России и в мире в целом».
2
Тема 3.3.
Международное
сотрудничество в
области охраны
окружающей среды.
Содержание учебного материала
2
1
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Вопрос о необходимости международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Основные экологические проблемы, требующие решения в общемировом масштабе.
Международные организации по охране окружающей среды.
Общечеловеческие глобальные проблемы и пути их решения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Разработка презентации по теме «Объекты международно-правовой охраны»
Тема 3.4. Правовые и
социальные вопросы
экологической
безопасности.
Содержание учебного материала
2
1
Правовые и социальные вопросы экологической безопасности. Законодательные акты конституции РФ, постановления об охране окружающей среды.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Анализ законодательных актов конституции РФ, постановлений об охране окружающей среды.
Тема 3.5. Как защитить
природу. Человек - биологический вид. Цель выживания в экстремальных условиях.
Содержание учебного материала
2
1
Механизмы защиты природы.
Возможности организации безотходного производства в целях уменьшения негативных последствий научно-технического прогресса и охраны природной среды от разрушительного антропогенного воздействия.
Масштабы воздействия человека на окружающую среду.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка презентации по теме «Пищевая война. Продукты Франкенштейна. Киборг или биочеловек?».
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения.
Оборудование учебного кабинета:
-
комплект контрольно-измерительных материалов;
-
комплект бланков технологической документации;
-
комплект учебно-методической документации на электронных носителях и бумажном варианте;
-
презентации Интернет ресурса;
Технические средства обучения:
-
мультимедиа проектор;
-
мультимедиа экран;
-
источник бесперебойного питания;
-
специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь;
-
устройство для вывода звуковой информации - колонки.
3.2 Информационно - коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие / Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. 14-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 240 с. (электронный учебник)
-
Хатунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / Хатунцев Ю.Л. - М.: «АСТ».-2006.- 369 с.
-
1variant.ru М.В. Гальперин,2003 г. (электронный учебник)
Дополнительные источники:
-
Крассов, О.И. Экологическое право: учеб. / Крассов О.И. - М.: Дело, 2003. - 768 с.
-
Касимов, Н.С. Экология города / Касимов Н.С., Курбатова A.C., Башкин В.Н. - М.: Научный мир, 2004.
-
Хотулевой, М.В. Как организовать общественный экологический мониторинг: рук. для общественных организаций / под ред. М.В. Хотулевой. М.: Социально-экономический союз, 2002. - 256 с.
-
Гусев, Р.К. Экологическое право: учеб. Пособие / Гусев Р.К. - М.: КОНТРАКТ; ИН-ФРА-М, 2003 г.- 208 с.
-
Экологическое законодательство Российской Федерации: Сборник законов. М.; СПб., перераб., 2010. - 407 с.
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
-
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности
Наблюдение и оценка выполнения практического задания
-
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности
Наблюдение и оценка выполнения практического задания
знания:
-
особенности взаимодействия общества и природы основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
принципы и методы рационального природопользования;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
принципы размещения производств различного типа;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
Контрольная работа
-
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
методы экологического регулирования;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
Контрольная работа
-
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
охраняемые природные территории;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
принципы производственного экологического контроля;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
условия устойчивого состояния экосистем.
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
особенности взаимодействия общества и природы основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания
-
условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
Тестирование
Устный и письменный опросы
Оценка выполнения практического задания