- Преподавателю
- Другое
- Классный час Ответственность в жизни человека
Классный час Ответственность в жизни человека
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кужугет Р.К. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Шекпээр»
Барун-Хемчикского района Республики Тыва
Мы в ответе за тех, кого приручили. Антуан де Сент-Экзюпери
Выполнила: Кужугет Рада
Кертик-ооловна учитель
МБОУ СОШ с.Шекпээр
Шекпээр-2015
Цель: воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.
Задачи:
• раскрыть понятие «ответственность»;
• сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безответственным;
• способствовать развитию у учащихся мотивации к самосовершенствова- нию, нравственному саморазвитию.
Форма проведения: кейс-метод, флеш-тренинг, моделирование ситуаций.
Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложения 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни человека», пазлы «Маленький принц», значки «Маленький принц» (Приложение 3).
Содержательный компонент классного часа
-
Вступительная часть.
-
Основное содержание:
1. Разминка «Заповедь ответственного человека».
2. Ситуационное задание «Как поступить?»
3. Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца».
III. Заключительная часть.
Рефлексия: «Всё в наших руках!»
Ход классного часа
-
Вступительная часть
Ответственность - важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.
Ответственность - это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.
Классный руководитель просит ребят разделиться на группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «разум», «министерство последствий», «совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у учащихся уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».
II. Основное содержание
-
Разминка «Заповедь ответственного человека»
Классный руководитель предлагает ребятам продолжить определение.
Ответственность - это …
(Ребята сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)
Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.
Классный руководитель предлагает ребятам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов - правильный ответ.
1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)
2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)
3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).
При этом классный руководитель и учащиеся обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.
В результате ребята вместе с классным руководителем сформировали Заповедь ответственного человека.
Ответственный человек не должен быть:
• легкомысленным;
• болтливым;
• жадным;
• непослушным;
• глупым.
Ответственный человек должен быть:
• честным;
• обязательным;
• исполнительным;
• надёжным;
• совестливым;
• с хорошо развитым чувством долга.
Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все не- приятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
Далее ребята по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.
-
Ситуационное задание «Как поступить?»
Класс делится на подгруппы.
Классный руководитель предлагает малым группам решить ситуационное задание. Ребята получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).
Задание «Как поступить?»
Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.
Вопрос учителя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.
Ребята работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Они задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации учитель совместно с учащимися делает вывод.
Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.
-
Флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца»
Для закрепления материала учитель предлагает ребятам посмотреть флеш-тренинг «Притча про бабочку и мудреца» (Презентация).
Бабочка и мудрец
Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
- А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ребятам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и ребята смотрят окончание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».
Вывод. Наша жизнь - эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.
III. Заключительная часть
Рефлексия «Всё в наших руках!»
Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:
- А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются пазлами символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.
(Для презентации)
Мы в ответе за ................., которым дали жизнь. (детей)
Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)
Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)
Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)
Мы в ответе за ..............., которой занимаемся. (работу)
Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас) Мы .............. своей жизни. (авторы)
Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
-
Гудова М.Ю. Основы эстетики и этики: курс лекций. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013.
-
Притчи.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pritchi.ru/id
-
Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц: рисунки автора: для стар- шего школьного возраста. - М.: Эксмо, 2013.
-
Смирнов А.Е., Томашов В.В. Ответственность как регулятор общест- венной жизни: сущность, структура, функции и основные социальные формы: монография. - Ярославль: Ярославский гос. технический ун- 47 т, 2012
Приложение 1
Ситуационное задание «Как поступить?»
Группа ___________________________________________________ (название группы, придуманное учащимися
Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.
Как вы считаете должен поступить и почему?
Ответ_________________________________________________________
Приложение 2
Вариант ситуационного задания
Группа ___________________________________________________ (название группы, придуманное учащимися
Притча «Корзина»
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем хлопот куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё вытопчут, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге.
И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».
Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»
«Зачем?»
Варианты ответа сына: _______________________________________
Приложение 3
Значок-символ «Маленький принц»