Конспект урока ОДНКНР Величие многонациональной российской культуры (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. В мире культуры

Урок № 1

Тема: «Величие многонациональной российской культуры»

Программное содержание. Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.

Основные методы и приемы

1. Рассматривание и обсуждение условных обозначений и содержания

муцтитула.

2. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника(с.7-8).

3. Беседа по иллюстративному материалу « Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?»

4. Просмотр и обсуждение видеофильма об Андрее Рублеве (radostmoya.ru/project/russkaya_kultura/video/?watch=andrei_rublev,

youtube.com/watch?v=VX3gBTS0u8E).

Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;

дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве;

познакомить с известными деятелями науки и культуры.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;

расширить знания о известных деятелях науки и культуры.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;

презентация;

электронное приложение к учебнику («ОДНКНР».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые цифровые образовательные ресурсы

1. Организационный момент. Психологический настрой

Мотивирует учащихся на начало урока

- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места

-Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классе.

- Чем отличается учебник от других учебников?

- Из скольких разделов состоит учебник»(5)

- Какие условные обозначения используются в учебнике?

Приветствуют учителя, садятся.

Вступают в диалог с учителем, рассматривают учебник

Электронный учебник на экране

2. Актуализация опорных знаний

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися. ·

- Как называется страна в которой мы живём?

-Кто является главой нашего государства?

Назовите столицу России.

- Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

-Имя нашей страны - Россия, Российская Федерация.

-Что означает слово Федерация?

-Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз».

-На карте можно прочитать название республик, областей, краёв, округов. Так по - разному называются части страны.

-Их союз и есть Российская Федерация. Посмотрите на политическую карту России.

Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины

-А по - настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками.

-В России живут самые разные народы. Их больше 150. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы…

-У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Государственным языком в России является русский язык. На нём составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях. Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве. Союз народов скрепляет и общая история и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости

-Попробуйте сформулировать тему урока («Величие многонациональной российской культуры»)

- Запишите в тетрадь.

Сравнивают, уточняют свою формулировку.

Смотрят карту России

Слайд №1-6








Слайд №7,8


3. Изучение нового материала.

Организует работу по учебнику. Стр. 7

-Культура России всегда находила признание, высокую оценку
во всём мире.

-Кто создает культуру страны?

Великая культура России - плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы.
В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.

Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».

-Попробуйте составить небольшие словесные портреты.

Дети читают статью в учебнике (с. 7)

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Работа в парах

Слайд №9,10


Портреты знаменитых людей (эелектронный учебник)

Слайд№11-15

4. Физминутка

Организует проведение физминутки

Дети под музыку делают движения

Слайд №16

- Продолжим наш разговор.

-Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.

-Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.

Работа в группах.

-Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.

-Мир российской культуры велик и разнообразен. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки вы будете говорить о различных областях культуры. В рамках данного курса речь пойдёт о духовно-нравственной культуре - о нравственных ценностях, идеалах, религиозных верованиях, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.

На примере жизни А. Рублева

-«Кто самый известный иконописец в России?» -

многие, не задумываясь, ответят: «Андрей Рублёв».

-И действительно, именно Андрей Рублёв внёс в культуру родной

страны неоценимый вклад. Иконописное искусство этого мастера столь глубоко и эмоционально, что до сих пор вызывает восхище ние.

1.О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал.

В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра - осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса…

Работа с учебником с.11

- Назовите самую знаменитую икону А.Рублева.

Икона Андрея Рублёва «Троица» раскрывает сюжет библейского рассказа.

2.«К старцу Аврааму пришли три прекрасных юноши-ангелы, и он угощал их в саду под сенью дуба. Старец догадывался, что в юношах явились три лица Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - Троица единосущная и нераздельная.

Андрей Рублёв, отбросил из сюжета картины, всё второстепенное сосредоточил на образах Троицы. В центре - стол-трапеза с жертвенной чашей. Ангел, который расположен в центре, символизирует сына Божиего Иисуса Христа. Его рука простирается над чашей в знак того, что он готов принести себя в жертву за всё человечество.

Сюжет «Троицы» спокоен, не имеет действия и движений, требует сосредоточенности, внимания и долгого созерцания.

Просмотр видеоролика «А.Рублев»


Дети обсуждают вопросы в группах. Обсуждают и анализируют, делают вывод.







Читают текс, вспоминают библейский сюжет, отвечают на вопросы


Просматривают ролик

Слайд №17-20




Слайд №21-24



Слайд №25



radostmoya.ru/project/russkaya_kultura/video/?watch=andrei_rublev, youtube.com/watch?v=VX3gBTS0u8E

5. Закрепление знаний.

Подумай и дай ответ

  • Кто был Андрей Рублёв?

  • Откуда художник брал цвета для своих работ?

  • О чём рассказывает библейский сюжет?

  • Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»?

  • Кого символизирует Ангел изображённый в центре?

  • В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие?

  • Для чего предназначена икона?

Фронтальная работа.

Слайд №26


6. Рефлексия.

- Продолжи предложение.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

По очереди отвечают на вопросы.

Слайд №27

7. Домашнее задание

Выводит домашнее задание на слайде

- Запишите в дневник домашнее задание.

2. Творческое задание: Подготовить
небольшой «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд №28


8

© 2010-2022