- Преподавателю
- Другое
- Беседа на тему: Совесть
Беседа на тему: Совесть
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цховребова Л.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОВЕСТЬ- ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ ЧЕЛОЕКА
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»
Форма: беседа
Участники: учащиеся класса, воспитатель
Подготовительный этап: готовясь к беседе, учащиеся могут подобрать поговорки, пословицы, высказывания о совести.
Ход беседы:
Вступительное слово воспитателя.
Наш разговор - о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть»- ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам , совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том ,что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают ,что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
Далее учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения на определения совести, например:
-
В ком стыд ,в том и совесть.
-
Совесть- это когтистый зверь, скребущий сердце.
-
Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.
Уместно будет выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.
Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть», стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.
Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
-
Бедности своих родителей?
-
Неряшливого вида?
-
Аккуратной, но не модной одежды?
-
Пренебрежения к окружающим?
-
Грубости по отношению к людям?
-
Высокомерия?
У А.С. Макаренко есть слова: « Надо , чтобы человек поступал правильно , по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
А что значит- поступать по совести?
Упражнение « Нравственная дилемма»
(работа в микрогруппах по 5-6 человек)
Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свои точки зрения:
-
В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором деньги. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как , вы думаете , он должен поступить?
-
Вспомните о таком случае в вашей жизни. Как вы обидели другого близкого человека? Как вы себя чувствовали?
-
Можно ли развивать свою совесть? Думаете, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Тренировка совести-
это глубокая работа ума и сердца.
Закончить беседу можно словами Булата Окуджавы.
Совесть, благородство и достоинство-
Вот оно - святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство и достоинство-