- Преподавателю
- Другое
- Урок литературное чтение в 3 классе по теме Анализ русской народной сказки «Кот и лиса»
Урок литературное чтение в 3 классе по теме Анализ русской народной сказки «Кот и лиса»
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | |
Автор | Шипулина Е.В. |
Дата | 26.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Анализ русской народной сказки « Кот и лиса».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - творчества.
Цель урока: вызвать у детей интерес к чтению через знакомство со сказкой и заложить формирования грамотного читателя.
Задачи: 1.Систематизировать имеющиеся знания о сказках, структурные элементы, языковые особенности, умение анализировать сказку.
2.Развивать положительные эмоции, игру воображения, фантазии, умение высказывать собственные мысли в письменной форме.
3.Воспитывать нравственные, волевые качества личности, культуру речи и уважение друг к другу.
Материалы к уроку:
Дом (макет) сказок, полоски из брёвен, учебник Р.Н. Бунеев
Е.В.Бунеева « В одном счастливом детстве» 3класс, часть 2,
маски животных для инсценировки, музыкальное оформление
песня «В гостях у сказки», сигналы светофора, мультиме-
дийная презентация (Приложение 1).
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Знакомство с новой сказкой.
4.Работа с текстом после чтения.
5.Обобщение и систематизация знаний.
6.Итог.
Ход урока.
Этап урока
Конспект урока
Предполагаемые ответы учащихся
1.Оргмомент.
( 1 - 2мин.)
звучит музыка «В гостях у сказки»)
-
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о сказке)
-
Звучит стихотворение В. Берестов «Сказка» (читает подготовленный ученик)
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
*За, что, по мнению В.Берестова, дети любят сказку? (добро побеждает зло)
О сказке.
Добро побеждает зло.
2.Актуализация знаний.( 5-10 мин.)
* А знаете ли вы ребята, что каждая сказка живёт в своём сказочном домике. Сейчас мы попробуем построить с вами дом Сказок.
На доске дом из полосок-«бревен», на котором написано Сказка, справа от домика волшебное «брёвнышко», оно что-то сообщает о сказках. Учитель задаёт вопрос, а дети прикрепляют нужное « бревно - ответ».
Дом Сказок. (Наглядный материал)
1.Что такое сказка?
Жанр устного народного творчества.
2. Кто пишет сказки?
Сказки, которые сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это литературные сказки.)
3.На какие группы делятся сказки?
Волшебные, авторские, богатырские, о животных.
4.Кто умело рассказывал сказки?
Сказители.
Молодцы, ребята! Вы много знаете о сказках, а сейчас предлагаю вам работу в группах.
Классификация сказок. (Работа в группах)
Сказки.
«Лисичка со скалочкой» (о животных) «Царевна лягушка» (волшебная)
« Кот в сапогах» (авторская)
- учитель выдаёт иллюстрации к сказкам каждой группе, дети анализируют их по плану, который на мультимедийной доске.
План.
1.Название сказки.
2.Вид сказки.
3.Волшебные предметы.
4.Герои (не менее 3).
5.Автор.
*Фронтальная проверка (один представитель от группы комментирует свой ответ, другие группы
сигналами «светофора» дают свою оценку.)
-Каждая группа получает зелёный свет, и мы можем двигаться дальше
3.Знакомство с новой сказкой. (5-10мин)
- Ребята, вы очень много знаете о сказках, и сегодня вам эти знания пригодятся на уроке.
- Расшифруйте слова, и вы узнаете название сказки, которую мы будем сейчас читать.
« ОКТ и АСИЛ»
- Как называется сказка?
«Кот и лиса»
- Знаете ли вы сказки, где главный герой кот? Какой он в сказках?
защитник, спаситель, иногда хитрец…
- А лиса?
хитрая, коварная.
А всегда ли в сказках кот и лиса такие?
предположение детей.
- Прочитаем сказку и проверим свои предположения, но сначала проверим, как вы понимаете смысл
устаревших слов, которые встречаются в сказках.
2.Словарная работа
(мультимедийная доска)
если схоронись
и коли
спрячься али
или да
звать потчевать
иди величать
кормить ступай
если - коли
и - да
спрячься - схоронись
или - да
звать - величать
иди - ступай
кормить - потчевать
- Как думаете, какие слова будут чаще встречаться в этой сказке? Почему?
(Устаревшие слова, т.к. сказку сочинил народ)
3.Чтение сказки учителем. (Цель: показать образец правильного чтения)
- Понравилась ли вам сказка?
Физминутка. Приложение 2.
4.Работа с текстом после чтения.(10-15мин.)
а) Коллективная дискуссия.
- Какой был кот?
Шкодливый (простореч.) - озорной, вредный.
- Как мужик решил избавиться от кота?
- Почему лиса никогда не видела котов?
Унёс его в лес.
Коты в лесу не живут.
- Что можно сказать о коте?
- А о лисе?
Находчив, хитёр.
Сообразительна, верная жена, хорошая хозяйка, изобретательна, находчивая.
Как изменилась жизнь кота и сам кот?
- Какие припасы отправились добывать кот и лиса?
- Кто повстречался лисе?
Вывод: вот мы убедились, что характер лисы и кота не соответствует традиционным сказкам.
б) Выборочное чтение фрагментов. ( По ролям)
Он стал жить у лисы, и звали его Котофей Иванович.
Птицу, еду.
-Про каких героев сказки мы не говорили?
- Найди отрывки и подготовься к чтению по ролям:
- встреча лисы с волком,
- встреча лисы с медведем.
о медведе, о волке.
-Готовы ли вы сыграть эту сказку как настоящие артисты?
в) Инсценирование сказки. (Определение лучших исполнителей)
- Смогли ли, по вашему мнению, ребята - исполнители передать характеры лисы, волка, кота и медведя?
5. Обобщение и систематизация знаний.(3-5мин.)
- Давайте вернёмся в наш сказочный дом. Какие волшебные «брёвнышка» вы выбрали именно для этой сказке?
- Почему сказка так называется?
- Как можно сказку озаглавить по-другому?
- Придумай свой конец сказки. (Творческая работа)
- фронтальная проверка
-Звучит музыка.
-А.С. Пушкин писал: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
о животных, устное народное творчество, сказители.
Кот и лиса главные герои.
6.Итог урока.(1-2мин.)
- Чему научила вас сказка?
С помощью ума,
силы воли, можно
выйти из любой
ситуации.
7.Домашнее задание(1мин.)
- Перескажи сказку от любого героя сказки.
- Отметить в 3-й части слова, которые
доказывают, что сказку эту сложил
простой народ.
Выбор детей.