Реферат на тему: Активизация познавательной деятельности

Актуальность темы реферата обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения в процессе проведения  лекционных занятий. Предметом рассмотрения реферата являются пути и условия активизации познавательной деятельности  обучающихся суворовских училищ МВД России  при изучении предметов гуманитарного цикла в форме лекций.  В основу реферата входит краткое рассмотрение теории усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе познавательной дея...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Р Е Ф Е Р А Т

Тема:Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе лекционных занятий.


Кузнецова Людмила Геннадьевна

(фамилия, имя, отчество)

Содержание


стр.

Введение

4

Аналитическая часть

4

Основная часть

6

  1. Лекция как одна из ведущих форм обучения

8

  1. Понятия познавательной деятельности обучающихся и

активизации познавательной деятельности обучающихся

13

  1. Принципы активизации познавательной деятельности

обучающихся

15

  1. Факторы, побуждающие обучающихся к активности при

проведении лекции

19

5. Приемы активизации познавательной деятельности в процессе

лекционных занятий

20

6. Методы активизации познавательной деятельности обучающихся

в процессе проведения лекционных занятий

21

7.Структурные компонентыактивизации познавательной

деятельности

22

Выводы и предложения

24

Библиография

26

Приложения

27

Авторская справка

39

Информационная карта реферата

40



Введение


Необходимым условием развития процессов формирования у обучающихся определённого набора знаний, стремления к самообразованию, реализации своих способностей и дальнейшей службы в ОВД является активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе проведения лекционных занятий.А. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением.

Инвестиции в человека, в его квалификацию, в повышение производительности труда, в обновление производств становится главнейшим источником экономического роста страны, - сказал Президент Владимир Путин на расширенном заседании правительства России 31.01.13г.Поэтому, основной задачей общества, которое хочет получить отлично подготовленных сотрудников полиции, является активизация познавательной деятельности к обучению таким образом, чтобы главной задачей обучающихся стало получение диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.

Аналитическая часть


Актуальность темы доклада обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения в процессе проведения лекционных занятий.

Предметом рассмотрения доклада являются пути и условия активизации познавательной деятельности обучающихся суворовских училищ МВД России при изучении предметов гуманитарного цикла в форме лекций.

В основу реферата входит краткое рассмотрение теории усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе познавательной деятельности, мотивационных аспектовобучения, разработанные в теории познавательного интереса, системы методов обучения, принципов проблемного обучения.

При написании работы использован анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме,изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств; опрос преподавателей НСВУ МВД России и родителей обучающихся.

Цель реферата - обоснование путей и условий активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении предметов гуманитарного цикла (на опыте обучения в Новочеркасском суворовском училище МВД России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть специфику познавательной деятельности обучающихся на уроках циклагуманитарных и математических дисциплин.

  2. Определить пути активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе лекционных занятий.

  3. Определитьпринципы активизации познавательной деятельности обучающихсяв процессе лекционных занятий.

Значимость основных положений и результатов исследования работы заключаются в:

1.Выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию образовательной деятельности;

  1. Дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности обучающихся;

  2. Комплексном характере применения методов активного обучения и использования наглядности.

Практическая значимостьработы заключается в:

- сохранении положительной мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности обучающегося как субъекта своей жизнедеятельности.

- определенииприемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- обогащении опыта активизации познавательной деятельности в процессе проведения лекционных занятийобразовательных организаций МВД России;

Активизация познавательной деятельности предполагает комплексное воздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности обучающегося с целью развития познавательного интереса, произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.

Овладение любой деятельностью начинается с освоения составляющих ее действий и операций, понимаемых как совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека носит созидательный характер: преобразуя мир, человек преобразует себя. Такое преобразование выражается, прежде всего, в том, что субъектом деятельности осваивается перенос внешних действий предметной деятельности и общения в умственные действия внутреннего плана деятельности.

На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательной деятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого-педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует её как организацию действий обучающихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем с помощью совокупности методов - приёмов деятельности, ведущих к достижению определенной цели. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.

В условиях реформирования образования, возможности активизации процесса познания в процессе проведения лекций видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении модернизированных традиционных методических средств в комплексе с разработанными новыми.

Активизация познавательной деятельности предполагает комплексное воздействие на мотивационную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности обучающегося с целью развития познавательного интереса, произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.

Овладение любой деятельностью начинается с освоения составляющих ее действий и операций, понимаемых как совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека носит созидательный характер: преобразуя мир, человек преобразует себя. Такое преобразование выражается, прежде всего, в том, что субъектом деятельности осваивается перенос внешних действий предметной деятельности и общения в умственные действия внутреннего плана деятельности.

На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательной деятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей. Современная психолого-педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует её как организацию действий обучающихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем с помощью совокупности методов - приёмов деятельности, ведущих к достижению определенной цели. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.

В условиях реформирования образования, возможности активизации процесса познания в процессе проведения лекций видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении модернизированных традиционных методических средств в комплексе с разработанными новыми.

Основная часть


Лекция как одна из ведущих форм обучения

Лекция - это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. В целом можно сказать, что лекции как форме и методу обучения присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в понимании слушателями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция призвана дать им взаимосвязанное, доказательное и отчетливое представление о самых сложных моментах в практической деятельности специалистов. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, продиктованных преподавателем, является главным в познавательной функции.

Кроме того, следует помнить, что познавательная функция всякой лекции связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем тогда, когда они изложены письменно. Значит одно из основных достоинств лекции - это передача учебного материала не беззвучными строками текста, а конкретным человеком - преподавателем.

Лекция достигает цели, если помимо сообщения информации она выполняет развивающую функцию, то есть по содержанию и форме она ориентирована не на память, а на мышление обучающихся, призвана не только преподнести им знания, но и научить их самостоятельно мыслить. Именно такие предпосылки содержит лекция, подготовленная на профессиональном уровне.

Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от грамотно подобранного и составленного содержания лекции и методики его изложения. Логичное, доказательное расположение материала, стремление преподавателя не просто изложить голые факты, а логично расположить материал, доказать его истинность, привести к обоснованным выводам, научить обучающихся думать, искать ответы на возникающие вопросы и рассматривать приемы такого поиска - все это отличительные черты лекции, выполняющей в полной мере развивающую функцию.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой, как в процессе лекции, так и во внеурочное время. Эта функция сознательно усиливается проведением семинаров и практических занятий. В данном случае преподаватель рекомендует литературу, обращает внимание обучающихся на то, что необходимо изучить и с чем сопоставить. Полученные в ходе лекции выводы и результаты служат основой при самостоятельной проработке рекомендованной литературы.

Несомненно, лекция требует педагогического мастерства преподавателя. Поэтому чтение лекций поручают наиболее опытным преподавателям, как правило, начальникам цикла и старшим преподавателям.

Виды лекций

Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающуюся форму обучения, то есть методика ее чтения должна меняться, исходя из целей, определяющих необходимый уровень усвоения программного материала. Обобщенный передовой педагогический опыт позволяет выделить наиболее встречающиеся разновидности лекций, каждой их которых присущи свои методы чтения.

Вводная лекция читается, как правило, в начале дисциплины с целью ориентации на ее изучение. В данном случае раскрываются цели, задачи, структура дисциплины, ее место в общей образовательной программе.

Основным методом чтения вводной лекции является популярное, как правило, монологическое изложение учебного материала, ориентирующее на предстоящее изучение учебной дисциплины с постановкой преподавателем отдельных проблем и путей их решения.

Цельустановочной лекции - дать общие или конкретные установки на самостоятельное овладение программным материалом той или иной дисциплины. Наиболее распространенными методами чтения лекции являются метод объяснения с иллюстрацией и репродуктивный метод изложения материала. Возможно также применение и проблемного метода чтения лекций, если слушатели готовы воспринимать поставленные задачи для последующего их решения методом самостоятельной работы.

Лекция-беседа (дискуссия) объединяет два понятия: лекция как форма изложения материала и беседа как метод общения с обучающимися. Для лекции-беседы характерны эмоциональность и доверительный тон преподавателя, которые активизируют внимание обучающихся и вовлекают их в совместные размышления над решением проблем.

Итоговая лекция, как правило, завершает изучение дисциплины и на основе полученных знаний определяет ее место в общей образовательной программе. Вместе с тем она ориентирует на дальнейшее углубленное самостоятельное изучение материала для своего теоретического развития и совершенствования профессиональных качеств. Этот вид лекций, в зависимости от наполняемости аудитории, преподаватели могут читать различными методами: академическим, проблемным или методом беседы (дискуссии).

Методика подготовки лекции

При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:

1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемой дисциплине и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении обучающимсяразного уровня обучения. Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории обучающихся необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.

2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.

Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного - таково правило наиболее опытных преподавателей.

3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.

4. Написание текста лекции.

По любой теме в фонде цикла целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал.

После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений.

Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала.

5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов - важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Практика показывает, что 5-7 обращений преподавателя к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.

6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции.

Методика чтения лекции

Всегда следует помнить, что лекция имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

Во введении к числу основных действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в аудитории, вызвать у обучающихся интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение материала.

3. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей речи и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции преподавателю рекомендуется:

  1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы обучающихся.

3. Напомнить обучающимся о методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.

Понятия познавательной деятельности обучающихся и активизацияпознавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение обучающихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающимся без помощи преподавателей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные обучающиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым обучающимся непонятные вопросы;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий обучающегося, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением обучающихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Принципы активизации познавательной

обучающихся

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность обучающегося не может не сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется багаж знаний. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

Принцип проблемного изложения материала

Прежде всего в качестве основополагающего принципа активизации познавательной деятельности обучающихся следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других обучающихся, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципомактивизации познавательной деятельности обучающихся является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.Практический курс всегда являлся составной частью подготовки обучающихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности обучающихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является принцип взаимообучения.Следует иметь в виду, что обучающиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип индивидуализации

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

- состав аудитории (комплектование групп),

- адаптация к учебному процессу,

- способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Принцип самообучения

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность учащихся.

Факторы, побуждающие обучающихся к активности при проведении лекции

В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации обучающихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Обучающийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у обучающихся вызовет интерес к занятиям, обучающиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя невозможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения обучающихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающихся направлена на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения обучающегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

Приемы активизации познавательной деятельности в процессе проведения лекции

Существуют основные приемы активизации познавательной деятельности:

1. Опираться на интересы обучающихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности.

2. Включать обучающихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение в процессе поиска и решения научных и практических проблем.

3. Использовать дидактические игры и дискуссии.

4. Использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ.

5. Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении.

В активизации познавательной деятельности обучающихся большую роль играет умение преподавателя побуждать своих обучающихся к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет обучающихся глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

Методы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе проведения лекционных занятий

Степень активности обучающихся является реакцией, методы, и приемы

работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному обучению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы

Метод дискуссии - применяют по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках того, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

Метод самостоятельной работы с обучающимися.

С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, обучающиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у обучающихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают обучающимся различные посильные задания.

В учебной группе обучающиеся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы обучающиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Самостоятельная работа организуется следующим образом: дается учебной группе конкретное учебное задание,которое в процессе выполнения (работы группы) осмысливается и осознается каждым обучающимся.

Наглядные методы

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой учебной группы. Организуется работа обучающихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы обучающимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используется метод устного изложения - рассказ.

Структурные компоненты

активизации познавательной деятельности

Структурные компонентыактивизации познавательной деятельности, тесно взаимосвязанными между собой, ими являются: целевой, содержательный, организационный, диагностический.

В целевом компоненте, исходя из основной цели - активизация познавательной активности обучающихся актуализируются диагностические цели: становление обучающихся как субъектов учебной деятельности, освоение ими материала учебной программы, уточнявшиеся в процессе обучения.

Содержательный компонентвключает отбор учебного материала в соответствии с требованиями программы, дидактическими принципами, индивидуальным и дифференцированным подходами. Уровень готовности обучающихся к плодотворному обучению в образовательных организациях МВД России, динамику освоения обучающимися материала программы, развитие их познавательных процессов, дисциплинированности и мотивированности к учению способствовали дифференциации содержания учебных заданий по в целях реализации индивидуального подхода.

Организационный компонентактуализировался игровым и проблемным методами (учебный полилог, дидактическая игра, конвенциональная смена ролей) с учетом возрастных особенностей обучающихся, что обеспечивало организацию детского сообщества, создание на уроках доброжелательной творческой атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию; поддержание оптимального уровня активности на фоне положительных стенических эмоций; сохранение позитивного функционального состояния, сопутствующего высокой работоспособности.

Диагностический компонентвключал оперативную обратную связь, осуществляемую с помощью включенного наблюдения, контрольных работ, анализа документов и продуктов деятельности учащихся, для соотнесения полученных результатов с диагностическими целями и проведения необходимой коррекционной работы.

Выводы и предложения


Характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление преподавателей к применению разнообразных приемов и методов активизации познавательной деятельности в процессе проведения лекционных занятий. Причем у наиболее опытных преподавателей больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм деятельности активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании иных методов обучения.

Деятельность обучающихся может быть активизирована в процессе проведения лекции если алгоритм операций мыслительной деятельности обеспечивается:

- комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся, интенсивного формирования когнитивной сферы;

- дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизацией познания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;

- индивидуальным подходом кобучающимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.

При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением обучающихся методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания.

Применение разработанной стратегии активизации познавательной деятельности обучающихся при проведении лекции обеспечило более успешное освоение материала по дисциплинам.

Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления, учет жизненного опыта обучающихся, возможности показа современной действительности во всех её противоречиях.

Проект активизации познавательной деятельности понимается в данном реферате как реализация:

- субъект - субъектного отношения преподавателя и обучающихся;

- многосторонней коммуникации;

-комплексным воздействием на мотивационно - потребностную, эмоционально - волевую и когнитивную сферы личности;

-конструировании знаний обучающимся;

-использовании самооценки и обратной связи;

Библиография


1.Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.-М:Педагогика,1986.-288с.

2.Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В.Карпова.-М.:Гардарики,2002.- 232с.

3.Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под. ред. С. А. Смирнова. -М. : Академия,1999г

4.Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и её проблемы. -Минск: Издательство БГУ,1982г.

5. Активизация познавательной деятельности и формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения истории в средней общеобразовательной школе. Методические рекомендации. Л.: Ленингр. обл. ин-т усовершенств. учителей, 1987. - 79 с.

6. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Колоскова. - М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.

8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.

9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Аспект предупреждения неуспеваемости школьников. - Ростов н/Д, изд-во Ростовского н/Д гос. пед. института, 1972. - 347 с.

11. Бабанский Ю.К. Соотношение оптимизации и научной организации педагогического труда // Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1984. - С. 18 - 35.

Приложение1

Прием " Составление и проведение лекции

с помощью обучающихся"

Начнем изложение этой версии активной лекции с комментариев. Это достаточно сложный метод и требует от педагога четкого понимания цели его использования. Данный вариант лекции позволяет решить следующие задачи:

активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;

создать условия для творчества и самостоятельности учащихся;

предоставить возможность переносить центр активности с педагога на учащихся. Педагог может открыть для себя что-то новое, слушая учащихся, а они в свою очередь принимают активное участие не только в лекции, но и в ее создании;

увидеть многообразие мнений и представлений о предстоящей теме разговора, и организовать работу по созданию лекции;

задействовать учащихся с разным уровнем подготовки по определенному предмету, организовать работу с их опытом и знаниями.

"Изюминка" этого вида лекции, как раз и заключается в реализации последней задачи.

Подготовка и проведение

Подготовка начинается на предыдущем занятии и требует 20-25 минут. Педагог объявляет тему следующего занятия, а затем говорит, что у него еще не полностью готов план лекции и предлагает учащимся принять активное участие в его составлении.

Каждому обучающемуся педагог раздает два листка (размер - половина листа формата А4) и предлагает написать те вопросы, которые, по его мнению, необходимо раскрыть в предстоящей лекции. Каждый вопрос пишется на отдельном листке.

Затем педагог просит по очереди выходить к доске, зачитывать написанное и прикреплять листки на доску (на этот этап требуется около 10-12 минут). Листки, близкие (или одинаковые) по смыслу, размещаются рядом (или один листок под другим). Таким образом, получится несколько групп листков, и каждая группа будет объединена общим содержанием. Педагог также зачитывает и вывешивает свои предложения.

После того как все листки обучающихся окажутся на доске, педагог предлагает структурировать группы карточек в определенной последовательности и дать каждой группе название, формулируя его как пункт лекции. Для этого он может вести дискуссию со всем классом (группой), взяв на себя роль ведущего (это займет 10-13 минут).

Вариант.Если вести дискуссию со всем классом (группой) не представляется целесообразным, можно организовать работу малых групп (каждая группа получает задание - разработать план лекции, учитывая карточки) в течение 5-10 минут с последующей презентацией их работы в течение 10-20 минут. Затем подводится общий итог работы всех групп. Это можно делать разными способами:

1. Если в классе (группе) много учащихся, можно ограничиться только одним вопросом от одного обучающегося.

2. Можно вырабатывать план лекции по следующему алгоритму: учащиеся (группа) делится на малые группы, и каждая получает задание - составить свой план лекции (10-20 минут). Затем все группы представляют результаты своей работы, педагог организует работу по согласованию и выработке общего плана лекции (10-20 минут).

На следующем занятий читается лекция, подготовленная по совместному плану, или педагог может попросить учащихся подготовить небольшую часть лекции (это потребует предварительной встречи и согласования).

Материальное обеспечение:для проведения лекции может потребоваться бумага (формат А4), а если использовать групповую работу, по 1 листу бумаги (формат А1) на каждую группу, маркеры, ножницы и скотч.

На что следует обратить внимание:

• решите для себя: что может дать вам и учащимся такой метод работы;

• план является самой важной частью лекции, поэтому необходимо четко представить себе способ его составления;

• продумайте порядок действий и постарайтесь максимально сократить потерю времени при подготовке учащихся к работе (например, на раздачу бумаги и т. д.);

• эту лекцию лучше проводить с обучающимися, которые уже имеют опыт участия в лекционных занятиях;

• уточните, как скоро будет следующее занятие в этом классе (группе), чтобы вы могли хорошо подготовить лекцию.

Безусловно, существуют и другие способы чтения активной лекции, и мы надеемся, что педагоги смогут найти те варианты, которые наиболее оптимально подходят для обучающихся. В заключение рассмотрим аспекты, которые, по нашему мнению, помогут педагогам сделать лекцию более интересной и эффективной:

1.Определите, с какой цельювы собираетесь использовать данный метод. Мы приведем только некоторые из них:

информационная - передача информации, объяснение явлений, знакомство с понятиями;

воспитательная - убеждение обучающихся, побуждение к действию;

консультативная - определение позиции, принятие решения или решение проблемы.

2. Выясните особенности того класса (группы), для которого вы собираетесь читать лекцию:подходит ли этот метод по возрастным особенностям; имеют ли учащиеся опыт участия в лекционных занятиях, навыки конспектирования, работы с информацией.

3. Определите свои особенности чтения лекции:сообщаете ли вы план лекции учащимся; ваш темп изложения материала; распределяете ли вы свое внимание между изложением материала, учетом времени и наблюдением за деятельностью учащихся во время лекции; подводите ли вы итог каждому разделу лекции; способствуете ли вы выделению главных положений лекции.

4. Продумайте, каким содержанием вы наполните лекцию:попытайтесь в одном предложении сформулировать для себя, что вы хотите сказать в лекции; определите, какие вопросы освещаете, а какие - не затрагиваете вообще; на каких основных определениях, выводах, проблемах хотите сосредоточить внимание учащихся, а какие вопросы намерены оставить для самостоятельного изучения.

5. Решите, в какой форме будет проходить лекция:будет ли она записана, а потом озвучена; будете ли вы использовать визуальные средства, таблицы, графики, схемы. Позаботьтесь, чтобы лекция задействовала не только слух, но и зрение учащихся.

6.Определитесь, с какими методами вы будете сочетать лекцию,чтобы закрепить и проверить приобретенные знания: дискуссия, работа в парах, игра.

7. Подумайте, по каким признакам вы поймете, что лекция прошла успешно:хорошо написанные конспекты или реплики обучающихся о том, как интересно им было на занятии; полные, содержательные ответы на следующих занятиях, или когда вы, спросив в конце занятия: "Есть ли вопросы?", получите положительный ответ.





Приложение 2

Прием "Бумеранг"

Прием позволяет:

• обсудить несколько вопросов;

• развить навыки позитивного взаимодействия между малыми группами;

• привлечь к участию в работе всех учащихся;

• показать многообразие взглядов на обсуждаемую проблему, вопрос.

Подготовка и проведение

Педагог готовит листы бумаги (формат А1) по количеству малых групп, пишет вопросы для обсуждения и продумывает способ деления. Для каждой группы готовится один вопрос.

В начале занятия педагог объявляет тему и цель занятия, суть метода и алгоритм деятельности, делит учащихся на группы, которые занимают места за столами. Каждой группе раздаются подготовленные листы бумаги, и дается задание. Педагог фиксирует внимание учащихся на количестве времени, отведенного для работы.

Обчающиеся обсуждают предложенный вопрос и записывают групповой ответ на большой лист. По истечении времени, отведенного на обсуждение, педагог предлагает группам поменяться листами (желательно, чтобы группы передавали листы по ходу часовой стрелки).

Проделав эту операцию, каждая группа получает лист с новым вопросом и ответом предыдущей группы. Педагог может предложить учащимся прочитать и обсудить написанное предыдущей группой, а затем дополнить ответ своими размышлениями.

Вариант.Можно предложить внимательно прочитать и обсудить ответ предыдущей группы и записать вопросы, которые возникли при обсуждении.

Завершив работу, группы вновь передают листы. Так можно продолжать до тех пор, пока к каждой группе не вернется лист, с которого они начинали работу. Когда все малые группы завершат обсуждение вопросов, педагог предлагает учащимся внимательно ознакомиться с написанным на листе текстом, обсудить его, выразить свое согласие или несогласие, и найти ответы на поставленные вопросы. Затем каждая группа, соблюдая очередность, представляет результат работы, комментирует его, отвечает на вопросы других групп.

Материальное обеспечение:листы бумаги (формат А1) поколичеству малых групп, маркеры, скотч.

На что следует обратить внимание:

• всем ли группам будет достаточно времени для выполнения задания;

• вопросы для обсуждения должны быть связаны между собой тематически, а их количество не должно превышать 4-5.

Прием "Да и нет" Приложение3

Прием позволяет:

• расширить представление обучающихся о теме занятия;

• определить обучающемуся свою позицию в теме занятия;

• закрепить материал

Подготовка и проведение

Педагогу необходимо расставить мебель в форме "Круг", подготовить карточки с надписями "Да" и "Нет", сформулировать и записать для себя три утверждения по теме урока.

Учащиеся садятся в круг, и каждый получает две карточки: одна со словом "Да", вторая - "Нет".

Педагог зачитывает утверждение учащимся и дает время (1-2 минуты) для самостоятельного осмысления, после чего каждый участник дискуссии выбирает и показывает карточку, которая обозначает согласие или несогласие с прозвучавшим утверждением. Когда все участники сделали свой выбор, педагог предлагает двум учащимся с противоположными мнениями привести аргументы в защиту своих позиций. Затем их высказывания могут дополнить другие учащиеся.

Материальное обеспечение:две карточки на каждого обучающегося, на одной из которых написано слово "Да", на другой - слово "Нет", часы с секундной стрелкой.

На что следует обратить внимание:

• необходимо поощрять учащихся высказываться, особенно, если этот метод проводится впервые;

• педагог может приводить аргументы в защиту одной из позиций, инициировать дискуссию в том случае, если все учащиеся сделали одинаковый выбор;

• утверждений не должно быть много. Оптимальный вариант - три.

При большом количестве учащихся в группе достаточно сложно создать условия для одинаковой активности всех участников, а особенно тех, которые чаще находятся вроли наблюдателей.

Прием "Пять по пять" Приложение 4

Прием позволяет:

• одновременно включить в работу обучающихся всей группы;

• ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;

• развивать устную речь обучающихся;

• дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся;

• развивать умения работать с текстом.

Подготовка и проведение:Педагог выбирает текст (можно использовать тексты параграфов учебников) и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он организует расстановку мебели в кабинете (форма "Дискуссионный клуб") и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Группы располагаются за отдельными столами, каждый обучающийся получает одну часть текста.

Преподаватель предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим обучающимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы обучающимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из обучающихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Обучающимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.

Педагог может собрать на проверку тетради, в которых обучающиеся фиксировали основные тезисы.

Материальное обеспечение: учебный текст (тексты параграфов учебников), ксерокопии статьи.

На что следует обратить внимание:

• все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;

• продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;

• рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.


Прием "Письменные дебаты" Приложение5

Прием позволяет:

• сформировать культуру дискуссии;

• развивать умение формулировки аргументов в защиту своей позиции;

• развивать навыки письменной речи.

Подготовка и проведение

Учащиеся знакомятся с темой, которая является предметом дебатов, и с механизмом их проведения.

Педагог объединяет учащихся в пары и определяет, какую позицию будет отстаивать каждый участник (например, один - сторонник данной позиции, другой - противник). Если в группе нечетное количество учащихся, то педагог организует работу одной триады.

Учащиеся садятся спиной друг к другу. Педагог зачитывает утверждение, и учащиеся начинают письменный диалог. На формулирование аргументов в защиту своей позиции дается 5 минут. Участники записывают их на листе бумаги в форме развернутых тезисов.

По истечении отведенного времени учащиеся меняются листами, читают тезисы своих оппонентов и приводят ряд антитезисов. Время работы - 5 минут. Такая процедура обмена листами повторяется 2-3 раза.

В последнем раунде учащиеся пишут индивидуально (или совместно, в парах) итоговую работу по дискуссии и сдают ее педагогу. При подведении итогов письменных дебатов педагог может задать вопросы: "Каковы лучшие аргументы партнера?", "Что понравилось в аргументах твоего партнера?", "Что вызвало недоумение в аргументах партнера?".

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4).

На что следует обратить внимание:

• работа учащихся может быть оценена индивидуально или попарно. Если педагог планирует выставить оценки за работу, он должен предупредить об этом в начале занятия.

Прием "Торнадо" Приложение 6

Прием позволяет:

• развить умение приводить аргументы взащиту своей позиции;

• задавать вопросы и отвечать на них;

• сформировать культуру ведения дискуссии;

• развить умение взаимодействовать вгруппе;

• приобрести опыт подготовки сообщения и выступления с ним.

Подготовка и проведение

В начале занятия педагог делит группу на три малые и расставляет мебель в форме "Дискуссионный клуб" (по два стола составляются вместе), фиксирует нормы и критерии оценки работы вгруппах, рассказывает последовательность проведения дискуссии.

Метод предусматривает несколько этапов проведения. За выполнение каждого этапа педагог начисляет баллы (обычно шкала оценок соответствует количеству групп, участвующих в дискуссии: три группы оцениваются по трехбалльной шкале). Педагог выставляет баллы, отмечая яркие выступления учащихся в защиту своей позиции, фиксируя интересные мнения, вопросы, хорошо аргументированные ответы.

Первый этап. В течение 1-2 минут все группы выбирают себе лидеров, придумывают название и девиз. В ходе представления педагог фиксирует на доске (листе бумаги) название групп.

Второй этап. Педагог предлагает в течение 1 минуты научиться говорить скороговорку (одна для всех групп) всей малой группой.

Третий этап. Педагог объявляет тему обсуждения и формулирует утверждение, вокруг которого будет разворачиваться дискуссия. Затем он предлагает одной группе привести аргументы взащиту утверждения, другой - попытаться его опровергнуть. После уточнения задания эти группы в течение 10 минут готовят небольшое устное выступление.

Задачей третьей (оставшейся) группы является формулирование 10 вопросов (по 5 каждой малой группе) с целью уточнения и прояснения позиций первых двух групп.

Четвертый этап. Презентация работы малых групп проходит по следующей схеме:

1. Выступает лидер группы, которая приводила аргументы в защиту утверждения.

2. Представители третьей группы задают 5 вопросов. На подготовку каждого ответа выступившей группе дается 30 секунд. Здесь вступает в силу еще одно правило: один учащийся из третьей группы может задать только один вопрос выступившей команде. В подготовке ответа участвует вся группа, но каждый учащийся имеет право представить ответ только на один вопрос. Лидер участвует в обсуждении ответов на поступающие вопросы, но не отвечает на них. Это правило действует и на пятом правиле презентации.

3. Педагог оценивает выступление лидера и ответы на вопросы третьей группы, выставляя две отметки.

4. Выступает лидер группы, которая опровергала предложенное утверждение.

5. Представители третьей группы задают 5 вопросов.

6. Педагог оценивает выступление лидера, ответы на вопросы третьей группы, выставляя две отметки.

7. Педагог оценивает работу третьей группы, выставляя отметки за каждый блок вопросов.

Пятый этап. Окончание дискуссии, подведение педагогом итогов групповой работы.

На что следует обратить внимание:

• группу из 25 учащихся и более педагог может разделить нА4 группы, две из которых будут работать над текстом, а остальные - готовить и задавать вопросы.

Прием "Мишень"Приложение7

Прием позволяет:

• оценить учащимся различные аспекты своей деятельности;

• совместно оценить учебную деятельность и ее результаты.

Подготовка и проведение

Учащиеся в тетрадях рисуют мишень. Три части мишени заполняет учащийся (в каждой части фиксируется определенный аспект учебного занятия), в четвертой части отметку выставляет педагог. (пример мишени изображен на рис.)В конце занятия педагог просит учащихся заполнить мишень и сдать тетради. Проверяя работу, педагог выставляет в своем секторе отметку учащемуся, при необходимости сопровождая комментарием.

Если отметки педагога и учащегося совпадают, то ее выставляют в журнал. В случае несовпадения отметок начинается процесс согласования.

Материальное обеспечение:листы бумаги с мишенью, цветные карандаши (фломастеры или маркеры), скотч.

На что следует обратить внимание:

• одна и та же мишень может быть использована несколько раз;

• аспекты для оценивания могут меняться в зависимости от целей и деятельности на занятии.

Пример оформления "Мишени":

Атмосфера в группе /Работа группы (класса)

Реферат на тему:Активизация познавательной деятельности

Моя работа на занятии /Оценка педагогом

© 2010-2022