- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по основам поиска работы и трудоустройства
Рабочая программа по основам поиска работы и трудоустройства
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ерешкина Н.М. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
___________________________________________________________________________
ГБОУ НПО Профессиональный Лицей Технологии и Дизайна
Санкт-петербург
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея технологии и дизайна
_________Р.А.Пантелеенко
«____»______ 2011 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА.
34 часа
профессия: парикмахер
Санкт-Петербург 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта(далее-ФГОС) по профессии начального образования ( далее-НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий НПО 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис 100106.01 Парикмахер
-
РАЗРАБОТЧИКИ: Ерешкина Н.М. - преподаватель
Согласовано
с методической комиссией технологического цикла
«_____»_____________2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
-
Тематический план 13
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы поиска работы и трудоустройства
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы на основании Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 591 - р от 16.08.2005 по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сфера обслуживания, по направлению подготовки 100100 Сервис:
100116.01 Парикмахер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в профессиональной подготовке по профессиям рабочих: ОКПР 16437 Парикмахер, ОКПР 13456 Маникюрша, ОКПР 16470 Педикюрша, ОКПР 13138 Косметик, ОКПР 16450 Постижер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться на рынке труда региона;
- определять требования к своей профессии, и ее конкурентоспособность;
- составлять автобиографию, резюме, сопроводительное письмо; трудовой договор;
- определять личностные достоинства и недостатки для избранной профессии;
- использовать технологии трудоустройства и применять правила поиска работы;
- соблюдать правила протокола и этикета при трудоустройстве;
- оформлять резюме, сопроводительное письмо, автобиографию, заполнять анкеты при трудоустройстве
- поддерживать внешний вид соискателя вакансии;
- применять различные средства и техники эффективного общения при ведении диалога с работодателем;
- использовать техники ведения телефонных переговоров при - трудоустройстве;
- определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих при трудоустройстве;
- производить хорошее впечатление на работодателя;
- адаптироваться на новом месте работы;
- пользоваться нормативной базой при трудоустройстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие сведения об экономической жизни общества, экономике предприятия и роли персонала в деятельности организации;
- понятие рынка труда и конкуренции на рынке труда, «конкурентоспособность» своей профессии;
- типы, виды и режимы профессиональной деятельности;
- основы законодательства РФ в области трудоустройства, обязанностей работника и работодателя, условий труда, оплаты труда;
-психологические особенности делового общения при проведении собеседования с кандидатом на замещение вакансии;
- виды собеседования и правила диалога;
- основные причины отказа в приеме на работу;
- причины, виды конфликтов, возникающих при трудоустройстве и в первые дни работы, способы их разрешения.
- роль личности в профессиональной адаптации;
- правила этикета при трудоустройстве;
- нормы профессиональной этики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
9
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе: реферат, домашняя работа с дополнительными источниками информации, подготовка сообщений, презентации
Итоговая аттестация в форме: зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы поиска работы и трудоустройства»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
54
Тема 1.
Основы рыночной экономики и рынок труда
Содержание учебного материала:
Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Экономические системы. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара или услуги. Роль цены.
Номинальный, реальный доход, социальная справедливость.
Рынок труда. Виды рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Конкуренция на рынке труда. Занятость населения. Безработица, виды безработицы, её экономические и социальные последствия. Роль государства в предупреждении явления безработицы и в ликвидации этого процесса. Понятие «Вакансия». Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Формирование предложений на рынке труда. Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы.
Конкурентоспособность профессии. Организация и условия труда.
Вознаграждение за труд. Государственная политика в области занятости населения. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
Трудовой договор и его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве, права и обязанности сторон. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.
19
15
2
Практическая работа № 1 Основные экономические понятия , их характеристики.
1
Практическая работа № 2 Признаки экономических систем.
1
Практическая работа №3 Обсуждение статей Трудового Кодекса РФ, порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.
1
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям, выполнение презентаций: «Потребности и ресурсы. Проблема выбора», «Рынок труда»
6
Тема № 2
Технологии трудоустройства
Содержание учебного материала:
Правила поиска работы. План поиска и подготовка к его реализации. Методы поиска работы. Подготовка документов для трудоустройства. Составление резюме, сопроводительного письма, автобиографии Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации. Самопрезентация. Интервью с работодателем.
Конфликтные ситуации при трудоустройстве.
15
10
2
Выполнение психологических тестов:
Практическая работа №4 Выявление вакансий по предложенным вариантам СМИ
Практическая работа №5 Составление резюме»
Практическая работа №6 Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий
1
1
1
Практическая работа №7
Ролевая игра: «Собеседование при приеме на работу»
1
Самостоятельная работа:
Выявление вакансий по специализированным СМИ. Изучение специализированных сайтов в сети Интернет. Сочинение -эссе:» Моя профессия конкурентоспособна». Выполнение Резюме и Сопроводительного письма в электронном виде по составленным алгоритмам. Выполнение реферата: «Государственная политика в области занятости населения»
5
Тема № 3
Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики
Содержание материала:
Социальная, профессиональная и психологическая адаптация. Новые жизненные и профессиональные задачи. квалификации. Психологическая совместимость. Психологическая характеристика профессии. Психологический климат в коллективе.
Вхождение в корпоративную культуру. Профессиональный этикет и правила поведения на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе. Планирование и реализация профессиональной карьеры. Самообразование и повышение квалификации. Зачёт.
16
9
2
Практическая работа № 8 Профессиональная этика поведения. Культура речи. Выработка правил по профессиональному общению.
1
Практическая работа № 9
Анализ собственных резервов и ограничений
1
Зачёт
Самостоятельная работа: Составление личного плана развития карьеры, формулирование профессиональной цели. Презентации учащихся: «Приемы эффективной коммуникации», « Анализ качеств лидера в коллективе, понятия формальный и неформальный лидер», «Профессиональная этика»
7
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, в том числе на электронных носителях;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия».2010.
-
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия».2008.
-
Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия».2012
-
Трудовой кодекс РФ
-
Закон РФ «О занятости населения».
Дополнительные источники:
-
Зайцева Т.В. Зуб А.Т. Управление персоналом. -М: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА - М.2008
-
Румянцева Е.В. М.:Альпина Бизнес Букс, 2008 (серия «Инструменты и методы»
Интернет-ресурсы:
referent.ru - правовая система референт
Навигатор «Кодекс законов о труде РФ»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Ориентироваться на рынке труда региона
Практическая работа № 3,4
Самостоятельные работы по темам 1,2
Определять требования к своей профессии и ее конкурентоспособность
Определять личностные достоинства и недостатки, необходимые для избранной профессии;
Практическая работа № 5,6,7
Самостоятельные работы по темам 1,2
Использовать технологии
трудоустройства и применять правила поиска работы
Практическая работа № 5
Самостоятельные работы по теме 2
Соблюдать правила протокола и этикета при трудоустройстве
Практическая работа № 9
Самостоятельные работы по теме 3
Беседа с учащимися на уроках.
Презентации учащихся
Уметь соответствовать правилам этики поведения и внешнего вида в формате официального общения.
Применять различные средства и техники эффективного общения при ведении диалога с работодателем
Использовать техники ведения телефонных переговоров при трудоустройстве
Определять тактику поведения
в конфликтных ситуациях, возникающих при трудоустройстве
Пользоваться нормативной базой при трудоустройстве
Практическая работа № 6,7
Самостоятельные работы по теме 3
Знания:
Общие сведения об экономической жизни общества, экономике предприятия и роли персонала в деятельности организации
Практические работы 1,2,3,4
Беседа с учащимися на уроках
Устный опрос учащихся
Самостоятельные работы по теме №1
Презентации учащихся
Понятие рынка труда и конкуренции на рынке труда, «конкурентоспособность» своей профессии
Типы, виды и режимы профессиональной деятельности;
Основы законодательства РФ в области трудоустройства
Психологические особенности делового общения при проведении собеседования различных типов с кандидатом на замещение вакансии
Практические работы 5,6,7,8,9
Беседа с учащимися на уроках
Устный опрос учащихся
Самостоятельные работы по темам №2, №3
Презентации учащихся
Основные причины отказа в приеме на работу
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих при трудоустройстве и в первые дни работы
Роль личности в профессиональной адаптации
Практические работы №9
Самостоятельная работа по теме №3
Презентации учащихся
Зачёт
Правила этикета при трудоустройстве
Нормы профессиональной этики
Поурочно-тематическое планирование
предмет : основы поиска работы и трудоустройства
профессия: парикмахер
срок обучения : 2года 5 мес.
Номер
урока
Тема
Кол-во
часов теорети
ческого обучения
Практические занятия
Самостоятельные
работы
Основы рыночной экономики и рынок труда (15час)
6
№1
Экономика как система хозяйствования. Благо. Потребности
1
№2
Ограниченность ресурсов
1
№3
Проблема выбора.
1
№4
Практическая работа №1:Основные экономические понятия
1
№5
Экономические системы.
1
№6
Практическая работа №2:Признаки экономических систем
1
№7
Движущие силы рынка
1
№8
Рынок труда. Типы, виды, режимы профессиональной деятельности
1
№9
Формирование предложений на рынке труда
1
№10
Занятость населения. Безработица
1
№11
Виды безработицы
1
№12
Государственная политика в области занятости населения.
1
№13
Трудовой Кодекс РФ. Нормы времени
1
№14
Трудовой договор
1
№15
Практическая работа №3: обсуждение статей Трудового Кодекса РФ .Порядок оформления на работу
1
Технологии трудоустройства (10 часов )
5
№16
Алгоритм поиска работы и подготовка к его реализации. Подготовка документов для трудоустройства
1
№17
Практическая работа №4 Выявление вакансий по печатным СМИ
1
№18
Резюме- визитная карточка соискателя
1
№19
Практическая работа №5 Составление резюме
1
№20
Сопроводительное письмо
1
№21
Практическая работа №6 Составление письма с предложением трудовых услуг на замещение вакансии
1
№22
Практическая работа №7 Составление автобиографии
1
№23
Собеседование. Типы собеседования Конфликтные ситуации при трудоустройстве
1
№24
Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации
1
№25
Практическая работа №8 :Ролевая игра
« Собеседование с работодателем при приеме на работу»
1
Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики ( 9часов )
6
№26
Новые жизненные и профессиональные задачи.
1
№27
Психологическая и профессиональная адаптация.
1
№28
Тестирование: «Наши адаптивные возможности»
1
№29
Культура речи
1
№30
Правила поведения на рабочем месте. Профессиональная этика поведения
1
№31
Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
1
№32
Практическая работа №9 Производственный конфликт, диагностика разрешения конфликта
1
№33
Анализ собственных резервов и ограничений. Тест: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения»
1
№34
Зачет
1
итого
34
9
17
6