Отчёт В учителя 1 (продвинутого) уровня

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сало Елена Александровна Портфолио учителя Отчет B

группа 2 первого уровня

г. Кокшетау 04.11. 2015 год

Отчет В

Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику школы, включающий доказательства, собранные до и во время этапа «Практика в школе»

Осознавая необходимость преобразования школьной практики, задаешься вопросом «С чего начать?». Я много размышляла, пока окончательно не осознала, что ключевым подходом в рамках подготовки к изменениям, является исследование в действии, суть которого «изменить практику в ответ на проблему». Сбор данных - это первоначальный этап, цель которого я поставила: выявить проблемы, требующие изменения практики в школе, и определить приоритеты развития школы для выявления фокуса изменений.

Я работаю в сельской школе. Профильное направление в 10-11 классах- естественно-математическое. Всего в школе обучается 195 учащихся. Количество классов - 19, из них с казахским языком обучения - 8, с русским языком обучения - 11. Всего в школе работают 39 педагогов, из них учителей высшей категории - 3, первой категории - 8, второй категории - 14, без категории - 14 учителей (приложение 1). Обучение ведется на государственном и русском языках. Расписание учебных занятий и перемен соответствует СанПину. Уровень оснащенности помещений школы соответствует нормам и стандартам, предъявляемым к учебным заведениям Республики Казахстан.

Для того, чтобы определить стартовую позицию школы, директор предложила состав команды развития (приложение 2). Принимая во внимание то, что период практики - установленное время (6 недель) и то, что школьное общество все еще придерживается иерархической модели руководства учебно-воспитательного процесса, в команду развития школы были вовлечены заместители директора, учителя, прошедшие 3 уровень Программы, психолог, которая поможет качественно и детально проанализировать успешность учеников, председатель Попечительского совета родителей, которая поможет наладить связь между родителями, т.е. «действующие лидеры» школы. Работа команды была выполнена на «хорошо», мы удачно выбрали эту команду, т.к. все они очень исполнительны, умеют работать в группе, с коллективом, понимая всю важность нашего дела.

Фокус - группой для исследования, а затем для реализации практики решено было взять учителей профессионального сообщества (ПС) естественно - математического цикла и учащихся среднего звена. Во время интервью, директор школы дала краткую оценку состояния учебно-воспитательного процесса, обратила внимание на проблему познавательной активности учащихся. Её выводы основывались на низких показателях учащихся в различных районных, республиканских, международных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах по предметам естественно - математического цикла и, что именно в среднем звене закладывается основа знаний старшей школы. Я согласилась и вынесла это предложение на производственном совещании, где сначала выступила с презентацией «Меняется мир - меняемся мы» об идеях Программы 1 уровня. Очень было приятно, когда в предложенный состав группы развития сама попросилась учительница начальных классов (она в дальнейшем стала моим менти).

На заседании команды мы изучили анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 г.г. и планирование на 2015-2016 учебный год, выбрали формы сбора данных, определили сроки. Заместитель директора по воспитательной работе, психолог и председатель Попечительского совета родителей провели анкетирование среди учителей естественно - математического цикла, учеников и родителей 5 - 7 классов с русским языком обучения, я с учителями-уровневиками посетили ряд уроков коллег и провели интервью с учащимися и учителями.

Президент РК Н.А.Назарбаев определил образование и науку стратегическими направлениями развития республики в ближайшее десятилетие «… я считаю, стратегической задачей коренное изменение дел в системе образования…», «… Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации…», а также поставил цель - в течение 10-ти лет войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Таким образом, основываясь на разработанные концепции образования Республики Казахстан до 2020 года, законы РК «Об образовании», «О языках», ГОСО, проекты «Казахстанская карта детского чтения» и «Развитие математической грамотности учащихся на основе заданий международных исследований TIMSS и PISA» перед коллективом школы поставлены следующие цели:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников через внедрение в школьную практику идей Программы уровневых курсов (семи модулей и подхода Lesson Study);

  • создание условий для развития личности способной к самореализации и формирования ключевых компетенции у учащихся;

  • приобретение учащимися навыков функциональной грамотности.

По анализу за прошлый год учебно-воспитательный процесс велся по составленному плану традиционно, как и для многих других школ республики: организация и проведение методических советов, заседаний МО, предметных декад, открытых уроков и классных часов. Учителя со стажем проводили семинары-практикумы и мастер-классы. Аттестующиеся учителя проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия. Для молодых учителей назначались наставники и планировали работу совместно с молодым специалистом. На такой «натоптанной» дороге не было исследования в действии, рефлексии своей деятельности, обратной связи от учеников и родителей, координации процесса обучения. Т.е. знания просто транслировались по «традиционной методике» от учителя к ученику, что влечет за собой только механически запоминающееся, поверхностное обучение (Руководство для учителя, стр. 121). Качество знаний за последние 3 года оставляет желать лучшего. Рост качества заметен лишь на 1-2% (приложение 3). По итогам прошлого учебного года в 1-4 классах-22 отличника, в 5-9 классах-6 отличников, а в 10-11 классах нет учащихся-отличников, т.е. мотивация к обучению снижается с переходом в среднее и старшее звено. Получается мотивированных на обучение детей «даёт» начальная школа, а среднее звено их «теряет». По словам коллег, такая тенденция сохраняется уже более 7 лет. Сейчас в школе есть и современная техника, кабинеты новой модификации химии и физики, универсальные интерактивные оборудования, лаборатории для полноценного обучения детей в среднем и старшем звене. Так в чем же дело? Учителя среднего звена менее компетентны в обучении детей? А может в начальной школе завышаются оценки? Возникло много вопросов, ответы на которые, я считаю, может дать рефлексия своей деятельности, систематическое осуществление обратной связи и педагогическая компетентность учителей школы.

Следующий этап - это значительное использование ресурсов и времени на изготовление анкет в бумажном варианте, тщательный подсчет, обработка и анализ данных в виде сводных таблиц и диаграмм, позволяющих сделать анализ - все эти трудности были преодолены благодаря согласованности действий команды экспертов.

Уровень педагогической компетентности учителей определили согласно требованиям к компетенциям педагогических работников системы общего среднего образования из журнала профессионального самообразования и развития учителей, согласованного педагогическим советом от 28.08.2015 года (приложение 4). В анкетировании участвовали 15 учителей ПС естественно - математического цикла. Анализ данных анкет на определение требований к профессиональным компетенциям педагогических работников, показал следующие результаты: наиболее развитой по психолого-педагогической компетенции является способность развивать ученика в ходе обучения (высокий - 33%, средний - 67%, низкий - 0%), а наименее развитой - способность научить самостоятельно учиться, развитие умений рефлексировать обучение (низкий - 27%). По компетентности отношений наименее развито умение создавать среду для обмена мнениями и дебатов среди учеников в ходе обучения в классе (низкий - 20%). Сильной стороной компетентности использования ИКТ в обучении является использование ресурсов глобальной сети Интернет (высокий - 27%, средний - 73%, низкий - 0%). В разделе «Управленческая компетентность в ходе урока» наиболее развитой стороной выявилось способность спланировать урок (высокий - 20%, средний - 73%, низкий - 7%). Если провести общий анализ по всем компетенциям, то вывод будет следующим. Ни одна компетенция не набрала 50% высокого уровня, на среднем уровне - компетенция отношений - 58%. Из всех ключевых компетенций на низком уровне сформированности находится компетентность оценивания и анализа учебного процесса - 63%. Всего 7% учителей - умеют разрабатывать критерий оценивания работы для групп и индивидуальной работы учащихся, этот же контингент учителей изучает причины недостатков учеников в обучении и анализирует работу в соответствии с возможностями учеников.

Проанализировав результаты анкетирования, команда развития выделила западающую компетентность - «компетентность оценивания и анализа учебного процесса». Анализ анкет занял у нас очень много времени, мы выбрали сильно большой объём информации для анкетирования. Решено, что для подведения итогов практики, мы проведём опрос только по компетенции оценивания.

Дальнейшим нашим шагом было - исследование только компетенции оценивания через опрос учащихся (анкетирование и интервью), родителей (анкетирование), наблюдение (посещение уроков) и интервью учителей. Вместе с командой выбрали и подкорректировали два опросных листа (Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учеников и родителей., стр.89, 155). Вопросы были составлены на основании анализа анкет учителей.

Для того чтобы услышать «Голос ученика», учащимся 5 - 7 классов были предложены анкеты. Приняло участие - 38 учащихся. Результаты анкетирования (приложение 5) показали, что практически во всех классах учащиеся могут оценивать себя и одноклассников (50%), но не знают критерии, по которым нужно оценивать и по которым оценивают их (75%). Оценка учителя не включает в себя комментарии и рекомендации о том, что и как нужно улучшить (55%). 70% опрошенных учащихся утверждают, что в конце урока не проводится рефлексии и, что они не могут выразить свое мнение по поводу работы на уроке (что усвоил, что было непонятно и т.д.). Учителя редко используют письменное оценивание, но зато (72%) задают устные вопросы с целью оценки знаний. Эти результаты ещё раз показывают, что всё - таки у учителей естественно-математического цикла «западающей» темой является - Оценивание.

Очень большую работу по письменному опросу родителей провела председатель Попечительского совета. Только при подсчёте данных, отметили себе, что нужно было ей в помощники привлечь актив родителей 5-7 классов. Анализируя результаты анкетирования родителей (приложение 6), мы отметили некоторые факты. Следует отметить, что большинство родителей не согласны с тем, что их дети участвуют в определении целей урока и критериев успеха (84%), указывают, что учителя необъективно оценивают работу детей (53%), не всегда удовлетворены качеством образования, получаемым их детьми (45%). Со своей стороны регулярно проверяют домашнюю работу только (29%), они же отмечают, что учитель даёт обратную связь по домашнему заданию. Только 21 % родителей считают, что в школе выработаны критерии оценивания и критерии успеха для учащихся.

Поразмыслив над сложившейся ситуацией, для более объективного оценивания, мы решили посетить уроки в этих классах. Из листа наблюдений учителя истории (3 уровень): «… На уроке математики при выполнении самостоятельной работы ученик М. не проявил интереса, не решал задачу, не участвовал в обсуждении решения задачи…», «… Учитель не обратил должного внимания ученику М. Оценивание производилось лично учителем без комментариев…». А учитель русского языка и литературы (3 уровень), посетившая урок биологии, отметила, что учащиеся затруднялись при выполнении работы, учитель не смог организовать совместную работу учащихся. Каждый ученик работал индивидуально, заметно было, что более «сильные» учащиеся не желали делится мнениями с более «слабыми». Не было дифференциации заданий. Учитель не применяет на уроках активные методы обучения. На уроке преобладает монологическая речь учителя. Оценки, выставленные за урок, повлекли за собой вопросы учащихся «А почему мне «3», я же таблицу составлял?» и «А за пересказ текста оценку мне не поставили?». Опираясь на данные, полученные в ходе анализов посещения уроков, определили проблемы классов. Решив, что анкетирование может дать необъективную информацию, провели интервью с учащимися. Интервью (приложение 7) еще раз подтвердило анализы анкетирования и посещения уроков.

В ходе интервью учителей ПС ЕМЦ (приложение 8) указали, что одной из главных проблем является низкий уровень саморегуляции и самообразования учителей, боязнь внедрения новшеств, устоявшийся стереотип традиционного преподавания и обучения. А так же немаловажным фактором является несистематическая связь между родителями и школой, родители держатся в стороне от всех новшеств в системе образования страны, а учителя не организуют совместную деятельность с родителями в формировании и развитии навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Посовещавшись с членами команды развития, принимая во внимание мнения всех членов команды о результатах анкетирования, опроса, наблюдения, интервью, мы пришли к выводу и определили ряд проблем, существующих в школе:

  • низкий уровень профессиональной компетентности учителей;

  • несистематическое применение элементов новых педагогических технологий и активных форм обучения на уроках;

  • узконаправленное применение информационно-коммуникативных технологий (только слайдовые презентации);

  • незнание учителей о видах оценивания;

  • неумение разрабатывать критерий оценивания и применять их в своей практике.

Командой развития школы были определены пять своих точек зрения - показателей хорошей школы (из контекста Великобритании), достижение которых будет прослеживаться в перспективной программе развития школы:

Ученик:

  • все учащиеся друг друга уважают;

  • учителя координируют деятельность учащихся на уроке, не проявляют излишней строгости;

  • учителя оказывают всестороннюю помощь для выполнения заданий, с которыми ученики не справляются.

Учитель:

  • налажено взаимодействие между учителями в школе, создана коллаборативная среда;

  • учителя, повышая квалификацию, успешно занимаются саморазвитием и самообразованием;

  • ученики мотивированы на обучение;

  • оказывают благоприятное воздействие на развитие таланта и одаренности учащихся.

Родители:

  • успешно взаимодействуют со школой, участвуя в перспективном планировании;

  • заинтересованы в успешности детей, которые медленнее усваивают материал;

  • интересуются новшествами, внедряемыми в школьную практику.

Руководство:

  • обеспечивает атмосферу сотрудничества для достижения определенных целей;

  • предоставляет точную и конкретную информацию внешним сообществам;

  • правила школы применимы одинаково для всех;

  • оказывают благоприятное воздействие на развитие таланта и одаренности учителей и учащихся.

Вспомогательный персонал:

  • школа чистая, теплая, уютная, располагающая к повышению мотивации учащихся;

  • атмосфера сотрудничества и сотворчества;

  • созданы условия для полноценного развития всех членов коллектива.

Обсудив все определенные проблемы школы, исходя из анализов анкетирования по ключевым компетенциям педагогов, где компетенция оценивания «западает», анкетирования учащихся и родителей, где указывается на необъективное оценивание учащихся, для исследования в период практики команда развития выбрала приоритетное направление: «Развитие компетентности оценивания и анализа учебного процесса», цель которого: «Развитие у учителей навыков оценивания обучения, для повышения у учащихся мотивации к обучению».


Использованная литература:

  1. Руководство для учителя первого уровня (Теоретические основы Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения, стр. 121).

  2. Раздаточные материалы для учителя первого уровня.

  3. Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учеников и родителей.

  4. «Показатели успешной школы» из контекста Великобритании.





Приложение 1


Качественный состав учителей






Приложение 2


Состав команды развития школы


Занимаемая должность

Уровень квалификации

1

Зам.директора по УР

1 категория,

1 уровень (слушатель)

2

Учитель истории

1 категория,

3 уровень

3

Учитель русского языка и литературы

2 категория,

3 уровень

4

психолог

1 категория

5

Зам.директора по ВР

1 категория

6

Учитель начальных классов


7

Председатель Попечительского совета родителей




Приложение 3


Показатель качества знаний

по предметам естественно - математического цикла за 3 года


Динамика 2012 - 2015 г.г. - + 2,9%



Приложение 4


Требования к компетенциям

педагогических работников системы общего среднего образования

Мир меняется, и вместе с ним меняются и дети, что в свою очередь предъявляет новые требования к квалификации педагогов.

Требования к компетенциям предназначены для определения единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагогов, для оценивания квалификационного уровня при аттестации педагогов, для подготовки государственных стандартов образования в сфере педагогического образования и составления должностных инструкций.

В соответствии с требованиями к компетенциям педагог во время обучения и воспитания должен использовать специальные методы для вовлечения в учебный процесс ученика: одаренных детей, детей, обучающихся не на родном языке, детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Педагог должен эффективно руководить классами - вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания путем мотивирования учебно-познавательной деятельности, ставить цели, влияющие на развитие учеников, несмотря на их происхождение и способности, а также характер.

На ответственность педагогов выпадает формирование и развитие универсальных учебных действий, ценности и образцы социального поведения, навыки поведения в виртуальной реальной жизни и в социальной сети, различные культурные отношения и толерантные навыки, ключевые компетенции и др.

Компетентность - это совокупность достаточных личных качеств специалиста, необходимых для эффективного и гарантированного выполнения профессиональной деятельности соответствующего уровня качества и условий.

Цель: определение, нахождение и проведение отбора по уровням профессиональных компетенций учителя

Количество анкетируемых: 15 учителей ПС ЕМЦ


  1. Психолого-педагогическая компетентность

Составные части

Уровни

А (высокий)

В (средний)

С (низкий)

Способность стимулирования и понимания у ученика мотива к учебе

Постоянно использует

методы стимулирования

учеников

Изредка использует

методы стимулирования

Методы стимулирования используются редко, не дают результатов

27 %

53%

20%

Способность развивать ученика в ходе обучения

Постоянно использует методы и преимущества развивающего характера

Неустойчивый развивающий характер

Методы в обучении не имеют развивающего характера

33%

67%

0%

Способность определять

причины возникновения

трудностей в учебе учеников и помогать их устранять

Сформирована системность в определении трудностей и их устранении регулировании)

Неконкретны пути определения трудностей и их устранения

Отсутствие системности в

определении трудностей и их устранении

27 %

53%

20%

Способность научить

самостоятельно учиться, развитие умений рефлексировать обучение

Постоянно мотивирование

учеников к самообразованию, самоанализу, саморегуляции

Отсутствие постоянной

мотивации учеников к

самообразованию, самоанализу, саморегуляции

Отсутствие самообучения и

рефлексии

40%

33%

27%

Итого (средний процент по каждому уровню):

32%

52%

16%

Вывод: наиболее развита - способность развивать ученика в ходе обучения, наименее развита - способность научить самостоятельно учиться, развитие умений рефлексировать обучение


  1. Компетентность отношений

Составные части

Высокий

Средний

Низкий

Умение конструировать

педагогический диалог,

способность стимулирования

ученика к обмену мнением с

учителем в обучении

Установление эффективных

диалогических отношений с

учеником, стимулируя

готовность к взаимопониманию и

взаимоотношения

Неустойчивый эффект

диалогических отношений с

учеником, стимулирование

готовности к взаимопониманию

и взаимоотношения

Отсутствие диалогических

отношений с учеником,

условий для успешной учебы

40%

53%

7%

Умение создавать среду для обмена мнениями и

дебатов среди учеников в ходе обучения в классе

Систематическое

и целенаправленное

создание диалогических и дискуссионных отношений среди учеников в классе

для обеспечения благоприятной эмоциональной среды для развития личных качеств

Редкое использование

диалогических и дискуссионных отношений среди учеников в классе

для создания коллаборативной среды в обучении

Отсутствие навыков

организации диалогических и дискуссионных отношений среди учеников, которые

являются основой для успешного обучения в классе

27%

53%

20%

Понимающее отношение к

суждениям учеников, способность помогать

устранять языковые барьеры

Понимающее отношение к суждениям учеников, демонстрация высшего профессионализма в оказании помощи для устранения языковых барьеров

Понимающее отношение к

суждениям учеников,

проявление равнодушия в устранении языковых

барьеров

Понимающее отношение к

суждениям учеников,

отсутствие навыков в

устранении языковых

(речевых) барьеров, в создании среды для успешной учебы

27%

67%

7%

Итого:

31%

58%

11%

Вывод: наиболее развита - Умение конструировать педагогический диалог, понимающее отношение к суждениям учеников;

наименее развита - Умение создавать среду для обмена мнениями и дебатов среди учеников в ходе обучения в классе


  1. Компетентность использования

информационно-коммуникативных технологий в обучении

Составные части

Высокий

Средний

Низкий

Умение использовать

компьютер при подготовке к урокам (программа MS

OfficeWord)

Применение программы

Powerpoint при подготовке

ознакомления и ресурсов,

относящихся к урокам

Блоки систематизированных файлов: наличие поурочных

планов, заданий, лабораторных и практических работ, фильмов, постоянное

использование ознакомления (на всех уроках, то есть 100%

проводимых уроках)

Блок файлов: постоянное

использование для

ознакомления поурочные планы, задания, лабораторные и практические работы, фильмы не систематизированы, периодическое использование (не превышает 70%

проводимых уроков)

Наличие электронного

формата поурочных

планов, заданий, лабораторных и

практических работ, фильмов, но не полное их

использование. Использование менее 50% проводимых уроков

27%

53%

20%

Использование глобальной системы

«Интернет»

Зарегистрирован в отечественных и

международных

педагогических сетях и

сообществах, а также активная работа(не менее 4 дней в неделю). Использование интернета в подготовке к урокам, работа в качестве блоггера.

Зарегистрирован в

отечественных и

международных

педагогических сетях, но работает не активно (менее 1 дня в неделю). Использование

при подготовке к урокам, интернета только как

дополнительного ресурса.

Не зарегистрирован в

отечественных и

международных

педагогических сетях. Не систематически использует

интернет при подготовке к

урокам как дополнительный

ресурс.

27%

73%

0%

Умение использовать в общении с коллегами и учениками электронные

почты (e-mail, gmail), программы связи (Skype, ICQ, Agent и др.).

Постоянное использование

электронной почты, и наличие хотя бы одного из широко распространённых

сетей (Skype, ICQ, Agent, и др.) для общения с коллегами и учениками

Наличие электронной

почты, ее использование,

зарегистрирован в одной из сетей для общения (Skype,

ICQ, Agent, и др.) с коллегами и учениками, но редко использует.

Нет электронной почты, не работает ни с какими программами (Skype, ICQ, Agent, и др.), общение с коллегами и учениками

ограничено личными встречами и по телефону.

60%

40%

0%

Уровень использования

мультимедиа в процессе урока (использование

фото, видео, аудио

файлов)

Постоянное и систематическое использование в процессе урока мультимедиа (есть

сборник масштабных,

систематизированных данных)

Стабильное использование

возможностей мультимедиа в ходе урока (не меньше 70% проводимых уроков)

Накопительный фонд в ходе формирования, не охватывает 100% содержания знаний (по предмету)

Редкое использование

мультимедиа в ходе урока меньше 50% проводимых

уроков), материалы не систематизированы и не полны (соответствуют

содержанию знаний

определенного предмета)

20%

47%

33%

Итого:

34%

53%

13%

Вывод: наиболее развита - Использование глобальной системы «Интернет», умение использовать в общении с коллегами и учениками электронные почты, программы связи;

наименее развита - Уровень использованиямультимедиа в процессе урока



  1. Управленческая компетентность в ходе урока

Составные части

Высокий

Средний

Низкий

Способность планировать урок

Соответствие методическим

требованиям, подготовка с

творческим подходом.

Доступные, удобные и

понятные

Возможность получения

сведений о структуре и ходе урока при помощи поурочного плана

Наличие поурочного плана,

преобладание периодичности

20%

73%

7%

Способность рационально использовать и регулировать время урока

Постоянное уделяют

должное внимание

каждому этапу урока, умение эффективно вести работу

Уделяют должное

внимание каждому этапу

урока, но без сохранения

систематичности

Не уделяют должного

внимания этапам урока

20%

40%

40%

Способность организовать результативную работу ученика в группе

Эффективное использование

возможностей работы в группах и паре

Редкое проведение

работы в группах и паре, отсутствие концентрации внимания на их значимости

Отсутствие работы в группах, неумение их

организовать

20%

40%

40%

Способность выбирать

эффективные методы

преподавания

Результативное и эффективное использование с сопоставлением элементов

эффективных методов

Использование методов,

неспособность их модифицировать

Использование на уроках

традиционных или только одного метода, отсутствие систематизированных методов

13%

53%

34%

Итого:

18%

52%

30%

Вывод: наиболее развита - Способность планировать урок;

наименее развита - Способность рационально использовать и регулировать время урока, способность организовать результативную работу ученика в группе


  1. Компетентность оценивания и анализа учебного процесса

Составные части

Высокий

Средний

Низкий

Способность разработки

критериев оценивания

работы в группах и паре

Постоянная разработка

критериев по дискриптору по каждому уроку для оценивания работы учеников в группах и паре

Редкая разработка

критериев оценивания

работы учеников в группах и паре

Отсутствие разработки

конкретных критериев оценки знаний учеников

7%

20%

73%

Способность разработать

критерии оценок индивидуальной работы ученика

Формативно оценивает

индивидуальную работу ученика, разрабатывает

критерии по дискрипторам

Редко существуют

стимулирующие критерии в

разработке оценок

индивидуальной работы ученика

Не использует методы

стимулирования, развития

оценивания знаний ученика, не оцениваются всесторонне

7%

20%

73%

Способность

конкретизировать

всестороннее оценивание знаний ученика при помощи аргументов,

повышения мотивации

ученика при помощи

оценивания

Выставление конкретной

оценки при помощи оценивания знаний ученика, различных аргументов, дальнейшего повышения мотивации для роста знаний и получения хороших оценок

Одностороннее

оценивание знаний учеников, не фокусируется

на всестороннем оценивании и анализе

Отсутствие систематичности в анализе и оценивании знаний учеников. Отсутствие внимания и реализация стимулирования посредством оценивания,

повышения внутренней мотивации.

13%

33%

54%

Способность изучать причины недостатков

учеников в обучении

Определение причин

недостатков учеников в

обучении, интерпретация путем исследовательского метода, создание благоприятных условий для эффективного влияния и развития ученика

Отсутствие точности в определении дефектов в знаниях ученика, поверхностное отношение и недостаточное принятие

корректирующих мер

Отсутствие мер по выявлению и устранению

пробелов в знаниях ученика

7%

40%

53%

Умение анализировать

работу в соответствии с возможностями учеников

Задания в соответствии с

возрастом и возможностями каждого ученика. Умение выгодно использовать различные методы

Редкое уделение внимания

возможностям учеников,

неустойчивость

Отсутствие уровневых

заданий. Отсутствие учета

возможностей учеников

7%

33%

60%

Итого:

9%

28%

63%

По всем критериям «низкий» уровень превышает

Вывод: «западающая» компетентность - Компетентность оценивания и анализа учебного процесса

Общий анализ.

  1. Психолого-педагогическая компетентность

  2. Компетентность отношений

  3. Компетентность использования информационно-коммуникативных технологий в обучении

  4. Управленческая компетентность в ходе урока

  5. Компетентность оценивания и анализа учебного процесса

Высокий уровень компетенции. Низкий уровень компетенции.


Зелёный цвет - лидирующая позиция

Жёлтый цвет - средняя позиция

Красный цвет - западающая позиция



Приложение 5


Анкета ученика средней школы.

Тема «Оценивание»

Количество анкетируемых: 38

Класс: 5 - 7 класс

Цель: отношение учащихся к оцениванию его работы на уроках

Вопрос

Да (%)

Нет (%)

Иногда (%)

1

Я умею оценивать свою работу и работу одноклассника

50

27

23

2

Я знаю критерии, по которым учитель оценивает мою работу

0

0

25

3

Оценка учителя включает комментарии и рекомендации о том, как дальше улучшить мою работу

30

55

15

4

Сильные и слабые ученики получают разные задания на уроках

20

60

20

5

Учителя просят сильных учеников помогать слабым на уроках

21

43

36

6

Мы делаем рефлексию в конце урока

15

70

15

7

Я могу выразить свое мнение по поводу работы на уроке (что усвоил, что было непонятно и т.д.)

10

70

20

8

Учителя поощряют хорошую работу

50

30

20

9

Учителя используют письменное оценивание

11

41

48

10

Учителя задают устные вопросы с целью оценки знаний

75

5

20

11

Учителя оценивают вас во время Вашей работы (оценивание во время работы позволяет вам видеть то, как вы работаете)

26

28

46

12

Оценивание соответствует тем целям, по которым Вы работаете

47

23

30

13

Оценивание соответствующее, оно следует из того, чем вы занимаетесь

12

23

65

14

Получить хорошую отметку очень важно

30

30

40

Вывод: учащиеся могут оценивать себя и одноклассников, но критерии оценивания не знают;

Оценка учителя не включает в себя комментарии и рекомендации о том, что и как нужно улучшить.

В конце урока не проводится рефлексия и, что учащиеся не могут выразить свое мнение по поводу работы на уроке (что усвоил, что было непонятно и т.д.). Учителя редко используют письменное оценивание, но зато задают устные вопросы с целью оценки знаний.

Приложение 6

Анкета для родителей 5 - 7 классов

Тема: «Школа глазами родителей»

Цель: узнать мнение родителей о деятельности школы, о процессе оценивания; уровень удовлетворённости работой школы.

Количество анкетируемых: 38

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов о деятельности нашей школы.

Ваше мнение для нас очень важно.

Вопросы

Согласен

Не согласен

Полностью не согласен

1

Мой ребенок обучается в надежной и безопасной обстановке

87 %

13 %


2

Обстановка, в которой обучается мой ребенок, упорядочена и в ней поддерживается надлежащая дисциплина

58 %

42 %


3

Школа, в которой учится мой ребенок, высоко держит планку академических стандартов

47 %

53 %


4

Учитель объективно оценивает работу моего ребенка

47 %

53 %


5

В школе, в которой учится мой ребенок, выработаны критерии оценивания и критерии успеха для учащихся

21 %


79 %

6

Мой ребенок принимает участие в определении целей обучения и критериев успеха

16 %

5 %

79 %

7

Меня обеспечивают достаточно полной информацией относительно успехов моего ребенка

74 %

26 %


8

Меня удовлетворяет качество образования, получаемое моим ребенком в школе

55 %

45 %


9

Я регулярно проверяю домашнюю работу своего ребенка

29 %

71 %


10

Я обеспечиваю своему ребенку постоянное место и время для приготовления домашнего задания

89 %

11 %


11

Учитель моего ребенка регулярно предоставляет обратную связь по домашнему заданию.

29 %

71 %


12

Я регулярно слежу за обновлениями интернет-сайтов школы и отдела образования района

11 %

89 %


Вывод: большинство родителей не согласны с тем, что их дети участвуют в определении целей урока и критериев успеха;

указывают, что учителя необъективно оценивают работу детей;

удовлетворены качеством образования, получаемым их детьми;

не проверяют обратную связь по домашней работе;

обеспечивают ребенку постоянное место и время для работы;

не следят за обновлениями интернет - сайтов школы и отдела образования.



Приложение 7

Фрагмент интервью с учащимися 7 класса.

Вопросы

Ответы

Ученик А.

Ученик Д.

Ученик М.

Что для Вас является главной целью обучения?

Получить образование

Закончить школу с хорошими оценками

Знать о разных открытиях науки

На уроках истории Вы работаете в группах и парах. Желаете ли Вы так же работать на других уроках? Каких именно?

Да. Мне нравится работать совместно с одноклассниками. Вместе решать какие-либо учебные задания. Кроме истории, мы работаем в группах и парах на уроках литературы, физики. Хотелось, чтобы групповая работа организовывалась на уроках математики, географии.

Да. Работа в группе помогает заполнить много интересного. Свободно общаться.

А на каких уроках работать в группе мне всё равно. Как организует учитель, так и будем работать и учиться.

Мне очень удобно работать в группе и в парах. Но, к сожалению, только на истории это возможно. Хорошо было бы, если по математике мы могли так помогать друг другу.

Вы в анкете указали, что оцениваете себя и одноклассников. А как вы это осуществляете? Что Вы еще можете сказать об оценивании Вас и Ваших работ учителями школы?

Да, я получаю задания с критериями оценивания. Но только по истории, иногда по литературе и русскому языку. На остальных уроках всегда оценивает только учитель или мы, как оценим, так оценим. Очень удобно выполнять задания, когда знаешь как нужно оценивать.

Я всего несколько раз получал такие задания по географии и литературе. Но все равно не понял, как по ним работать. Учитель все равно укажет на допущенные ошибки.

Не помню, чтобы мы выполняли подобные задания. Но хотелось бы заранее знать критерии, чтобы заранее знать, что с меня будут требовать.

Вывод: учащимся интересно работать в группе, желают, чтобы на всех уроках проходили парные и групповые работы;

высказали мнение, что учителя сами оценивают работы, нет обратной связи.

Приложение 8.

Фрагмент интервью с учителями - предметниками ПС ЕМЦ.

Вопросы

Ответы

Учитель химии и биологии (педстаж 37 лет)

Учитель физики и информатики (педстаж 12 лет)

Учитель математики (педстаж 35 лет)

Что для Вас является главной целью обучения?

Дать знания учащимся

Научить детей правильно пользоваться любого вида техникой. Применять вычислительные навыки в любой сфере деятельности.

Наверное, помочь детям сформироваться как конкурентноспособная личность.

Как Вы осуществляете оценивание работ учащихся? Разрабатываете ли критерии оценивания?

Оценивая рабочие тетради, придерживаюсь орфрежима. Критерии оценивания не применяю на уроках, но попробую по - практиковаться. Мне кажется, я боюсь новшеств. Да и я не скрываю, что учитель «старой закалки» и привыкла так работать.

Лабораторные работы оцениваю по практическим навыкам. Не все учащиеся оформляют правильно и делают соответствующий вывод, но в то же время отлично справляются с соединением проводов или разбором и сборкой механизма. А контрольные работы оцениваю согласно орфрежима. Что касается критериев оценивания, то готовые критерии применяю, а сам их не разрабатывал. Не практиковал. Но надо попробовать.

Всё строго оцениванию по оргрежиму. Критерии оценивания иногда применяю на практике готовые. Готовлю сама редко. Очень много времени требует. Но, действительно, ученики с предложенными критериями выполняют задания качественно и правильно.

Как вы думаете, как можно повысить мотивацию учащихся к обучению?

Нужно, чтобы учащиеся почувствовали ответственность за свое обучение.

Побольше практики, чем теории. Хорошо было бы сотрудничать с производственными объектами для осуществления практической деятельности по биологии, химии, физике. Это повысило бы интерес к предмету. Необходимо активное сотрудничество родителей и школы.

Сейчас дети очень мало читают, что говорит о низкой грамотности. Нужно активно внедрять новые подходы в преподавании и обучении, развивать критическое мышление, функциональную грамотность.

18


© 2010-2022