Рабочая программа факультативного курса Учимся проектировать для 5 класса

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20







Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 20

_______________С.В.Кочегарова

«____»______________2014 г.

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Социальное проектирование»


5 класс


Учитель:

Ролдугина Е.Ю.


г. Рыбинск

2014 г.



Пояснительная записка

В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектно-исследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Основы по ведению учеником исследовательской работы позволит будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества.

Подростковый возраст - один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников.

Социальное проектирование - это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Ученик - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.

Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных п р о б л е м:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;

- у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цели и задачи курса


Цель данного курса

  • формирование проектных умений учающихся как одного из условий развития их индивидуальности;

  • привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества;

  • достижение такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;

  • способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;

  • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

  • учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

  • обучить старшеклассников научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования;

  • включить старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем

  • формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Описание места учебного предмета в учебном план

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа

Содержание программы


Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, которые способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:



  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы, проекта.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, социологический опрос, просмотр фильма, тренинги, ролевые игры,рефлексивный анализ и самооценка

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция

Технологии, методики:

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Планируемые результаты



Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

координировать свои усилия с усилиями других;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Реализация программы также будет способствовать развитию:

1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

компетентность по приобретению знаний

компетентность предвидеть результаты, планировать

компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем

компетентность в реализации выдвинутых решений

компетентность оценивать и объяснять полученный результат

2. ключевых компетентностей:

социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.)

коммуникативную (владение устным и письменным общением)

информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию)

учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками)

Обучающиеся должны научиться



  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.



Тематическое планирование курса занятий

по Программе «социальное проектирование» (учимся проектировать)


п/п

Тема

занятия

Кол.

часов

Сфера

индивидуальности

Умения и навыки
проектирования

Дата проведения

1.Учимся проектировать







1

Вводное. Учимся проектировать

1


2

Мотивация обучения. Учимся выявлять
проблемы

1

Мотивационная

Проблематизация

3

Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели

1

Волевая

Целеполагание

4

Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели

1

Волевая

Целеполагание

5

Мой интеллект.

Анкета по типам интеллекта

1

Интеллектуальная

Планирование

6

Учимся планировать.

1

Интеллектуальная

Планирование

7

Учимся планировать. Мой режим дня.

1

Предметно-практическая

Практическое применение знаний, умений, навыков

8

Учимся взаимодействовать в группе. Планируем проведение праздника.

1

Экзистенциональная

Коммуникативные

9

Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать

1

Экзистенциональная

Коммуникативные

10

Мои чувства и эмоции.

1

Эмоциональная


11

Работа над мини-пректом «Сказка на новый лад»

1

Предметно-практическая

Практическое применение знаний, умений, навыков

12

Учимся презентации Презентация мини-пректа «Сказка на новый лад»

1

Предметно-практическая

Презентационные

13

Способность управлять
собой.

Учимся рефлектировать

1

Сфера саморегуляции

Рефлексивные

13

Заключительное.
Подводим итоги

1


2. Социальное проектирование



15

Что такое социальный проект?

1

Теоретическое занятие

16

Какими могут быть проекты?

1

Теоретическое занятие

17

Технология разработки социального проекта Формулировка социальной проблемы

1

Теоретическое занятие

18

Краткая история и методы социологических исследований

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

19

Алгоритм составления анкеты

1

Теоретическое занятие

20

Работа с анкетой «Наедине с собой»

Обработка анкеты, представление результатов социологического исследования

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

21

Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

22

Роли участников проекта

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

23

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

24

Проект «Поход-дело трудное»

Определение целей и задач проекта

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

25

Составление плана работы.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

26

Распределение обязанностей в группе.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

27

Реализация плана действий командой учащихся

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

28

Реализация плана действий командой учащихся

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

29

Подготовка к защите проекта

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

30

Презентация проекта. По группам.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

31

Презентация проекта. По группам.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

32

Рефлексия.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

33

Информирование общественности о результатах реализации проекта.

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

34

Итоговое занятие

1







ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.

2. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2001.

3. Дик Н. Ф. 100 добрых дел для нас не предел (Книга для классных руководителей 5-9 классов) / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. - М.: Глобус, 2006.

5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРК ТИ, 2003.

6. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

7. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. - Волгоград: Учитель, 2009



© 2010-2022