- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа факультативного курса Учимся проектировать для 5 класса
Рабочая программа факультативного курса Учимся проектировать для 5 класса
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ролдугина Е.Ю. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 20
_______________С.В.Кочегарова
«____»______________2014 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Социальное проектирование»
5 класс
Учитель:
Ролдугина Е.Ю.
г. Рыбинск
2014 г.
Пояснительная записка
В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектно-исследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Основы по ведению учеником исследовательской работы позволит будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества.
Подростковый возраст - один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников.
Социальное проектирование - это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.
Ученик - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных п р о б л е м:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;
- у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
Цели и задачи курса
Цель данного курса
-
формирование проектных умений учающихся как одного из условий развития их индивидуальности;
-
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества;
-
достижение такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
-
способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
-
помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
-
способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
-
учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-
развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
-
обучить старшеклассников научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования;
-
включить старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем
-
формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном план
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, которые способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
-
вести устный диалог на заданную тему;
-
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
-
участвовать в работе конференций, чтений.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы, проекта.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, социологический опрос, просмотр фильма, тренинги, ролевые игры,рефлексивный анализ и самооценка
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция
Технологии, методики:
-
проблемное обучение;
-
моделирующая деятельность;
-
поисковая деятельность;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
Планируемые результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Реализация программы также будет способствовать развитию:
1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
компетентность по приобретению знаний
компетентность предвидеть результаты, планировать
компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем
компетентность в реализации выдвинутых решений
компетентность оценивать и объяснять полученный результат
2. ключевых компетентностей:
социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.)
коммуникативную (владение устным и письменным общением)
информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию)
учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками)
Обучающиеся должны научиться
-
видеть проблемы;
-
ставить вопросы;
-
выдвигать гипотезы;
-
давать определение понятиям;
-
классифицировать;
-
наблюдать;
-
проводить эксперименты;
-
делать умозаключения и выводы;
-
структурировать материал;
-
готовить тексты собственных докладов;
-
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тематическое планирование курса занятий
по Программе «социальное проектирование» (учимся проектировать)
№
п/п
Тема
занятия
Кол.
часов
Сфера
индивидуальности
Умения и навыки
проектирования
Дата проведения
1.Учимся проектировать
1
Вводное. Учимся проектировать
1
2
Мотивация обучения. Учимся выявлять
проблемы
1
Мотивационная
Проблематизация
3
Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели
1
Волевая
Целеполагание
4
Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели
1
Волевая
Целеполагание
5
Мой интеллект.
Анкета по типам интеллекта
1
Интеллектуальная
Планирование
6
Учимся планировать.
1
Интеллектуальная
Планирование
7
Учимся планировать. Мой режим дня.
1
Предметно-практическая
Практическое применение знаний, умений, навыков
8
Учимся взаимодействовать в группе. Планируем проведение праздника.
1
Экзистенциональная
Коммуникативные
9
Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать
1
Экзистенциональная
Коммуникативные
10
Мои чувства и эмоции.
1
Эмоциональная
11
Работа над мини-пректом «Сказка на новый лад»
1
Предметно-практическая
Практическое применение знаний, умений, навыков
12
Учимся презентации Презентация мини-пректа «Сказка на новый лад»
1
Предметно-практическая
Презентационные
13
Способность управлять
собой.
Учимся рефлектировать
1
Сфера саморегуляции
Рефлексивные
13
Заключительное.
Подводим итоги
1
2. Социальное проектирование
15
Что такое социальный проект?
1
Теоретическое занятие
16
Какими могут быть проекты?
1
Теоретическое занятие
17
Технология разработки социального проекта Формулировка социальной проблемы
1
Теоретическое занятие
18
Краткая история и методы социологических исследований
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
19
Алгоритм составления анкеты
1
Теоретическое занятие
20
Работа с анкетой «Наедине с собой»
Обработка анкеты, представление результатов социологического исследования
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
21
Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
22
Роли участников проекта
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
23
Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
24
Проект «Поход-дело трудное»
Определение целей и задач проекта
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
25
Составление плана работы.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
26
Распределение обязанностей в группе.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
27
Реализация плана действий командой учащихся
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
28
Реализация плана действий командой учащихся
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
29
Подготовка к защите проекта
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
30
Презентация проекта. По группам.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
31
Презентация проекта. По группам.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
32
Рефлексия.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
33
Информирование общественности о результатах реализации проекта.
1
Практическое применение знаний, умений, навыков
34
Итоговое занятие
1
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.
2. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2001.
3. Дик Н. Ф. 100 добрых дел для нас не предел (Книга для классных руководителей 5-9 классов) / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. - М.: Глобус, 2006.
5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРК ТИ, 2003.
6. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
7. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. - Волгоград: Учитель, 2009