- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Н.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Согласовано:
на заседании методсовета
протокол №_______
от _____________ 201_ г
зам. директора по УВР
_________(С.К. Емелина)
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ № 15»
_____________(Г.Н. Голынина)
«___» ______________201__ г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по ФГОС в 1-2, 3-4 классах
"Театр. Творчество. Дети"
общекультурное направление
Составитель: Кузьмина Н.А., педагог-организатор по работе с детьми
г. Еманжелинск
2015
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по ФГОС в 1-2, 3-4 классах
"Театр. Творчество. Дети" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства
Цель: Формирование творческой индивидуальности
Задачи:
-
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
-
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
-
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
-
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
-
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
Занятия курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов
(1 -2 класс)
Второй уровень результатов
(3-4 класс)
Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Предполагает следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом второго уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
должны знать
-
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-
наизусть стихотворения русских авторов.
должны уметь
-
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-
строить диалог с партнером на заданную тему;
-
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
.
Место курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
в учебном плане МБОУ «СОШ №15»
Курс внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети» предназначен для обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Будет проходить в объеме 68 ч., 1 час в неделю для каждой возрастной группы, а именно 1-2 кл. и 3-4 кл.
Учебно-тематический план
1-2 классы
№
Содержание программы
Всего часов
1.
Вводные занятия
2
2.
Театральная игра
4
3.
Культура и техника речи
4
4.
Ритмопластика
4
5.
Основы театральной культуры
6
6.
Работа над спектаклем, показ спектакля
12
7.
Заключительное занятие
2
Итого:
34
3-4 классы
№
Содержание программы
Всего часов
1.
Вводные занятия
1
2.
Театральная игра
3
3.
Культура и техника речи
2
4.
Ритмопластика
2
5.
Основы театральной культуры
8
6.
Работа над спектаклем, показ спектакля
16
7.
Заключительное занятие
2
Итого:
34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
-
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
-
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
-
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-
выразительному чтению;
-
различать произведения по жанру;
-
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-
сочинять этюды по сказкам;
-
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование 1-2 классы
№
Дата
Название темы
Содержание темы
Виды упражнений
1-2
Вводное занятие.
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
Попробуем измениться
Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»
Познакомить с понятиями «мимика», «жест».
Игра «Назови свое имя ласково»
Игра «Назови ласково соседа»
Пантомимические загадки и упражнения
3-4
Театральная игра.
Давайте поиграем
Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.
Игра «Театральная разминка»
Конкурс на лучшую импровизацию
5-6
Театральный этюд
Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.
.Игра-инсценировка
7
Культура и техника речи
Учимся говорить по разному
Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности
8
Учимся говорить четко
Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.
Погружение в сказочную ситуацию.
Игра «Едем на паровозике»
9
Играем в рифмы
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
Дидактическая игра «Придумай рифму»
Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога
10
Рассказываем про любимые игры и сказки
Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
Рассказы детей по ассоциациям
Чтение стихов в лицах
11
Ритмопластика
Развитие пластической выразительности
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие
12-13
Сценическое движение
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.
14
Пантомима
Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»
15
Основы театральной культуры
Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.
16
Виды театрального искусства.
Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства.
Презентация «Виды театрального искусства»
17
Кукольный театр. Виды кукол.
Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности
Интонационные упражнения
18-19
Мини-спектакль с куклами.
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.
Совершенствовать навыки групповой работы.
Драматизация сказки
20
Наши эмоции
Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.
Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.
Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
21
Викторина по сказкам
Кругозор обучающихся по сказкам
Обзор книг-сказок
22
Работа над спектаклем Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев.
Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.
22
Настроение героев
Помочь понять и осмыслить настроение героев.
Беседа о настроении героев сказки
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов
23
Творческий пересказ сказки
Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.
Драматизация сказки
24-26
Репетиции диалогов
Упражнение в интонировании диалогов
27
Реквизит и костюмы
Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.
28-30
Репетиция спектакля
31
Показ спектакля
32
Анализ спектакля. Самооценка.
33
Подведение итогов обучения
Праздничый огонек
34
Награждения
Календарно-тематическое планирование 3-4 классы
№
Дата
Название темы
Содержание темы
Виды упражнений
1
Введение
Школа-театр.
Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер.
Упражнения на развитие внимания, воображения.
2
Театральная игра. Что такое искусство. Театр как вид искусства.
Что такое искусство. Театр как вид искусства.
Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»
«Театральные жмурки»
3
Театральные профессии
Знакомство с театральными профессиями.
Игровой тренинг «Жмурки».
«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц»
4
В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты
Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт
Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии». Упражнения «Шар», «Телефон»,
«Летает-не летает»
5-6
Культура и техника речи
Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
Докучные сказки
Паллидромы
7-8
Ритмопластика
Совершенствование навыков пластической выразительности.
Игра «Покажи»
9
Основы театральной культуры
В мастерской художника и костюмера
Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм.
Тренинг «Гномы», «Хоровод»
10
Мастерская актера и режиссера
Знакомство с профессиями актер и режиссер.
Главное в профессии - воображение.
Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию»
11
Придумываем и делаем костюмы
Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер.
Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»
12
Театральные маски
Знакомство с театральными масками разных стран.
Тренинг «В пещере горного короля»
13
Делаем декорации
(практическое занятие)
Придумываем и выполняем декорации к сказке.
Тренинг «Брито-стрижено»
14
В мастерской бутафора
Знакомство с понятием реквизит.
Дидактическая игра «На корабль погрузили…»
15
Делаем афишу и программки
Изготовление афиш и программок к спектаклям
Дидактическая игра «Волшебная корзинка»
Импровизация «Подарок»
16
Учимся актерскому мастерству
Учимся верить в воображаемую ситуацию.
Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю»
17-18
Работа над спектаклем
Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев.
19-20
Репетиции диалогов
21-23
Репетиция спектакля
24
Реквизит и костюмы
Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.
25
Показ спектакля
Анализ и самооценка выступления
26
Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев.
27-28
Репетиции диалогов
29-31
Репетиция спектакля
32
Реквизит и костюмы
33
Показ спектакля
Анализ и самооценка
34
Итоговое занятие
Праздничный огонек
Отрывки из спектаклей.
Награждения
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Наименование научно - методического обеспечения
-
Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
-
Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003
-
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
-
Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен - М. АСТ; СПб: Сова, 2010
-
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003
-
Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986
-
Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..
-
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.
Интернет-ресурсы
dramateshka.ru/ драматешка
teatrbaby.ru/ театр детям
solnet.ee/holidays/s9.html солнышко
landyshy.ucoz.ru/ театр ЛАНДЫШ
lib.ru/ Электронная библиотека Мошкова.
Список литературы, рекомендуемой для детей
-
Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова - Волгоград: Учитель, 2006
-
Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004
-
Скороговорки, пословицы.
-
Русские народные сказки о животных
-
Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
-
Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
-
Усачёв А.А. Жили-были ёжики
-
Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
-
Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой
-
Рассказы Н. Сладкова о животных.
Наименование
материально-технического обеспечения
-
музыкальная аппаратура
-
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
-
пальчиковые куклы;
-
сценический грим;
-
фотоаппарат, видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
-
сценарии сказок, пьес, детские книги.