РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»Еманжелинского муниципального района Челябинской области



Согласовано:

на заседании методсовета

протокол №_______

от _____________ 201_ г

зам. директора по УВР

_________(С.К. Емелина)

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 15»

_____________(Г.Н. Голынина)


«___» ______________201__ г.




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по ФГОС в 1-2, 3-4 классах

"Театр. Творчество. Дети"

общекультурное направление



Составитель: Кузьмина Н.А., педагог-организатор по работе с детьми











г. Еманжелинск

2015

Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности по ФГОС в 1-2, 3-4 классах

"Театр. Творчество. Дети" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства

Цель: Формирование творческой индивидуальности

Задачи:

  • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость

  • Формировать умения и навыки сценической культуры поведения

  • Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства

  • Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию

  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"

Занятия курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Предполагаемые результаты реализации программы


Первый уровень результатов
(1 -2 класс)

Второй уровень результатов

(3-4 класс)

Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Предполагает следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом второго уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.



Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.









.


Место курса внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"

в учебном плане МБОУ «СОШ №15»

Курс внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети» предназначен для обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Будет проходить в объеме 68 ч., 1 час в неделю для каждой возрастной группы, а именно 1-2 кл. и 3-4 кл.


Учебно-тематический план


1-2 классы

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

2

2.

Театральная игра

4

3.

Культура и техника речи

4

4.

Ритмопластика

4

5.

Основы театральной культуры

6

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

12

7.

Заключительное занятие

2


Итого:

34







3-4 классы

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Театральная игра

3

3.

Культура и техника речи

2

4.

Ритмопластика

2

5.

Основы театральной культуры

8

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

16

7.

Заключительное занятие

2


Итого:

34







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Содержание программы

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Вводные занятия

Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)

Театральная игра

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.

Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.


Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.


Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.

Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.


Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.


















Календарно-тематическое планирование 1-2 классы

Дата

Название темы

Содержание темы

Виды упражнений

1-2







Вводное занятие.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».


Попробуем измениться

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»


Познакомить с понятиями «мимика», «жест».

Игра «Назови свое имя ласково»

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения




3-4


Театральная игра.

Давайте поиграем

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию

5-6


Театральный этюд

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

.Игра-инсценировка

7


Культура и техника речи

Учимся говорить по разному


Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.


1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

8


Учимся говорить четко

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

9


Играем в рифмы



Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.


Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

10


Рассказываем про любимые игры и сказки


Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям

Чтение стихов в лицах


11


Ритмопластика


Развитие пластической выразительности

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

12-13


Сценическое движение

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.

14


Пантомима

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма»

15


Основы театральной культуры


Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.


16


Виды театрального искусства.

Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства.

Презентация «Виды театрального искусства»

17


Кукольный театр. Виды кукол.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Интонационные упражнения

18-19



Мини-спектакль с куклами.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Драматизация сказки

20


Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

21


Викторина по сказкам

Кругозор обучающихся по сказкам

Обзор книг-сказок

22


Работа над спектаклем Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев.

Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.



22



Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.


Беседа о настроении героев сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

23


Творческий пересказ сказки

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Драматизация сказки


24-26



Репетиции диалогов


Упражнение в интонировании диалогов

27


Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.


28-30


Репетиция спектакля



31


Показ спектакля



32


Анализ спектакля. Самооценка.



33


Подведение итогов обучения

Праздничый огонек



34



Награждения

Календарно-тематическое планирование 3-4 классы

Дата

Название темы

Содержание темы

Виды упражнений

1


Введение

Школа-театр.

Сравнительная характеристика: учитель-актер, ученик-актер.

Упражнения на развитие внимания, воображения.

2


Театральная игра. Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»

«Театральные жмурки»

3


Театральные профессии

Знакомство с театральными профессиями.

Игровой тренинг «Жмурки».

«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц»

4


В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты

Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии». Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

5-6


Культура и техника речи

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Докучные сказки

Паллидромы

7-8


Ритмопластика

Совершенствование навыков пластической выразительности.

Игра «Покажи»

9


Основы театральной культуры

В мастерской художника и костюмера

Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

10


Мастерская актера и режиссера

Знакомство с профессиями актер и режиссер.

Главное в профессии - воображение.

Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию»

11


Придумываем и делаем костюмы

Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер.

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»

12


Театральные маски

Знакомство с театральными масками разных стран.

Тренинг «В пещере горного короля»

13


Делаем декорации

(практическое занятие)

Придумываем и выполняем декорации к сказке.

Тренинг «Брито-стрижено»

14


В мастерской бутафора

Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

15


Делаем афишу и программки

Изготовление афиш и программок к спектаклям

Дидактическая игра «Волшебная корзинка»

Импровизация «Подарок»

16


Учимся актерскому мастерству

Учимся верить в воображаемую ситуацию.

Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю»

17-18


Работа над спектаклем

Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев.



19-20


Репетиции диалогов



21-23


Репетиция спектакля



24


Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита.


25


Показ спектакля

Анализ и самооценка выступления


26


Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев.



27-28


Репетиции диалогов



29-31


Репетиция спектакля



32


Реквизит и костюмы



33


Показ спектакля

Анализ и самооценка


34


Итоговое занятие

Праздничный огонек


Отрывки из спектаклей.

Награждения

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности

Наименование научно - методического обеспечения

  1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  4. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен - М. АСТ; СПб: Сова, 2010

  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003

  6. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986

  7. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..

  8. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001.

Интернет-ресурсы

dramateshka.ru/ драматешка

teatrbaby.ru/ театр детям

solnet.ee/holidays/s9.html солнышко

landyshy.ucoz.ru/ театр ЛАНДЫШ

lib.ru/ Электронная библиотека Мошкова.

Список литературы, рекомендуемой для детей


  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова - Волгоград: Учитель, 2006

  2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004

  3. Скороговорки, пословицы.

  4. Русские народные сказки о животных

  5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:

  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья

  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики

  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.

  1. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой

  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.


Наименование

материально-технического обеспечения


  • музыкальная аппаратура

  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

  • пальчиковые куклы;

  • сценический грим;

  • фотоаппарат, видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

  • сценарии сказок, пьес, детские книги.


© 2010-2022