• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абашев Андрей Рифкатович Портфолио учителя Отчет D

Группа № 3 Уровень 1

Филиал ЦПМ г. Петропавловск 12.11.2015


Отчет D

Рефлективный отчет о процессе планирования развития школы.

В процессе обучения на курсах я с большим интересом изучал основные вопросы семи модулей программы, получал знания о новых подходах, стратегиях обучения, составлял необходимые для внедрения планы совместно с коллегами.

На практике в школе после проведения анкетирования, профессиональных бесед, анализа школьной документации, оценке стартовых возможностей школы был откорректирован план внесения изменений с учетом потребностей школы, учителей, учащихся, родителей, уточнены темы коучингов, определены менти, даты проведения исследования в действии.

При подготовке этапа «Исследование в действии», я составил план развития школы. Собрал информацию о стартовых возможностях школы (Отчет В)

Тема для работы была определена в соответствии с целями Программы первого уровня и анализом стартовых возможностей школы.

Тема: Критериальное оценивание как элемент повышения уровня мотивации к учению.

Цель: формирование навыков разработки критериев и внедрение их в учебный процесс для повышения уровня мотивации к учению и качества знаний учащихся на уроке.

Ожидаемый результат: Ученики смогут разрабатывать критерии и использовать предложенные критерии учителем для проведения оценивания.

Таким образом, будет решена проблема, обозначенная родителя и учениками.

Основные приоритеты плана были определены как:

- Создание результативной образовательной среды на уроке.

-Повышение учебной мотивации и навыков самостоятельной деятельности школьников.

- Внедрение критериального оценивания.

- Развитие профессиональной компетенции педагогов

- Создание сетевого сообщества

Согласно составленному плану внесения изменений в период прохождения практики в школе преобразования начались с беседы с директором школы и администрацией. Я познакомил их с основными идеями Программы первого уровня и планом развития школы. Они с одобрением отнеслись к тому, что в школе за счет внедрения преобразований в практику преподавания и обучения будут решаться ключевые проблемы школы: несправедливое оценивание учащихся на уроках, низкий уровень работы с одаренными и талантливыми детьми, низкий уровень качества знаний.

Получив разрешение директора школы на проведение исследования (Приложение 1) и заручившись поддержкой администрации, я приступил к проведению основных мероприятий плана.

В целях информирования коллектива школы о преобразованиях был представлен видеоролик о преобразованиях в системе образования Казахстана и презентация «Новые подходы в образовании». После презентации, педагоги разделись на группы по интересам и, выполняя предложенные задания, смогли обосновать значимость внесения изменений в практику преподавания и обучения в нашей школе, изложили свое видение об изменениях в структуре урока. В рамках проведения «Круглого стола» была организована коллективная дискуссия по всестороннему обсуждению обозначенной темы исследования и выработано общее решение, что необходимо на коучинге изучить новые формы оценивания, отработать навыки разработки критериев и внедрить на уроках с последующей рефлексией об изменениях в системе оценивания на уроке. Обратная связь показала, что педагоги проявляют повышенный интерес к реальным преобразованиям их практики.

В целях организации сотрудничества на информационном стенде в учительской было размещено объявление, о том, что я могу оказать консультативную помощь (при личной встрече после уроков или в социальных сетях) в решении сложных проблем, складывающихся во время проведения урока.

Следующим этапом было проведение коучинга по теме: «Оценивание в учебном процессе» (Приложение 2).

На коучинге учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия друг с другом апробировали различные виды оценивания (формативное, критериальное), оказывали содействие друг другу при выполнении заданий путем конструктивного диалога.

Начался коучинг с сообщения темы и цели. Для создания коллаборативной среды была проведена разминка «Запоздалая гимнастика» (Фото 1), в которой все педагоги приняли активное участие, выполняли задания с позитивным эмоциональным настроем. В обратной связи они отмечают, что это способствует раскрепощению, настрою на дальнейшую работу. Деление на группы проходило по расчету на «1-4».

В ходе обсуждения проблемных вопросов была определена значимость оценивания. Все учителя считают, что оценивают знания учащихся и умения их применять; 70% затруднилось ответить, какие оценки используют для создания комфортности, 30% ответили, что используют похвалу, промежуточные оценки за выполнение единичных заданий на уроке. Педагоги, очень редко задумываются над вопросами: всегда ли дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку? Что чувствует ученик получивший отрицательную оценку? Поэтому группы сделали вывод о том, что в школе часто возникают недовольства оценками учеников и родителей и надеются на решение данной проблемы с помощью внедрения новых форм оценивания.

С выполнения индивидуального задания (Фото 2) началось знакомство с критериальным оцениванием. Группам необходимо было нарисовать снеговика, оценить его, поменяться друг с другом и оценить их снеговика, а после этого оценить этого снеговика по предложенным критериям. После выполнения задания в ходе рефлексии педагоги отметили, что им легко было рисовать и оценивать снеговика (Фото 3), так как они знали чего от них хотят в соответствии с предложенными критериями, оценщикам легко было объяснить, почему они поставили ту или инную оценку. В ходе оценивания они видели свои недоработки при рисовании снеговика. Таким образом используя критерии можно выявлять пробелы, недоработки, объективно оценивать.

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Фото -1 Фото - 3

Фото - 2

После просмотра видеоролика «Оценивание для обучения» педагоги обсудили предложенные вопросы и сделали вывод, что показанное оценивание было понятным, его можно действительно назвать оцениванием для обучения, так как оно способствует восполнению пробелов в зананиях, оценивание обязательно необходимо. Но нужно сочетать различные виды оценивания способствующие обучению учащихся№

После информирования учителей о «Критериальном оценивании», я предложил им разработать в группах комплекс мер по улучшению процесса обучения с помощью оценивания, работу оформить на флипчарт и обменяться мнениями. Коллегиальным решением было выделено пять пунктов:

1.Создание эффективной обратной связи с учениками.

2.Активное вовлечение учеников в собственный процесс обучения.

3.Установление связи преподавания с результатами оценивания.

4.Понимание значения оценивания учеников.

5.Развитие умений собственного оценивания своей работы и понимания путей самосовершенствования.

В заключении коучинга учителя наметили шаги по внедрению критериального оценивания на своих уроках. После коучинга четыре педагога подошли ко мне с просьбой проведения для них индивидуальных консультаций по использованию изученных видов оценивания.

В листах обратной связи учителя отметили, что организованная работа в группах формирует навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи, учит самооценке и самоуважению. Предложенные задания были направлены на то, чтобы учитель сам понял, что ему надо делать, помогли моим коллегам узнать о том, как можно оценивать работы учеников по конкретным критериям. Критерии оценивания по определенным заданиям способствует и мотивирует учащихся к дальнейшим обдуманным действиям.

Внедрение новых форм оценивания на уроке планировалось осуществлять в рамках проведения уроков исследований. Подход Lesson Study большинству учителей школы не знаком, поэтому требовалось провести ещё один коучинг по ознакомлению педагогов с его ролью в преподавании и обучении. Применение данного подхода способствует взаимодействию педагогов, их профессиональному развитию в направлении совершенствования практики.

При проведении коучингов, я нацелен на результат, стремлюсь к успеху, основные принципы коучинга - это достижение поставленных целей, формирование положительного опыта, а также раскрытие потенциала.

Коучинг начался с тренинга - разминки, в ходе которой использовался прием «Мой паспорт». Каждый педагог свернув лист формата А4 на первой странице - обвели свою ладонь, написали имя, на второй - нарисовали автопортрет, на третьей - нарисовали, кто то написал свое заветное желание, на четвертой - написали пять пожеланий участникам коучинга. Все паспорта были вывешаны на магнитную доску. После тренинга сформировалисмь группы по сладостям.

Вводное задание предполагало сопоставить слова: «Lesson study коучинг, action research, менторинг, Макото» и их формулировки в нарушенном соответствии. Учителям было сложно сопоставить, так как эти заимствованные слова появились сравнительно недавно, не часто мы их встречаем в нашей практике. Сопоставляя полученный вариант с правильным учителя сделали вывод о том, что сопоставляемые с определениями слова имеют отношение к теме коучинга Lesson study.

Знакомство с теоретической базой подхода было представлено в виде презентации - погружения по теме «Lesson study». В ходе теоретического освоения группы выделили и составили короткий пошаговый план действий для реализации подхода на практике.

На интерактивной доске была показана поэтапная процедура проведения Lesson study, объяснялась ее суть.

Одной их основных составляющих Lesson study, является исследование моделей учеников, поэтому при выполнении следующего задания необходимо было расписать особенности каждой категории учеников на моделях учеников А, Б, С. С данным заданием педагоги справились достаточно быстро, так как знакомы с особенностями из собственной практики.

Просмотр видеофильма «Lesson study» позволил учителям выделить главный приоритет представленного подхода, который состоит в том, чтобы учителя могли вести наблюдения за действиями учеников, слушать что они говорят и как все это можно совершенствовать, в последствии на своих уроках.

После обсуждения видеоролика участники разделились на группы по преподаваемому предмету, чтобы написать на постере цели и задачи к Lesson study и по одному вопросу к каждому этапу урока. В целях подсказки и облегчения работы на экране выведены примеры, как писать цели и задачи.

При выполнении следующего задания использовался прием «Три пары обуви». Группы разделились по цветовой гамме на 3 группы. Каждой группе предложено обсудить соответствующие вопросы. Первая группа обсуждала и выделяла условия, которые необходимы для совместной работы учитедей в рамках Lesson study, вторая группа выделяла препятствия, мешающие совместной работе учителей над рассматриваемым подходом и третья группа определяла, что необходимо изменить в школе, чтобы данный подход эффективно использовался. Защита представляемых работ в виде кластера на постере прошла очень интересно и содержательно. После защиты педагоги смогли сделать свой выбор более убедительного выступления и прикрепить к нему стикер.

Достаточно убедительным по результатам стало выступление третьей группы.

Итоговая рефлексия коучинга прошла с использованием приема «Дерево моего успеха». Учителям предложено на своем дереве успеха, используя условные знаки обозначить наиболее доступные и хорошо усвоенные вопросы темы. Коучинг для родителей «Особенности обучения и воспитания учащихся младших классов» был проведен с целью создания доброжелательных отношений, конструктивного диалога по интересующим родителей вопросам, возможности "лицом к лицу" поговорить с преподавателями классов и администрацией, выработать общую стратегию обучения и воспитания на 1-2 месяца. С помощью видеоролика "Что это? Воробей" была предоставлена тема для размышления о том, что мы закладываем в наших детей, то к нам и возвращается. Работая в группах (Фото 4), родители составляли вопросы, на которые желают получить ответы, обменивались вопросами. Стратегия "Лицом к лицу" позволила родителям задать интересующие их вопросы и получить ответы. На заключительном этапе участники выработали общую стратегию на ближайшее время (1-2 месяца) "Что предпринять для активизации познавательной деятельности учащихся?". Большинство родителей высказали мнение, что необходимо внедрение новых подходов, изменение форм оценивания, внедрение критериального оценивания на уроках, чтобы они могли отследить пробелы своих детей в знаниях по предметам могли видеть, за что снижена оценка.

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



Фото 4

Проведенные коучинги помогли мне себя реализовать, как педагога - лидера, преодолевать сложности, дали мне «толчок» для дальнейшей работы и совершенствования.

В качестве менти был выбран вовлеченный в работу учитель английского языка. Подопечному педагогу хотелось не только получать теоретические знания о новых подходах, но и внедрять их на своих уроках. Проблема которая была озвучена в ходе профессиональной беседы- это организация саморегулируемого обучения и новых методов оценивания (Фото 5).

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



Фото 5. Беседа с менти

В целях качественного сопровождения подопечной был составлен план менторинга (Приложение 3). В соответствии с реализацией плана работы с менти, она посетила мои уроки в 9 классе для наблюдения за организацией работы в группах, внедрением составляющих саморегулируемого обучения: самостоятельного определения учащимися темы и цели урока, внедрению стратегий для самостоятельной работы с текстом, представления информации, анализа, синтеза, оценке по разработанным критериям, за организацией самонаправленности учащихся в обучении. В течении двух недель я проводил наблюдения и анализ работы своего менти для того чтобы определить сформированность профессионально значимых качеств менти; разработать адаптационную программу профессионального становления менти. Посещал ее уроки, изучал самоанализ уроков. Сопровождая менти, я оказал ей помощь в составлении собственной программы профессионального развития и совершенствования. Совместно мы создали портфолио ее достижений, включающего алгоритм разработки урока, арсенал стратегий для подготовки к уроку. Изменение взглядов на процесс преподавания и обучения позволило выделить ей основные приоритеты в работе.

Следующим шагом нашей работы было совместное планирование уроков менти. На своих уроках менти отрабатывала прием групповой работы «Я-Ты-Мы», использовала приемы «Пазл», «Кластер», «ПОПС - формула», «Допиши предложение», «Вставь пропущенное слово», «Текстовое граффити», «Разработай алгоритм». Ученики на уроках могли выбирать из списка предложенных стратегий наиболее эффективную для выполнения задания.

Использовались самооценка, взаимооценка, оценка по разработанным критериям. Внедрение различных видов оценивания способствовало концентрации внимания учащихся к собственной работе, последовательности действий, их анализу и построению шагов к улучшению того, что выполняется.

Использованная система должна помочь учителю, предоставить учащимся возможность увидеть, что не только учитель несет ответственность за их обучение и развитие.

Обратная связь учащихся осуществлялась через взаимооценку, она помогала детям учиться друг у друга и оказывать поддержку, они разговаривали, обсуждали, могли объяснить друг другу не понятные моменты и критически оценить.

Разрабатывались, индивидуальные оценочные листы, в которых учащиеся указывали то, что им необходимо сделать для совершенствования результата. В конце урока проводилась рефлексия и обратная связь.

В проектирование уроков моей подопечной были внесены изменения, способствующие развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, выбора и использования стратегий, навыка рефлексии и оценки.

Внедрение на практике коучинга и менторинга показали результативность данных подходов, так как способствовали внесению изменений в практику преподавания и обучения коллег и учащихся.

Коучинг или менториг дополняют друг друга. Менторская беседа придает уверенности и способствует оптимальному решению проблем, а коучинг вооружает педагогов знаниями и умениями добиваться цели.

Список литературы:


  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. 2014.

  2. Задания для выполнения в период практики в школе. 1 уровень. 2014.








Приложение 1

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)


Приложение 2

Коучинг по теме «Оценивание в учебном процессе»

Тема: «Оценивание в учебном процессе».

Цель: Учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия друг с другом апробируют различные виды оценивания. Окажут содействие друг другу при выполнении заданий путем конструктивного диалога

2.10. 2015 г.

Коучинг для учителей школы КГУ «Х средняя школа»

Тема занятия:

"Оценивание учебного процесса"

Общие цели

Оказать содействие участникам коуч сессии в «оценивание обучения» (суммативное оценивание) и «оценивание для обучения» (формативное оценивание), показать важность этих видов оценивания в учебном процессе

Ожидаемые результаты

Участники коуч сессии выработают критерии различных видов оценивания, и выясняют каким образом они могут повлиять на успешность учебного процесса.

Ключевые идеи

оценивание обучения-суммативное оценивание, оценивание для обучения-формативное оценивание

Источники

Презентация «Оценивание»

Материалы и оборудование

компьютер, проектор, экран, маркеры, постеры

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие

2 мин

Коуч сообщает тему, цели коучинга

Разминка «Запоздалая гимнастика

Деление на группы

5мин

Все участники встают в круг лицом друг к другу и каждый произносит фразу «Запоздалая гимнасика"

Вызов

8 мин

Вопросы:

1) Что вы оцениваете на уроке?

2) Можете ли назвать какие вы используете оценки для создания комфортности?

3) Всегда ли наши дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку?

4) А что чувствует ученик получивший отрицательную оценку?

Обсуждение в группах

Индивидуальное задание

7 мин

нарисовать снеговика, оценить его, поменяться друг с другом и оценить их снеговика, а после этого оценить этого снеговика по таким критериям как:

Наполненность листа

Полный лист-3 балла

Заполнен на половину листа- 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая гамма

Использование более 4 цветов- 3 балла

Использование 2-3 цвета-2 балла

Использование 1 цвета- 1 балл

Количество частей тела

Нарисовано более 5 частей тела-3 балла

Нарисовано 3-4 части тела-2 балла

Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл

Рефлексия

5 мин

Вопрос коуча:

1) Почему у Вас такая оценка ..?

2) А почему Вам поставили такую оценку?

3) Когда Вы ставили оценку рядом сидящему на что вы обращали внимание?

4) Трудно было оценивать работу?

5) Какие неудобства создает наша система оценивания ?

6) Вам понравилась МОЯ (коуча) оценка? Почему?

Показ видеоролика

3 мин

"Оценивание для обучения".

Рефлексия

5 мин

1) Было ли оценивание понятным?

2) Как можно назвать оценивание, которое вы провели?

3) Оценивание нужно, но какое оценивание нужно?

4) Какие еще способы оценивания Вы можете предложить?

Теоретический материал

5 мин

Призентация: «Критериальное оценивание»

Что вы знаете о формативном и суммативном оценивании?

Работа в группах

10 мин

Улучшение процесса обучения с помощью оценивания зависит от пяти, очень простых ключевых факторов:

1.Создание эффективной обратной связи с учениками.

2.Активное вовлечение учеников в собственный процесс обучения.

3.Установление связи преподавания с результатами оценивания.

4.Понимание значения оценивания учеников, являющиеся определяющими факторами успешности обучения.

5.Развитие умений собственного оценивания своей работы и понимания путей самосовершенствования.

Работу оформить на флипчарт, обмен мнениями.

Рефлексия

5мин

1) Каким будет ваш следующий шаг для достижения цели?
2) Что вы собираетесь делать?
3) В какой степени выбранные варианты обеспечат достижение поставленных целей?

4) При применении критериального оценивания чего Вы достигнете?

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Тема коучинга

Управление и лидерство в обучении. ( Подход Lesson study)

Цель

Ознакомление с подходом Lesson study и его ролью в преподавании и обучении.

Задачи

1. Познакомить учителей с особенностями подхода Lesson study.

2. Расширить представление о проведении данного подхода.

3. Вовлечь каждого участника в цикл проведения Lesson study.

Результат

Знать основные идеи подхода Lesson study.

Уметь использовать данный подход во время проведения исследования.

Основные (ключевые) идеи

Использование данного подхода является отличным способом проффесионального развития, способствующего построению образовательного сообщества. Он позволяет наблюдать за действиями учеников и корректировать совместную деятельность.

Тренинг - разминка.

«Мой паспорт»

Каждый участник берет чистый лист формата А 4. Необходимо сложить лист пополам, вдвое.

-На первой странице обведите свою ладонь, напишите имя.

-На второй - нарисуйте свой автопортрет.

-На третьей - нарисуйте или напишите свое заветное желание.

-На четвертой - напишите 5 пожеланий участникам коучинга.

Данные работы вывешиваются на магнитную доску. Каждый участник может после занятия познакомиться с «паспортом» любого коллеги. 10 минут

Формирование групп

по сладостям

Разделение групп по конфетам 3 минуты

Вводное задание.




Презентация - погружение в тему «Lesson study»

На ватмане, на магнитной доске участникам предложены слова: коучинг, менторинг, Макото, action research, Lesson study и их формулировка в нарушенном соответствии.

- Сопоставьте слово с определением. ( Участники коучинга выходят по одному и находят соответствие.)

После этого на интерактивной доске появляется правильный образец.

Эти заимствованные слова появились сравнительно недавно, не часто мы их встречаем в нашей практике. Но сегодня нам представилась возможность узнать о них больше.

Вывод: Все эти слова имеют прямое отношение к нашей теме Lesson study , т.е подходу, который является демократичным способом улучшения практики.

( знакомство с полной формулировкой) 5 минут

Знакомство с теоретической базой данного подхода. 5 минут

Виды заданий

Подходы, используемые при выполнении данного задания

Время

Задание 1 Исследование моделей учеников.

Работа в группах.

На моделях учеников А, Б, С показать их основные особенности.

Выходит один представитель из каждой группы

-Какова цель данного задания? ( понимать особенности каждой категории учеников)

(7+3) 10 минут


Задание 2

Видеофильм «Эффективность Lesson study»

Видео доказывающее, насколько привлекателен и эффективен данный подход.

Главная ценность данного подхода состоит в том, чтобы научить учителей слушать и слышать учеников, ценить то, что они говорят и какую это представляет ценность. Lesson study может оказать огромное положительное влияние на собственное преподавание учителей.

6 минут

Задание 4

Постановка целей и задач исслед.урока, планирование урока

Коуч на интерактивной доске показывает, поэтапную процедуру проведения Lesson study, объясняет суть ее.

Затем участники делятся на группы по преподаваемому предмету, чтобы написать цели и задачи к Lesson study и по 1 вопросу к каждому этапу урока, участники выполняют работу на постере.

1.делятся

2. коуч объясняет, что нужно делать

3. коуч на экране выводит, как писать цели и задачи

3 минуты

12 минут+ 3 минуты на каждое выступление

Задание 3

Создание постера.

Прием «Цветовая гамма»

Группы делятся по цветовой гамме на 3 группы.

Задание группам: обсудить в группах следующие вопросы:

1 группа: условия, которые могут способствовать совместной работе учителей над Lesson study.

2 группа: препятствия, которые могут помешать совместной работе учителей над данным подходом.

3 группа: что необходимо изменить в сегодняшней работе школы, чтобы данный подход можно было использовать

Защита работ.

15 минут

Работа на постере

Оценивание задания.

После защиты всех работ каждый участник прикрепляет стикер к той паре обуви (рисунки обуви на магнитной доске), чье выступление было более убедительным.

5 минут

Итоговая рефлексия

Прием «Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

3 минуты

Ресурсы

Видеофильмы, презентации, карточки, интерактивная доска, бумага, фломастеры.








Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)






Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет D слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

8


© 2010-2022