КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Урок-основная форма проведения учебных занятий в школе. Только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются компетенции.

Говоря о компетентностном подходе в обучении, следует развести и научиться различать два ключевых понятия: компетенция и компетентность. Компетентность представляет собой способность к выполнению какой-либо деятельности, в то время как компетенция - это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков, умений, приобретаемых в ходе обучения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно - смысловая.

2. Общекультурная.

3. Учебно - познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально - трудовая.

7. Личностного совершенствования.

Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности:

1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли учащийся относится к выбору решения. Школьники овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько учащихся компетентен в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, при организации свободного времени).

В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:

- готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,

- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,

- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.

4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:

- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,

- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,

- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,

- эффективно использовать полученную информацию,

- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.

5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.

6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. А.Н. Толстой считал, что «в человеке заложены безграничные источники творчества. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия». Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально - трудовой деятельности. Основной способ - ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.

Подведем итог. В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников иностранному языку без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная -создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса.

Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологий:

- проблемные технологии;

- проектные технологии;

- педагогика сотрудничества;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии развития критического мышления;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология индивидуализации обучения.

На уроках иностранного языка нами используются в основном следующие технологии. О них более подробно.

Проблемная технология способствует эффективному развитию самостоятельной работы учащихся, принятию ими личных решений по той или иной проблеме, приобретения навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке, осмыслению и рефлексии приобретенных знаний. Для создания проблемных ситуаций на уроке существуют определённые методические приёмы:

- формирование проблемы учителем;

- чтение текста учеником по предложенной теме;

- ответы на вопросы учащихся по содержанию текста;

- ответы на проблемные вопросы учителя;

- высказывание собственного мнения;

- постановка собственных вопросов учащимся;

- ответы на вопросы;

- аргументированное высказывание по теме обсуждения;

- обсуждение проблемы в группе;

- коллективное обсуждение в группе.

Проектные технологии - это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: в форме открыток, в изготовлении презентации, проведение исследований, опросов, интервью.

Педагогика сотрудничества представляет возможность чаще вступать в коммуникацию с участниками группы, формулировать своё мнение, действовать согласованно.

Здоровьесберегающие технологии - это смена видов деятельности учащихся, которая способствует развитию мыслительных операций, функций памяти и снятию эмоционального и физического напряжения. Регулирование содержания и объёма домашнего задания предотвращает увеличение умственной нагрузки.

Игровые технологии обеспечивают личностно-деятельный характер усвоения знаний, навыков, умений. Самостоятельная познавательная деятельность направлена на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Игровые методы способствуют вовлечению обучаемых в творческую деятельность.

Технологии развития критического мышления. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление опирается на широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Технологии развития критического мышления даёт ученику желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни, повышает интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение работать в сотрудничестве с другими, умение ответственно относиться к собственному образованию, что способствует повышению качества образования. Данная технология даёт учителю возможность использовать модель обучения в системе эффективных методик, которые способствует развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

16.03.2015 г. Семёнова Е.Г.

Науменко С.А.



© 2010-2022