Конспект урока самопознания в 10 классе: Служение обществу

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока «Самопознание»

Класс: 10 №16

Школа: СКО, Чермошнянская СШ Дата____Тема: Служение обществу Ценность: Праведное поведение Качества: ответственность, целеустремленность, познавательность Педагог: Немошкадо Ал.И. Кол-во уч-ся___

Цель: Расширить представления у учащихся ценность Праведное поведение, через углубление представлений учащихся о значении служения обществу в жизни человека.

Задачи:

- раскрыть значение понятий «призвание», «созидательный труд» для человека, показать многообразие путей реализации своего призвания;

- развить навыки служения обществу;

- воспитывать ответственность, целеустремленность, познавательную активность.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 10 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на Свете»

  2. Проверка домашнего задания. Проверить задание 4 в тетради, на стр. 57. Выберите из перечисленных профессий, те которые относятся к сквозным, а какие - к редким.

Анализ: Какие профессий вы относите к редким, а какие к сквозным? Тяжело ли было это определить?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Без упражнения своих мускулов не может жить животное, не может жить и человек.

Для того же, чтобы упражнение это удовлетворяло, радовало, надо упражнять его на полезное, и лучше всего на служение другим. Это лучшее его употребление» (Лев Толстой)

  • Как вы поняли данную цитату? Произношение хором - все, мальчики, девочки.

  1. Подарок от учителя (рассказ)

«Письмо к сыну» (Василия Сухомлинского)

Человек сам творит свое призвание. Ты любишь музыку Баха. Так вот, в роду Иоганна Себастьяна Баха было 58 музыкантов. Прадед музыкант, дед музыкант, отец музыкант… Даже браки заключались внутри этого рода. Что же, получается так, как будто уже при рождении было предопределено: человек этот будет композитором или выдающимся исполнителем? Да, но природа разрешает стать композиторами примерно 80 процентам всех родившихся. Становятся же ими единицы. Почему это так? Почему все-таки в роду Баха было 58 выдающихся музыкантов? Потому, что эти люди сами творили свое призвание. Потому, что первым впечатлением жизни каждого ребенка в этом роду была музыка; первой красотой, познанной в окружающем мире, - музыкальная мелодия; первым удивлением, изумлением было удивление, изумление перед музыкой; первой гордостью, пережитой человеком, - гордость наслаждения красотой музыки, гордость творения, создания музыки.

Человек - господин своего призвания. Я без особенного энтузиазма отношусь к твоим восторгам; ах, какое счастье стать радиофизиком; ах, как я люблю радиофизику! Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Это очень хорошо, что ты относишься с интересом к радиофизике, но помни, что это еще только интерес. Призванием же становится интерес, помноженный на труд. И множимое всегда бывает во много раз меньше, чем множитель, лишь тогда производное - солидная величина.

Я хочу тебе кое-что посоветовать. Наука развивается ныне стремительными темпами. Если хочешь быть хорошим специалистом в своем деле, внимательно следи за новинками в области радоифизики. То, что дают на лекциях, лишь незначительная часть знаний, нужных тебе как воздух. Установи сам себе вот такое правило: ежедневно, буквально ежедневно - и в праздник, и в выходной - прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам - электронике, астрофизике, космической биологии и др. Я еще раз повторяю: делать это надо ежедневно.

Я не случайно употребляю слово «штудировать»… Это значит глубоко осмысливать, трансформировать факты и выводы в своем сознании и только после осмысливания записывать в рабочую тетрадь. Не переписывать из научной статьи или учебника, а записывать то, что у тебя уже отложилось в сознании. Чем больше ты будешь углубляться мысленно в предмет, который ты считаешь своим призванием, тем в большей мере он будет твоим призванием.

И еще один совет. В любой специальности есть теоретическое штудирование и практическая работа, творчество. А по радиофизике практическая работа может быть особенно интересной. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприемники и действующие модели, управляемые по радио, продолжай делать то, что делал в школе, но в более сложном виде. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стермись к совершенству - в этом путь к воспитанию призвания. Не получилось первый раз - делай заново, не гнушайся самой простой, черновой работы. Тренируй, упражняй руку. Добивайся, чтобы рука твоя была важнейшим инструментом, орудием мастерства. У меня есть интересная статья о руке, о ручном труде - высылаю тебе эту статью одновременно с письмом. Хочется, чтобы у тебя эта статья пробудила такое же чувство изумления, как у меня. Наукой доказано, что человеческая рука может находиться в тысяче миллиардов «рабочих положений», связанных с творческим трудом, и каждому из этих положений соответствует своя мысль. Вот в чем секрет красоты труда, творчества, подлинного призвания - в мастерстве руки. Если хочешь быть настоящим инженером - сделай руку творцом, поэтом.Твой отец.

Анализ: О чем данное письмо? Какие советы Василия Сухомлинского сыну вы считаете приемлемыми для себя?

  1. Творческая деятельность, индивидуальная работа.

Выполните задание 1 в тетради, на стр. 53. Ученые выделяют условия, определяющие профессиональную пригодность человека. Прочитайте о них в рубрике учебника «Задание». Проанализируйте эти условия применительно к тому делу, которому хотите служить. Заполните таблицу.

Ученые выделяют условия, определяющие профессиональную пригодность человека. Проанализируйте их применительно к тому делу, которому хотите служить.

Даже применительно к одной работе, нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Чем лучше работник, тем меньше он похож на других. Он максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе. Тебе не кажется странным, что все хорошие актеры кино - очень разные; все хорошие учителя - разные. Так, в сущности, обстоит дело и в скрытых от житейского наблюдения профессиях. "Всяк мастер на свой лад", - мудро замечает пословица.

Значит ли сказанное выше, что в области профессионально ценных качеств и профессиональной пригодности существует неодолимая неопределенность? При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека (в связи с данной профессией) и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не пропустить следующие пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества - нравственный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности (педагогические, юридические, торговые, медицинские), в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. Отношение к труду, профессии, положительные интересы и склонности к данной области деятельности. Если профессия такова, что требуется ответственная работа в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнением (налоговые инспекторы, лесничие, охотоведы), то такая черта характера, как добросовестность, начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен - непригоден. Плохо относишься к людям - непригоден для работы организатором. Нет интереса к биологии, физиологии животных - не сможешь успешно работать на ферме (хотя это не помешает быть хорошим оператором автоматической линии по производству, скажем, керамической плитки, если у тебя есть интерес к технике, технологии стройматериалов).

3. Дееспособность - (общая). Она образуется качествами, важными очень во многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят ни одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой.

4. Единичные, частые, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для узкого круга конкретных профессий. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов) даже более важен, чем для пианиста, концертного исполнителя).

Тонкая, хорошо развитая чувствительность руки важна для регулировщика электромеханических реле. Устойчивость к действию монотонных раздражителей - для водителя транспортных средств (известны аварии из-за засыпания водителей, машинистов поездов; при этом люди засыпали не от усталости, но их клонило в сон из-за отсутствия новых впечатлений на знакомой дороге).

Яркие образы пространственных представлений важны для рабочих, изготавляющих сложные изделия, детали по чертежам, схемам, эскизам, техническим описаниям (речь идет о развитой способности мысленно облекать сухую, мертвую схему на плоскости чертежного листа или текст в четкий мысленный пространственный образ, способность удерживать этот образ в голове, мысленно поворачивать, разбирать, собирать и т. д.).

5. Навыки, выучка, знания, опыт. Изложенную выше структуру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов: ГОДЕН (Г - гражданские качества; О - отношение к труду; Д - дееспособность общая; Е - единичные, частные, специальные способности; Н - навыки)

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие как, гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность) даже должны быть сформированы заблаговременно.

Итогом выполнения этого задания послужит заполнение таблицы в Тетради ученика:

Г

О

Д

Е

Н


  1. Групповое пение. «Улыбка» (папка «10 класс»)

  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 1 в тетради, на стр. 60. Перечислите профессии, которые связаны с компьютерными технологиями.

  3. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза и вспомните, что вы узнали нового сегодня на уроке, пропустите эти знания через сердце.


© 2010-2022