Из истории «Казахи Чуйской степи»

В 1801 году казахи прибыли в Чуйскую степь из Восточного Казахстана через горы, где находится село Джазатор. В то время происходила бурная историческая жизнь Казахстана. Казахский народ терпел всякие жизненные трудности, испытания. Существовали две группы людей-баи и простые бедные люди. Как всегда гласит легенда казахов, баи были жадными и необразованными, считали только свой скот. Нанимали бедных людей, чтобы пасти многочисленные стада, но и конечно же обращались с ними очень плохо, не давали...
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казахи Чуйской степи.

В 1801 году казахи прибыли в чуйскую степь из Восточного Казахстана через горы, где находится село Джазатор. В то время происходила бурная историческая жизнь Казахстана. Казахский народ терпел всякие жизненные трудности, испытания. Существовали две группы людей-баи и простые бедные люди. Как всегда гласит легенда казахов, баи были жадными и необразованными, считали только свой скот. Нанимали бедных людей, чтобы пасти многочисленные стада, но и конечно же обращались с ними очень плохо, не давали пищу, одежду, не спали сутками находились рядом со скотом, караулили до утра ив холод и в зной для них верным другом была собака

С другой стороны постоянно менялась власть. Людям было очень трудно жить. В такие трудные годы, однажды группа людей казахов решили перейти границу через Джазатор в Россию.

Во главе этой кочевки был бай Чакирт. Казахи за одну ночь перешли границу вместе с родными, со всем скотом. На следующий день прибыли в чуйскую степь. Для кочевания казахам были выделены земли в долине рек Колгуты и Укока, на самом деле территория кочевий распространились по всей Чуйской степи. Впоследствии казахи расселялись преимущественно в южной и восточной частях долины реки Чуи в зоне высокогорной полупустыни. ( Чуйская степь расположена на высоте 1700-2000 метров над уровнем моря). Переселившиеся на Алтай казахи относились преимущественно к родоплеменному объединению найман, к подродам саргалдак и самай. Кроме найманов на терпритории южного Алтая имелось небольшое количество абак-кереев, группа ители и уаков-чагай (шога) из подразделения жантелы.

Тогда Чакирту было 30 лет, он был умным и талантливым джигитом. Возглавлял всех своих родственников. Прибыв в Чуйскую степь искали хозяина чтобы попросить эту землю. Хозяином этой земли был Алтайский хан. Чакирт вместе с аксакалами попросил Чуйскую землю. Предводители казахов провели предворительные переговоры с алтайскими зайсанами в начале 80-х годов XIX в. о переселении пятидесяти юрт. Однако на территории Чуйской степи расположилось около ста юрт, увеличившихся к концу века до двухсот. С тех пор казахи, алтайцы, русские живут дружно. Уважают друг друга и общаются на всех языках.

Казахи всю жизнь вели кочевой образ жизни. Переносные дома это - жилища сделанные из войлока и дерева. Юрта быстро собирается и строится на любом месте.

Из истории «Казахи Чуйской степи»

Казахи кочевали с места на место круглый год. Потому что так было удобно пасти скот, ведь вся жизнь связана со скотом без этого жить, было не возможно.

В четыре времена года кочевали 4 раза:

  1. Осеннее пастбище - кузеу.

  2. Зимнее - кыстау.

  3. Весеннее.

  4. Летнее - джайлау.

Природные особенности Южного Алтая повлияли на изменения кочевания казахов. Летом скот пасся в долинах рек и на высокогорных альпийских пастбищах. Весной стада содержаться в предгорной части степи, где довольно рано возобновляется травостой. Осенние пастбища также располагаются в предгорьях и поймах рек. Зимой скот выпасают на высокогорном плато (1200-4000 м над уровнем моря), защищенных от постоянно дующих ветров.

В течение зимнего периода скот находился на подножном корму. На случай многоснежной зимы для подкормки заготавливалось небольшое количество сена.

Тонкий снежный покров, сильные ветры, часто полностью сдувавшие снег, облегчали выпас овец. Не возникала необходимость в расчистке почвы ото льда и глубокого снега. Тебеневка была не частым явлением в Чуйской степи. Плотный снежный и ледяной покров - одна из основных причин массовых падежей скота от бескормицы. На южном Алтае джуты были редким явлением.

Традиционными подсобным занятием казахов были охота и рыбная ловля. Охотились в основном на пушного зверя, применяя оружие, лишь охотники из аула Джазатор использовали ловушки давящего типа и капканы. Охотились на волков верхом на лошади, используя дубину. С конца XIX в. была распространена охота с ловчими птицами. Исключение составил район близ аула Джазатор, где в условиях лесистой местности охота с ловчими птицами невозможна. Для охоты использовали беркутов, реже ястребов тетеревятников. Охотились на лис, зайцев, волков. Для ловли птиц применялась сеть, которую растягивали на прутьях. Обычно приманкой служил заяц-коян. Когти беркута использовали в качестве оберега. Верили, что птица, как и животное, понимает человеческую речь, поэтому охотники считали, что нельзя ругать беркута или ястреба, иначе охота может окончиться неудачно.

Важную роль в хозяйстве казахов играли домашние промыслы и ремесла. Обработкой дерева, металла, кожевенным производством занимались мужчины. Женщины изготавливали войлочные покрытия на юрту и узорные постилочные войлоки , циновики, настенные вышивки, безворсовые ковровые изделия. Один и тот же мастер часто был и деревообделочником, и ювелиром, и кожевенником. Профессионалов ремесленников было крайне не мало. Изделия промыслов и ремесел использовались как для собственных нужд, так для продажи и обмена

Казахская диаспора живущая в Чуйской степи никогда не теряла свои обычаи и традиции они строго держат и соблюдают их. С каждым днем развиваются, изучают свой язык, воспитывают потомков, подрастающие поколения и молодёжь.

А Чакирт жил недолго прибыв в Чуйскую степь, он сильно заболел и умер в 32 году своей жизни.

Его прах и могила находится в старой деревне Актал. На его могиле сделали высокую башню из бревен, а на вершине этих бревен имелись 3 луны 1 из золота, 2 и 3 из серебра. Злые бедные люди однажды хотели украсть золотую луну и выстрелили прямо на неё, но вдруг луна исчезла без следа и до сих пор не найдено. По мистическим взглядам казахов, оно никогда не найдется и не достанется никому.



Из истории «Казахи Чуйской степи»

МОУ « Чаган-Узунская СОШ им. П. И. Оськиной»

Казахи

Чуйской степи

Из истории «Казахи Чуйской степи»







Литература



  1. « История Горного Алтая» Л. Н. Аксенова.ГУ книжное издательство « Юч-Сюмер-Белуха» 2006 год.

  2. «Кош-Агачский район». Издательство «Олсиб» Новосибирск. 2005г.

  3. « Кош-Агачский район-вчера, сегодня, завтра» Горно-Алтайск 2005 год.









© 2010-2022