Основы комплексного подхода к социализации личности ребенка с нарушениями слуха

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы комплексного подхода к социализации личности ребенка

с нарушениями слуха.

Валиева З.М.,

заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог

ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат30 II вида


И последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию по­лучит обоснование как один из ведущих принципов воспитания. В связи с этан воз­никла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха.

Объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания имей с нарушениями слуха, сложны и многообразны. Но как бы ни были они различ­им, но своей структуре, природе, функциям, вес они по сути своей являются |гуманистическими, демократическими. Обстоятельства процесса воспитания объективно предполагают воспроизводство самих себя и адекватною человека в процессе воспи­тания. Педали СКОУ в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно - воспитательного процесса с целью всестороннего развития школьников с нарушениями слуха

Движущими силами, факторами развития ребенка с нарушениями слуха являют­ся не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отно­шений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в СКОУ, общественно полезная трудовая деятельность). Особенно важна компенсирующая роль языка. Развивая психическую деятельность человека, язык способствует преодолению последствий нарушений слуха, развитию социальных и биологических параметров личности ребенка, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих. При комплексном подходе к личности ребенка с нарушениями слуха в сиениатьцо организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выра­жающихся в создании возможности всестороннего развмзня учащихся. Оно прелно* 1.иле| овладение знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, вьь работку умения примени 1ь знания на практике, ГОТОВНОСТЬ и способность к система­тизированному труду, развитие высоких социально-ценных и нравственных качеств личности.

Цель социального воспитания детей с нарушениями слуха включает в себя все­стороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий слуховых нарушений для здоровою уметенного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слив кик средства мышления и познания; изучение основ произ­водства и привитие ребенку трудовых умений и навыков и избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного по­веления в коллективе. Цель предусматривает подготовку из учащихся СКОУ ак­тивных участников общественное развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ. Высокая цель социального воспитания слабослышащих детей, ее дос­тижение в реальном процессе воспитания предполагает высокое качество воспитания. 1 > манизм педагогов СКОУ заключается не в том. чтобы они проявляли снисхождение и ус1\пки, ориентируясь в своей работе на дефект, а в юч, чтобы они создавали в ра­зумных пределах трудности для детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать ли трудности н тем самым развивали личность, ее здоровые силы.

В учебном процессе организация взаимоотношения школьников со сверстника­ми, моделирование определенных взаимоотношений между ними создают условия для оказания целенаправленною влияния на становление определенных строи лич­ности. Обучение детей умению работать н коллективе, овладение ими способами с«>-циалыюго повеления в разных ситуациях |рупповой деятельности и нужными сред-сгвамн обшения создают возможность Применять разнообразные формы групповой деятельности в ходе учебного процесса для повышения его эффективности и качест­ва Самостоятельная деятельность учащихся организуется учителем на всех лапах овладения ими знаниями, включая изучение нового материала. У школьников появля­ется рефлексия на собственное поведение, знание, формируется умение оценивать се­бя, воспитываются эмоциональная и волевая сферы личности.

Работа по социализации детей с нарушениями слуха во внеучебной деятельности включает в себя экскурсии по городу, республике, в другие регионы; посещение театров, музеев и других мест культуры и отдыха; занятия в спортивных секциях, в тан­цевальной и изобразительной студиях; участие в спортивных соревнованиях и кон­курсах художественной самодеятельности (в том числе и на всероссийском уровне). Кроме гот. осуществляются организационная работа с родителями, оказание им по­мощи в воспитании детей во время каникул, в выходные и праздничные дни. а также совместная рай*па детей и родителей при проведении общешкольных праздников, конкурсов, выставок, общественно-полезных мероприятий.

Особое внимание уделяется охране житии и здоровья детей. Практическая реа­лизация этой цели осуществляется по нескольким направлениям: регулярные профи­лактические осмотры врачлми-снсциалие1ами; организация подвижных игр на све­жем ВОЗДухе, про|улок, экскурсий на природу, дней здоровья, викторин по ЦДЛ. бе­седы о необходимости здорового образа жизни и другие мероприятия.

Литература

  1. Горятма А/ II Первые шаги ц работе учителя массовой школы с учеником с нару­шенным а\ухом. ■'■' Воспитание и обучение детей с нарушениями /хчвитич. - 2011. - Л?2. С 16-20.

  2. Заречнова С.В Организация культурной и творческой деятельности слепоглухих детей с целью социализации я обществе. 'I Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -201/. -Л*2 -с 21-27.

  3. Зыкова ТС Научный подход к организации учебного процесса в младших классах для гЯухШ детей 'Дефектология 2003. - I. - С 8-15.


© 2010-2022