Учебно-методический материал по работе с молодым специалистом в мини-центре

Задачапедагога-наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути.Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:І этап – самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования свое...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методический материал по работе с молодым специалистом в мини-центре.
Задача педагога-наставника - помочь молодому педагогу адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути.

Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап - самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, поиск авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Все интересные идеи, методы и приемы фиксируется в "Тетради наставника". На этом этапе воспитатель-наставник помогает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне мини-центра;

ІІІ этап - складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап - происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и воспитателей мини - центра на практике;

  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Затем наступают первые дни самостоятельной работы - самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.









Памятка для молодого воспитателя

«Правила поведения и общения воспитателя в мини - центре»

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.

  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • "Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

  • Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.

  • Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Не создавайте конфликтных ситуаций.

  • Следите за внешностью и поведением.

  • Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.

  • Уважать в каждом ребенке личность.

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

  • Приходить к детям с плохим настроением.

  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

  • Оставлять детей одних.

  • Унижать ребенка.

Анкета молодого воспитателя

1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;

  • условия работы;

  • возможность экспериментирования;

  • пример и влияние коллег и руководителя;

  • организация труда;

  • доверие;

  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в мини -центр:

А. Не ищи зайца в бору - на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.


5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других - и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.


6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.


8. Участие в педагогических советах:

А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.



Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" - у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" - у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны - и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" - У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя - педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" - нормальная.
для ответов типа " Б" - неустойчивая.
для ответов типа "В" - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической стрессоустойчивости.














План самообразования воспитателя мини - центра

Кривко Елены Андреевны на 2014-2015 учебный год


Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

- положительная динамика в математическом развитии детей;

- совершенствование предметно-развивающей среды.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Этапы работы.

  1. Информационно-педагогический блок

    Изучить книгу

    Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    Октябрь 2014г.

    Изучить книгу

    «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

    Ноябрь 2014г.

    Посещение методических объединений

    В течение года

    Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru)

    Февраль 2015г.

  2. Работа с детьми

    создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

    В течение года

    специальные занятия по сенсорному воспитанию

    В течение года

    занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

    В течение года

    сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию

    В течение года

    Проведение игр:

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    ,,Чудесный мешочек,,

    ,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку)

    ,,Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

    ,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

    ,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

    ноябрь 2014г.

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    ,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

    ,,Из каких фигур состоит…?,, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

    ,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

    ,,Какая фигура лишняя?,, (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

    Январь 2015г

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    ,,Сравни предметы по высоте,,

    ,,Самая длинная, самая короткая,, (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

    ,,Разноцветные кружки,, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

    ,,В какую коробку?,, (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

    ,,Дальше - ближе,, (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие - дальше)

    декабрь - Февраль 2014 год

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    ,,Какого цвета не стало?,,

    ,,Какого цвета предмет?,, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

    ,,Собери гирлянду,, (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

    ,,Какие цвета использованы?,, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

    ,,Уточним цвет,, (учить различать и называть близкие цвета)

    Март 2015г.

    1. Закрепление пройденного с детьми

    2. Мониторинг

    Апрель-май 2015г.

  3. Работа с родителями

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

ноябрь 2014г.

  1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

  1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Декабрь 2014г.

  1. Открытый просмотр для родителей «Все мы любим мамочку»

Март 2015г.



Воспитатель Кривко Е.А.

ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА

С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание

Сроки

Форма работы

1

2

3

« Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе)

октябрь

Собеседование

Правила оформления школьной документации, классных журналов (порядок выставления оценок по итогам четверти; цифровые отчеты по итогам четверти),

октябрь


Консультация

Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

октябрь

Практикум

Анализ урока. Виды анализа.

ноябрь

Индивидуальная беседа

Стрессоустойчивость

октябрь-ноябрь

анкетирование

Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением учителя.

в течение учебного года

Наблюдение

Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников

декабрь

Индивидуальная беседа, практикум

Посещение уроков, внеклассных занятий молодого специалиста Посещение учителем открытых уроков других учителей

В течение учебного года по графику

Взаимопосещение

Работа с журналом, паспортом класса

январь

Практическое занятие

«Портфолио» учителя

февраль

Консультация

Знакомство с новыми педагогическими технологиями

в течение учебного года

Самостоятельно, заседания МО начальных классов

Работа с родителями (содержание, формы и методы работы) .

март

Групповая

Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год

апрель

Консультация

Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования

май

Круглый стол

Анкетирование

Воспитатель наставник Варгунина О.П.

Анкета для начинающих воспитателей

1.С какими законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими вопросы образования, Вы хотели бы ознакомиться?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какую(-ие) образовательную(-ые) программу(-ы) дошкольного образования Вы хотели бы изучить более подробно?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие трудности Вы испытываете при составлении плана (перспективного, календарного), занятия, воспитательно-образовательного мероприятия и др.?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.С какими сложностями Вы сталкиваетесь в образовательном процессе (укажите направления воспитательно-образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие проблемы возникают у Вас при установлении контакта с ребенком, общении с группой воспитанников, разрешении детских конфликтов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какими педагогическими методами и приемами, способами воспитания Вы хотели бы овладеть?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Консультации каких специалистов (образования, медицины, психологии и др.) Вы хотели бы получить, по каким вопросам?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какие проблемы возникают у Вас в работе с семьями воспитанников?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какие затруднения вызывает у Вас создание предметно-развивающей среды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молодой специалист Кривко Е.А.










© 2010-2022