- Преподавателю
- Другое
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калошин С.М. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Практическая работа №1
Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»
Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке и сборке двигателей внутреннего сгорания. Рассмотреть кривошипно-шатунный механизм. Закрепить теоретические знания.
Время: 2 часа.
Оборудование и материалы.
1.Двигатели ЗМЗ 53,Камаз 740,Д 240, СМД 62.
2.Комплект инструментов.
3.Поршневая группа.
4.Обтирочный материал
5. Плакаты по устройству изучаемых деталей.
6. Учебная литература.
Теоретический обзор.
Кривошипно-шатунный механизм п р е д н а з н а ч е н для преобразования прямолинейного поступательного движения поршня в такте расширения во вращательное движение коленчатого вала, а в остальных тактах - вращательное движение коленчатого вала в прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня.
Кривошипно-шатунный механизм в сборе представлен на рис .
Цилиндр вместе с поршнем и головкой ограничивает объем, который называется камерой сгорания. Цилиндры изготовляют в виде отдельной отливки, укрепляемой на картере, или в виде сменной гильзы 8, вставляемой в вертикальные гнезда блок-картера. Материалом для цилиндров служит легированный чугун с обработанной внутренней поверхностью, называемой зеркалом цилиндров.
а - в сборе; б - гильза; в - поршень с шатуном в сборе
1, 20, 28 - шестерни; 2 - коренная шейка; 3, 18 - вкладыши коренного подшипника;
4 - шатунная шейка; 5 - шатун; 6 - поршневой палец; 7 - поршень;
8 - гильза цилиндра; 9 - блок; 10 - поршневые кольца; 11 - резиновые кольца;
12 - венец маховика; 13 - маховик; 14 - нижняя крышка шатуна; 15 - шатунный болт; 16 - маслосгонная резьба; 17 - буртик; 19 - болт крышки коренного подшипника;
21 - полость; 22 - крышка коренного подшипника; 23 - носок коленчатого вала;
24 - болт крепления шкива; 25 - пластина; 26 - шкив; 27 - шайба;
29 - камера сгорания; 30 - стопорная шайба; 31 - вкладыши; 32 - стопорное
кольцо; 33 - медное кольцо; 34 - установочный поясок;
А и Б - метки
Рисунок - Кривошипно-шатунный механизм
В поршне 7 из алюминиевого сплава различают днище, головку (уплотняющую часть), юбку (направляющую часть) и бобышки (внутренние приливы). В зависимости от принятого на двигателе способа смесеобразования, расположения клапанов и форсункок (или свечей зажигания) днище поршня бывает плоским, фасонным с выемкой или выпуклым (у пусковых двигателей).
Все детали КШМ условно делят на две группы: шатунно-поршневую группу и группу коленчатого вала. В состав первой группы входят следующие основные детали:
На внешней поверхности поршня проточены канавки для установки компрессионных (уплотняющих) и маслосъемных колец. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода излишек масла в картер двигателя.
На внутренней поверхности поршня имеется два прилива - бобышки, в отверстия которых устанавливают поршневой палец 6 и стопорные кольца 32. Палец 6 соединяет поршень 7 с шатуном 5.
Шатун 5 изготовляют из высококачественной стали двутаврового сечения в виде стержня с двумя головками: верхняя головка неразъемная, а нижняя - разъемная. Съемную часть называют крышкой 14. Ее крепят шатунными болтами 15.
Для обеспечения уравновешенности двигателя комплект поршней с шатунами в сборе подбирают с минимальной разностью по массе. Разность масс поршней с шатунами в пределах комплекта не должна превышать нормируемого значения. Например, у дизеля Д-240 не более 15 г, СМД-60 не более 17 г, А-41 не более 30 г.
В состав второй группы входят:
Коленчатый вал через шатуны воспринимает усилия от поршней и преобразует их во вращающий момент, который передается через трансмиссию на ведущие движители (колеса или гусеницы), а также используется для привода различных механизмов и устройство двигателя (распределительного вала механизма газораспределения, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора и др.). Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Вал состоит из коренных 2 и шатунных шеек 4, щек, носка 23 и хвостовика. К щекам могут быть прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы.
Маховик 13 - это массивный чугунный диск, который во время работы ДВС накапливает кинетическую энергию, необходимую для вращения коленчатого вала в течение трех подготовительных тактов.
Задание.
1.Вынуть поршень первого цилиндра вместе с шатуном.
2. Изучить устройство кривошипно-шатунного механизма.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
Выньте поршни первого цилиндра в сборе с шатуном, предварительно выполнив следующее:
поверните коленчатый вал так, чтобы поршнь первого цилиндра находился в н. м. т.;
расшплинтуйте болты крепления крышек шатунов;
отверните торцовым ключом гайки у ЗИЛ-130 и болты у СМД-62;
снимите крышки нижних головок шатунов, слегка постукивая по ним молотком; обратите внимание на метки; указывающие порядковый номер шатуна и крышки его нижней головки.
Выньте поршень вместе с шатуном.
Предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, изучите путем внешнего осмотра и сравнения с плакатами устройство кривошипно-шатунного механизма
Собирите кривошипно-шатунный механизм в обратном порядке.
Контрольные вопросы
1.Назначение кривошипно-шатунного механизма.
2.Из какого материала изготавливаются цилиндры?
3.Из каких частей состоит поршень?
4.Что входит в шатунно-поршневую группу?
5. Назначение коленчатого вала.
8.Укажите и назовите на рисунке составляющие детали кривошипно-шатунного механизма.