• Преподавателю
  • Другое
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа №1

Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»



Цель: Сформировать практические навыки по частичной разборке и сборке двигателей внутреннего сгорания. Рассмотреть кривошипно-шатунный механизм. Закрепить теоретические знания.

Время: 2 часа.

Оборудование и материалы.

1.Двигатели ЗМЗ 53,Камаз 740,Д 240, СМД 62.

2.Комплект инструментов.

3.Поршневая группа.

4.Обтирочный материал

5. Плакаты по устройству изучаемых деталей.

6. Учебная литература.

Теоретический обзор.

Кривошипно-шатунный механизм п р е д н а з н а ч е н для преобразования прямолинейного поступательного движения поршня в такте расширения во вращательное движение коленчатого вала, а в остальных тактах - вращательное движение коленчатого вала в прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня.

Кривошипно-шатунный механизм в сборе представлен на рис .

Цилиндр вместе с поршнем и головкой ограничивает объем, который называется камерой сгорания. Цилиндры изготовляют в виде отдельной отливки, укрепляемой на картере, или в виде сменной гильзы 8, вставляемой в вертикальные гнезда блок-картера. Материалом для цилиндров служит легированный чугун с обработанной внутренней поверхностью, называемой зеркалом цилиндров.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема: «Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателей»

а - в сборе; б - гильза; в - поршень с шатуном в сборе

1, 20, 28 - шестерни; 2 - коренная шейка; 3, 18 - вкладыши коренного подшипника;

4 - шатунная шейка; 5 - шатун; 6 - поршневой палец; 7 - поршень;

8 - гильза цилиндра; 9 - блок; 10 - поршневые кольца; 11 - резиновые кольца;

12 - венец маховика; 13 - маховик; 14 - нижняя крышка шатуна; 15 - шатунный болт; 16 - маслосгонная резьба; 17 - буртик; 19 - болт крышки коренного подшипника;

21 - полость; 22 - крышка коренного подшипника; 23 - носок коленчатого вала;

24 - болт крепления шкива; 25 - пластина; 26 - шкив; 27 - шайба;

29 - камера сгорания; 30 - стопорная шайба; 31 - вкладыши; 32 - стопорное

кольцо; 33 - медное кольцо; 34 - установочный поясок;

А и Б - метки


Рисунок - Кривошипно-шатунный механизм

В поршне 7 из алюминиевого сплава различают днище, головку (уплотняющую часть), юбку (направляющую часть) и бобышки (внутренние приливы). В зависимости от принятого на двигателе способа смесеобразования, расположения клапанов и форсункок (или свечей зажигания) днище поршня бывает плоским, фасонным с выемкой или выпуклым (у пусковых двигателей).

Все детали КШМ условно делят на две группы: шатунно-поршневую группу и группу коленчатого вала. В состав первой группы входят следующие основные детали:

На внешней поверхности поршня проточены канавки для установки компрессионных (уплотняющих) и маслосъемных колец. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода излишек масла в картер двигателя.

На внутренней поверхности поршня имеется два прилива - бобышки, в отверстия которых устанавливают поршневой палец 6 и стопорные кольца 32. Палец 6 соединяет поршень 7 с шатуном 5.

Шатун 5 изготовляют из высококачественной стали двутаврового сечения в виде стержня с двумя головками: верхняя головка неразъемная, а нижняя - разъемная. Съемную часть называют крышкой 14. Ее крепят шатунными болтами 15.

Для обеспечения уравновешенности двигателя комплект поршней с шатунами в сборе подбирают с минимальной разностью по массе. Разность масс поршней с шатунами в пределах комплекта не должна превышать нормируемого значения. Например, у дизеля Д-240 не более 15 г, СМД-60 не более 17 г, А-41 не более 30 г.

В состав второй группы входят:

Коленчатый вал через шатуны воспринимает усилия от поршней и преобразует их во вращающий момент, который передается через трансмиссию на ведущие движители (колеса или гусеницы), а также используется для привода различных механизмов и устройство двигателя (распределительного вала механизма газораспределения, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора и др.). Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Вал состоит из коренных 2 и шатунных шеек 4, щек, носка 23 и хвостовика. К щекам могут быть прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы.

Маховик 13 - это массивный чугунный диск, который во время работы ДВС накапливает кинетическую энергию, необходимую для вращения коленчатого вала в течение трех подготовительных тактов.

Задание.

1.Вынуть поршень первого цилиндра вместе с шатуном.

2. Изучить устройство кривошипно-шатунного механизма.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Порядок выполнения работы.

Выньте поршни первого цилиндра в сборе с шатуном, предварительно выполнив следующее:

поверните коленчатый вал так, чтобы поршнь первого цилиндра находился в н. м. т.;

расшплинтуйте болты крепления крышек шатунов;

отверните торцовым ключом гайки у ЗИЛ-130 и болты у СМД-62;

снимите крышки нижних головок шатунов, слегка постукивая по ним молотком; обратите внимание на метки; указывающие порядковый номер шатуна и крышки его нижней головки.

Выньте поршень вместе с шатуном.

Предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, изучите путем внешнего осмотра и сравнения с плакатами устройство кривошипно-шатунного механизма

Собирите кривошипно-шатунный механизм в обратном порядке.

Контрольные вопросы

1.Назначение кривошипно-шатунного механизма.

2.Из какого материала изготавливаются цилиндры?

3.Из каких частей состоит поршень?

4.Что входит в шатунно-поршневую группу?

5. Назначение коленчатого вала.

8.Укажите и назовите на рисунке составляющие детали кривошипно-шатунного механизма.



© 2010-2022