• Преподавателю
  • Другое
  • Социально-образовательный проект «Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства»

Социально-образовательный проект «Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной научно-практический семинар

«Организация исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время»

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

«Школьный краеведческий музей как

составляющая открытого,

образовательного пространства»

(Из истории школьного краеведческого музея)

Подготовила: учитель географии,

руководитель краеведческого музея

Тарасова Ольга Владимировна

МОУ Большекарайская СОШ



12.10.2015 г.

Цель проекта:

Совершенствование образовательного процесса средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования через развитие музейного дела.

Задачи:

  • Эффективно использовать потенциал музея для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

  • Повысить интерес к процессу обучения у школьников через включение в урочную и внеурочную деятельность музейных ресурсов.

  • Приобщить детей и подростков к историческому и духовному наследию.

  • Расширить материально-техническую базу музея.

Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет права на будущее.

А.С. Пушкин

Школьный музей - живая нить истории. История - это память о прошлом. Прошлое продолжает жить в сознании людей, оно запечатлено в памятниках старины, материальной культуры, искусства, в устных преданиях, записях, в народных обычаях, традициях, языке.

Решение проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа.

Нет человека, который бы не помнил об уголке нашей страны, где он родился, провёл своё детство, куда его тянет даже спустя много лет. Каждый помнит улочки своего села, речку, куда бегали ловить рыбу и купаться, школу, где прошли лучшие и незабываемые годы детства, людей, которые жили и работали в селе.
Проходят годы. Что-то меняется в облике села, уходят из жизни люди, которые внесли немалый вклад в развитие села, всё меньше становится фронтовиков.
Очень важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его культуру, историю, людей, живших в селе.
Именно поэтому родилась мысль о создании музея. Истоки духовного возрождения России и, прежде всего, родного края

начинаются в школе, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании личности.

Большекарайский школьный краеведческий музей - это музей истории села.
Краеведческий музей был открыт в 1977 году по инициативе директора школы Витько Тихона Прокофьевича. Большой вклад в организацию деятельности музея внёс Кузнецов Владимир Иванович, работавший в то время учителем географии и биологии в нашей школе.
Экспозицию музея оформляли: Журавлёв Василий Матвеевич, местный художник, Распопова Александра Дмитриевна, библиотекарь школьной библиотеки (в настоящее время находится на заслуженном отдыхе).
В сборе экспонатов принимали участие жители села, учителя, учащиеся школы.
Музей имеет два, зала насчитывает большое количество подлинных музейных предметов - это личные предметы фронтовиков и жителей села, подлинные фотографии и архивы.
В 1-м зале представлены
Разделы экспозиции
1. Природа нашей местности.(В экспозиции представлены: образцы горных пород и окаменелостей, гербарные образцы трав и деревьев, фотоматериалы животных и растений)
2. Наши истоки.(Из тьмы веков. На территории нашего края люди жили уже в глубокой древности. Село Большой Карай очень богато различными памятниками древности: стоянки сезонные, одиночные

курганы и целые курганные могильники, поселения скотоводов. В музее представлены каменные орудия труда (наконечники стрел; образцы керамического производства, хозяйственной утвари).

История возникновения с. Большой Карай, количество жителей в разные времена, развитие села.)
3.Крестьянский быт.(представлены предметы кухонной утвари: кувшины, ухваты, чугуны, самовары, кочерга, чапля различные предметы крестьянского обихода: утюги, детали ткацкого станка)

4. «Революции посвящается…» (газета «ИСКРА» 1905 года, гильзы от снарядов, бляшки ремней и др.)

5. «Таланты земли Большекарайской» (картины, изделия из хрусталя, сборники стихов, вышивка, резьба по дереву и др.

Во 2-м зале представлены

Разделы экспозиции
1. «Труженики села»

2. «И помнит мир спасённый…»

3. «Войны -интернационалисты»
4.«Наши земляки.»
5. «400 лет Большому Караю»
6. «Образование. Школа»
Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Приобщение учащихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экскурсии, а также через участие в районных краеведческих конференциях, в областных и всероссийских конкурсах. Материалы музея находят практическое применение на уроках истории, литературы, географии и др.
Учащиеся школы принимают активное участие в работе школьного музея: проводят обзорные и тематические экскурсии для младших школьников и гостей музея, а также здесь проходят встречи с детьми войны и тружениками тыла, односельчанами, внёсшими большой вклад в развитие нашего села, передовиками производства.
Работа ведётся по трём основным направлениям:
1) лекторская; 2) оформительская; 3) поисковая.
Лекторская работа
1. Изучение исторических событий.
2. Подготовка выступлений.
3. Проведение экскурсий.
Оформительская работа
1. Поисковая работа.
2. Оформление документов, найденных вещей.
3. Изучение документов.
4. Изучение исторических событий.
5. Подготовка экскурсий и выступлений.
Поисковая работа
1.Поисковая работа кружка
2. Создание паспорта

3. Налаживание связей с выпускниками.
4. Создание отчетных альбомов.
5. Планирование работы на следующий год.
Основные формы работы школьного музея:
1. Экскурсии
2. Лекции
3. Поисковая работа
4. Переписка
5. Использование музейных экспонатов и материалов на традиционных уроках
6. Уроки Мужества
7. Уроки мира и добра
8. Месячники военно-патриотического воспитания
9. Проведение классных часов
10. Выпуск газет
11. Встреча с ветеранами войны и труда
12. Встреча с выпускниками школы

Возвращайтесь, всю свою жизнь возвращайтесь к истокам, ибо без прошлого нет будущего!
В.Каверин

Эти слова помогают лучше понять, что заставляет нас идти нелёгким путём школьного музееведа. Мы храним историю своей страны, области, своего маленького села. А может ли человек считать себя хранителем истории, не полюбив по-настоящему Отчизну?
Переступая порог нашего школьного музея, мы попадаем в особый мир, где представлено далёкое и недавнее прошлое.



© 2010-2022