Корпоративное обучение педагогов в колледже

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Корпоративное обучение как механизм повышения профессионализма педагогов

Бирюкова Р.С.- методист колледжа «Царицыно»


Если нет дальнейшего роста,

значит близок закат….

Сенека


Одним из условий повышения качества образования является система управления процессом профессионального роста педагогов.

Поскольку мы будем говорить о такой актуальной теме как повышение компетентности педагогов, то позвольте мне, забегая немного вперед, сказать о тех важных вопросах, на которых я остановлюсь в своем выступлении:

  • Итак, первый вопрос- это зачем нам нужно обучать педагогов внутри ОО (может лучше предоставить им только заниматься саморазвитием?)

  • Как в нашем колледже решается эта важная задача?

  • Каковы цели, задачи и формы корпоративного обучения?

  • Каким образом осуществляется мониторинг и каковы результаты этого обучения.

Образование -это та сфера жизни нашего общества, от которой зависит существование нашей страны, нашей государственности. Мы приходим в поликлинику не только к доктору-профессионалу, но и хотим услышать слова милосердия и сострадания. Наши дети, приходя к нам учиться, хотят получить знания для будущей профессии, но и видеть людей любяших, неравнодушных, открытых, способных понять их и посочувствовать им, которые рассматривают свою деятельность как служение детям, стране.

И не праздным, а очень важным и насущным становится вопрос: кто они те люди, которые «сердце отдают детям», которые выходят каждый день в молодежную аудиторию «сеять разумное, доброе, вечное…»! Поэтому, на первое место в образовании выступает вопрос, который нам известен и звучит как: «Кадры решают все!». Я бы сказала, «кадры педагогические, решают все!!».

Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» мы включаем только профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую составляющую компетентности, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, формирующие качественные образовательные результаты.

Все мы с вами когда-то начинали свою педагогическую деятельность, делая первые шаги на педагогическом поприще.

Вспоминаются слова очень известной песни:

«Понимаешь, мама, я учитель,

Видишь, я вхожу, бледнея в класс,

это мне решили поручить их,

40 душ и 80 глаз.

Учитель сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали. Чтобы верили, чтобы помнили люди меня»

Как важно, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили…

А вот, чтобы все это случилось, надо, любить детей, любить свою профессию, надо, чтобы педагог был личностью, ибо только личность может воспитать, взрастить другую личность.

Потребность страны в педагогах, способных занять личностно - субъектную позицию по отношению как к обучающемуся, так и к себе, выдвигает в разряд особо актуальных - проблему повышения профессиональной компетентности педагога в рамках образовательной организации.

В связи с этим особое внимание обращено к кадровому потенциалу, поскольку именно кадровый потенциал является единственным ресурсом, который можно развивать и совершенствовать всю жизнь. От того, кто будет воспитывать и учить, в значительной степени зависит наше будущее. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

Д.И.Лихачев - ученый, филолог, культуролог говорил: «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основной созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш ХХI век».

Думаю, что повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, должно соответствовать запросам современной жизни. Педагогический коллектив - это оркестр. Каждый ведет свою партию, а в целом получается единая мелодия, гармония. Чтобы эта гармония не нарушалась, важна роль каждой скрипки, в нашем случае, каждого педагога!

Как организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, преподавателям , чтобы изменить самих себя? Как учить детей по новому, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого педагога.

Что обычно понимается под профессиональной компетентностью?

Профессиональная компетентность - это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Проблемы модернизации современного образования требуют не только новых организационных форм образовательного процесса, но и наполнения педагогической деятельности новым смыслом и более совершенной педагогической техникой и технологиями. Для этого необходима разработка новых подходов и эффективных механизмов повышения компетентности в рамках самого образовательного учреждения, позволяющих отвечать на реальные потребности педагогов, развивать педагогическую деятельность с помощью коллег и даже стать важным элементом управления качеством профессионального образования.

Решая данную проблему, колледж «Царицыно» осуществляет повышение компетентности педагогических кадров, оптимально управляя этим процессом на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода.

В современных условиях реорганизации системы московского образования, важным вектором своей модернизации колледж «Царицыно» считает разработку и апробацию эффективного механизма повышения компетентности педагогических кадров через организацию «Корпоративного лифта», с учетом личностно-ориентированного подхода и применения разнообразных педагогических технологий.

Целью внедрения данного механизма является обеспечение повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности колледжа через реализацию различных форм повышения квалификации и построения индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов.

Среди основных задач корпоративного обучения можно выделить:

  • внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования;

  • оптимизация управления деятельностью колледжа на основе современных принципов менеджмента и критериев качества, признанных мировым сообществом;

  • обеспечение формирования кадрового резерва колледжа;

  • укрепление имиджа колледжа, обеспечение его инвестиционной привлекательности.

Интерес к корпоративному обучению в большей степени продиктовано требованиями времени. Такая форма обучения включает в себя не только передачу новых знаний, но и предоставляет широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала слушателей- членов одной корпорации, в нашем случае- трех отделений колледжа. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах деятельности педагоги понимают: необходимо постоянно учиться, чтобы успешно и эффективно работать.

Как говорит наш руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина: «Успеха добивается тот, кто ищет, где и чему можно поучиться!»

Процесс корпоративного обучения в колледже «Царицыно» непрерывен, системный и многоуровневый, осуществляемый в различных формах: традиционных и инновационных.

К традиционным, известным формам, применяемых в каждой образовательной организации, относятся:

  1. Учеба педагогических работников на курсах повышения квалификации в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.

  2. Стажировки преподавателей на производственной базе социальных партнеров.

  3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по программам ГМЦ, ФИРО, МИОО.

  4. Система обучающих семинаров, тренингов по проектной деятельности на базе колледжа.

  5. Самообразование и саморазвитие через участие преподавателей в научно- практических семинарах, конкурсах различного уровня; городских, всероссийских и международных конференциях и др.

  6. Учеба в аспирантуре, научно-исследовательская деятельность в качестве соискателей ученой степени кандидата наук.

Инновационные формы, которые носят эффективный и системный характер, это:

1.Лаборатория педагогических технологий

2. Учеба в "Клубе молодого педагога"

3.Школа наставничества в рамках работы кафедр

Именно эти формы являются основными элементами механизма повышения профессиональных компетенций педагогов.

Одна из инновационных форм корпоративного обучения, апробированная в колледже в 2014-2015 учебном году, называется «Лаборатория педагогических технологий», которая охватывает педагогов, имеющих стаж работы более 3 лет и позволяющая развивать профессионально- технологические компетенции педагогов.

Руководителем этой Лаборатории является наш ведущий преподаватель-профессионал, победитель внутреннего конкурса педагогического мастерства, Лауреат Гранта Мэра Москвы-2014, победитель и лауреат многих престижных региональных, Всероссийских и Международных конкурсов Клюева Ирина Владимировна.

Такая форма обучения включает в себя не только передачу новых знаний, но и представляет широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала слушателей- членов одной корпорации, в нашем случае- трех отделений колледжа. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах своей деятельности педагоги понимают: необходимо постоянно учиться, чтобы успешно и эффективно работать.

Изучив проблемные вопросы в области повышения квалификации педагогов, была составлена обучающая программа по решению задач выявления, аккумулирования и передачи методических знаний, а затем подготовлен план реализации Программы.

Занятия в Лаборатории проводились очно (в аудитории колледжа) и дистанционно- через персональный сайт руководителя Лаборатории. Тематика занятий определялась с учетом запросов участников:

  • Методы создания благоприятной обстановки на занятии. Организация коммуникации.

  • Принципы отбора педагогических технологий.

  • Технология проведения занятия в интерактивном режиме

  • Использование квест-технологий в образовательном процессе. Спираль успеха (с трансляцией педагогического опыта преподавателей Рыбаковой А.Р. и Емелиной Е.И.).

  • Технология организация рефлексивной деятельности и т.д.

Все занятия проходили в интерактивном режиме и содержали теоретические вводные, упражнения, анализ ситуаций, практические примеры и ответы на вопросы.

Эффективность созданной программы функционирования Лаборатории педагогических технологий доказывается результативностью работы преподавателей, а анализ недостатков и новые потребности в повышении профессионально-компетентностного уровня послужат основание для разработки новых программ.

11 преподавателей прошли обучение в прошлом учебном году и получили Сертификаты.

Представленная модель корпоративного обучения демонстрирует новый уровень коммуникации между преподавателями-предметниками и администрацией. Считаю, что предлагаемая программа призвана осуществить систематическую работу по повышению профессионального уровня преподавателей колледжа для обеспечения учебно-воспитательного процесса и качества образования.

Клюевой И.В. подготовлен учебно-методический комплекс повышения квалификации педагогического состава в рамках Лаборатории педагогических технологий, включающий в себя рабочую программу, серию тренингов с полным методическим сопровождением. Эта программа передана в Центр прикладных квалификаций колледжа и надеемся, будет транслироваться для педагогов города Москвы. Приглашаем Вас для обучения в нашу Лабораторию!

Еще одна форма корпоративного обучения -Клуб молодого педагога, куда входят молодые преподаватели, имеющие стаж работы менее 3 лет, и которая проводится с целью профессиональной адаптации молодых специалистов колледжа.

Эта форма эффективна тем, что она:

- адресная ( с индивидуальным подходом),

-связана с широким спектром проблем, которые возникают внутри педагогического коллектива,

-позволяет обучить многих членов нашего педагогического коллектива.

Алгоритм работы Клуба прост:

  1. Выявление потенциальных членов Клуба

  2. Составление приказа об организации Клуба молодых педагогов

  3. Проведение анкетирования по проблемам педагогического мастерства

  4. Составление плана работы на год

  5. Проведение заседаний Клуба с периодичностью 1 раз в месяц.

План работы «Клуба молодых педагогов» (Приложение №1)

Первое заседание Клуба проходит в дружеской и непринужденной атмосфере под романтическим названием: «Будем знакомы! Приглашаем в прекрасное далеко!». Каждый из «новеньких» готовит самопрезентацию своих достижений, из которой мы узнаем много интересного о своих коллегах, а некоторые нас удивляют своими талантами и творческими способностями.

И всегда на первой встрече присутствует директор колледжа Н.Н.Седова, которая приветствуя молодых коллег, говорит о том, что они- будущее нашего колледжа, подчеркивая как не безразлично старшему поколению, кому мы передадим наше дело.

На заседаниях используются личностно-ориентированные и деятельностные технологии: технология целеполагания в педагогической деятельности, технология педагогических мастерских, мозгового штурма, метода проектов, проблемно-модульных технологий; деловые игры, дискуссии, метод кейсов, квест-технологии и др.

Необходимо отметить, что содержание различных форм повышения профессиональных компетенций на заседаниях Клуба строится с учетом, выявленных затруднений педагогов путем анкетирования и в личных индивидуальных консультациях. На занятиях, тренингах применяются такие методы, как работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, метод проектов. Мы приглашаем на наши заседания опытных педагогов колледжа, ветеранов педагогического труда, педагогов-психологов, которые всегда готовы поделиться своим богатым педагогическим опытом с молодежью. Таким образом, молодые коллеги не находятся в свободном плавании, не брошены на произвол судьбы, а окружены вниманием, заботой. Чувствуют поддержку своих опытных коллег, администрации колледжа. А если кто-то из них пропустил нашу встречу, то всегда может получить материалы заседания по электронной почте, т.к. для каждого заседания методической службой колледжа создаются методические материалы, позволяющие одновременно и транслировать свой педагогический опыт.

После двух лет посещения занятий в нашем Клубе, мы делаем «Выпуск», и наши молодые коллеги получают Сертификаты об окончании Клуба молодых педагогов.

В июне 2015г. такие Сертификаты получили 8 наших молодых коллег. Последняя встреча в рамках работы Клуба была очень трогательной. И Вы знаете, мы услышали такие слова благодарности, которые никого не оставят равнодушными. Балашова А.Ф. пропиарила наш Клуб в газете «Поколение NEXT, а Блинова Е.М. написала стихи. Позвольте, я их зачитаю:

Однажды, я осенью ранней

На заседание Клуба пришла.

Поход этот был не случайный,

Я много друзей там нашла.

И вот, захожу в бизнес-центр я..

Все помню, словно вчера.

Когда Раиса Сергеевна

Конфеты нам с чаем дала.

Знакомство прошло беззаботно,

Веяло светом, теплом.

Очень и очень охотно

Общались за общим столом.

На заседании Клуба

Учились мы план составлять,

Чтобы дорогие студенты

Могли нас всегда понимать.

Обсуждая значение проектов,

И в целом учебный процесс

Мы решили, что для студентов

Проекты- это прогресс.

"Клуб молодых педагогов"

Я с гордостью в нем состою.

И всем сейчас заявляю:

"Работу свою я люблю"!

Думаю, это и есть результат и одновременно самая высокая оценка нашей работы!

В целях оказания помощи молодым и начинающим педагогическим работникам в их профессиональном становлении, формирования стабильного, высокопрофессионального коллектива в колледже, распространения передовых научно-педагогических технологий и создания условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства организована Школа наставничества в рамках работы кафедр или цикловых методических комиссий.

Наставничество - разновидность индивидуальной работы с инженерно-педагогическими кадрами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании или специалистами, пришедшими из отрасли. За каждым молодым специалистом закреплен наставник из числа педагогов-мастеров своего дела.

Составляются планы индивидуальной работы наставников и планы индивидуального становления педагога.

С данной группой педагогов организуются индивидуальные консультации педагогов-наставников, заведующих кафедр по составлению и ведению учебно-программной документации (РП, КТП, ФОСов), оформлению УМК, происходит знакомство специалистов с деятельностью педагогического коллектива; особенностями работы в системе среднего профессионального образования.

Наставники помогают подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, для осуществления контроля компетенций обучающихся, оказывают методическую помощь в подборе дидактических материалов, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий. Распространено взаимопосещение занятий, что позволяет учиться друг у друга.

Данный формат используется уже как условие для полноценного проявления и развития педагогического мастерства.

Для организации обратной связи, рефлексии в рамках данных форм применяются различные виды опросов, бесед по проблемным вопросам корпоративного обучения.

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится мониторинг педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки механизма корпоративного обучения педагогов на следующий период.

Данная работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Повышение профессионализма педагогических кадров в рамках «Корпоративного лифта»:

  • обеспечивает освоение педагогических технологий, выступающие как средство развития педагогической деятельности и личности педагога;

  • формирует готовность педагогов к использованию их для формирования компетенций у обучающихся.

  • носит опережающий характер, который основан на стратегических целях развития всей системы профессионального образования.

Таким образом, основным результатом внедрения эффективного инновационного механизма повышения компетентности педагогических кадров в рамках колледжа «Царицыно» является успешное формирование интегральных компетенций обучающихся, повышение качества образовательных услуг, укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности колледжа.

Не случайно, Колледж «Царицыно» в течение четырех лет являлся Лауреатом Гранта Правительства Москвы в сфере образования и многих других престижных наград. Это маленькая толика результатов работы педагогов и студентов нашего колледжа в 2014-2015 учебного года:

  • 3место на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис;

  • 5 победителей во Всероссийском конкурс «Моя страна -моя Россия»;

  • На Открытом чемпионате кулинарного искусства и сервиса города Москвы среди юниоров- Гран- при («1 место» - «Тематический стол», «Конкурс барменов» -золото, серебро),

  • 7 призовых мест на Межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества-2015»;

  • Чемпионат Москвы WorldSkills- 3 место;

  • Конкурс молодежных предпринимательских проектов "СВОЕ ДЕЛО" 2015- 1 место;

  • Звание Лауреата на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России».

Уважаемые коллеги!

Профессия педагога трудна. Она требует колоссального терпения, постоянного профессионального совершенствования и выдержки, но поэтому она, наверное, и самая интересная. Самое главное, чтобы в нашей педагогической среде не оставалось равнодушных к жизни нашего образовательного процесса.

Желаю Вам творческих успехов и крепкого здоровья, исполнения всех задумок в новом учебном году.

Приложение №1

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Приказ об организации Клуба молодых педагогов

сентябрь

Бирюкова Р.С.

Учебный план - рабочая программа (тематический план) - КТП. Организация внеаудиторной работы со студентами


Бирюкова Р.С., Родионова С.В.

Заседание №1:

Будем знакомы! Приглашаем в прекрасное далеко

октябрь

Бирюкова Р.С.

Заседание №2:

Алгоритм планирования учебного процесса

ноябрь

Бирюкова Р.С.

Заседание №3:

Технологическая карта учебного занятия как инструмент эффективного образовательного процесса

декабрь

Бирюкова Р.С.

Заседание №4:

Проектная деятельность как средство развития всех субъектов образовательного процесса

февраль

Бирюкова Р.С.,

Таборидзе Л.В.

Заседание №5:

Индивидуальный подход к студентам с различными типами психологического мышления

март

Бирюкова Р.С, Сынгаевская Л.П.

Заседание №6:

Методические рекомендации как необходимое условие выполнения требований ФГОС (дистанционно)

апрель

Бирюкова Р.С.


Заседание №7:

Организация рефлексии на учебных занятиях

май

Бирюкова Р.С.


Заседание №8:

Итоги. Продолжение следует…

Вручение сертификатов

июнь

Бирюкова Р.С., преподаватели-наставники

Посещение молодыми педагогами открытых занятий

постоянно

в течение года

Молодые специалисты

Посещение методистами и наставниками учебных занятий молодых педагогов с целью оказание практической методической помощи

постоянно

в течение года

преподаватели-наставники, методисты

© 2010-2022