- Преподавателю
- Другое
- Корпоративное обучение педагогов в колледже
Корпоративное обучение педагогов в колледже
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бирюкова Р.С. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Корпоративное обучение как механизм повышения профессионализма педагогов
Бирюкова Р.С.- методист колледжа «Царицыно»
Если нет дальнейшего роста,
значит близок закат….
Сенека
Одним из условий повышения качества образования является система управления процессом профессионального роста педагогов.
Поскольку мы будем говорить о такой актуальной теме как повышение компетентности педагогов, то позвольте мне, забегая немного вперед, сказать о тех важных вопросах, на которых я остановлюсь в своем выступлении:
-
Итак, первый вопрос- это зачем нам нужно обучать педагогов внутри ОО (может лучше предоставить им только заниматься саморазвитием?)
-
Как в нашем колледже решается эта важная задача?
-
Каковы цели, задачи и формы корпоративного обучения?
-
Каким образом осуществляется мониторинг и каковы результаты этого обучения.
Образование -это та сфера жизни нашего общества, от которой зависит существование нашей страны, нашей государственности. Мы приходим в поликлинику не только к доктору-профессионалу, но и хотим услышать слова милосердия и сострадания. Наши дети, приходя к нам учиться, хотят получить знания для будущей профессии, но и видеть людей любяших, неравнодушных, открытых, способных понять их и посочувствовать им, которые рассматривают свою деятельность как служение детям, стране.
И не праздным, а очень важным и насущным становится вопрос: кто они те люди, которые «сердце отдают детям», которые выходят каждый день в молодежную аудиторию «сеять разумное, доброе, вечное…»! Поэтому, на первое место в образовании выступает вопрос, который нам известен и звучит как: «Кадры решают все!». Я бы сказала, «кадры педагогические, решают все!!».
Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» мы включаем только профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую составляющую компетентности, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, формирующие качественные образовательные результаты.
Все мы с вами когда-то начинали свою педагогическую деятельность, делая первые шаги на педагогическом поприще.
Вспоминаются слова очень известной песни:
«Понимаешь, мама, я учитель,
Видишь, я вхожу, бледнея в класс,
это мне решили поручить их,
40 душ и 80 глаз.
Учитель сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали. Чтобы верили, чтобы помнили люди меня»
Как важно, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили…
А вот, чтобы все это случилось, надо, любить детей, любить свою профессию, надо, чтобы педагог был личностью, ибо только личность может воспитать, взрастить другую личность.
Потребность страны в педагогах, способных занять личностно - субъектную позицию по отношению как к обучающемуся, так и к себе, выдвигает в разряд особо актуальных - проблему повышения профессиональной компетентности педагога в рамках образовательной организации.
В связи с этим особое внимание обращено к кадровому потенциалу, поскольку именно кадровый потенциал является единственным ресурсом, который можно развивать и совершенствовать всю жизнь. От того, кто будет воспитывать и учить, в значительной степени зависит наше будущее. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
Д.И.Лихачев - ученый, филолог, культуролог говорил: «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основной созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш ХХI век».
Думаю, что повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, должно соответствовать запросам современной жизни. Педагогический коллектив - это оркестр. Каждый ведет свою партию, а в целом получается единая мелодия, гармония. Чтобы эта гармония не нарушалась, важна роль каждой скрипки, в нашем случае, каждого педагога!
Как организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, преподавателям , чтобы изменить самих себя? Как учить детей по новому, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого педагога.
Что обычно понимается под профессиональной компетентностью?
Профессиональная компетентность - это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Проблемы модернизации современного образования требуют не только новых организационных форм образовательного процесса, но и наполнения педагогической деятельности новым смыслом и более совершенной педагогической техникой и технологиями. Для этого необходима разработка новых подходов и эффективных механизмов повышения компетентности в рамках самого образовательного учреждения, позволяющих отвечать на реальные потребности педагогов, развивать педагогическую деятельность с помощью коллег и даже стать важным элементом управления качеством профессионального образования.
Решая данную проблему, колледж «Царицыно» осуществляет повышение компетентности педагогических кадров, оптимально управляя этим процессом на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода.
В современных условиях реорганизации системы московского образования, важным вектором своей модернизации колледж «Царицыно» считает разработку и апробацию эффективного механизма повышения компетентности педагогических кадров через организацию «Корпоративного лифта», с учетом личностно-ориентированного подхода и применения разнообразных педагогических технологий.
Целью внедрения данного механизма является обеспечение повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности колледжа через реализацию различных форм повышения квалификации и построения индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов.
Среди основных задач корпоративного обучения можно выделить:
-
внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования;
-
оптимизация управления деятельностью колледжа на основе современных принципов менеджмента и критериев качества, признанных мировым сообществом;
-
обеспечение формирования кадрового резерва колледжа;
-
укрепление имиджа колледжа, обеспечение его инвестиционной привлекательности.
Интерес к корпоративному обучению в большей степени продиктовано требованиями времени. Такая форма обучения включает в себя не только передачу новых знаний, но и предоставляет широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала слушателей- членов одной корпорации, в нашем случае- трех отделений колледжа. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах деятельности педагоги понимают: необходимо постоянно учиться, чтобы успешно и эффективно работать.
Как говорит наш руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина: «Успеха добивается тот, кто ищет, где и чему можно поучиться!»
Процесс корпоративного обучения в колледже «Царицыно» непрерывен, системный и многоуровневый, осуществляемый в различных формах: традиционных и инновационных.
К традиционным, известным формам, применяемых в каждой образовательной организации, относятся:
-
Учеба педагогических работников на курсах повышения квалификации в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
-
Стажировки преподавателей на производственной базе социальных партнеров.
-
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по программам ГМЦ, ФИРО, МИОО.
-
Система обучающих семинаров, тренингов по проектной деятельности на базе колледжа.
-
Самообразование и саморазвитие через участие преподавателей в научно- практических семинарах, конкурсах различного уровня; городских, всероссийских и международных конференциях и др.
-
Учеба в аспирантуре, научно-исследовательская деятельность в качестве соискателей ученой степени кандидата наук.
Инновационные формы, которые носят эффективный и системный характер, это:
1.Лаборатория педагогических технологий
2. Учеба в "Клубе молодого педагога"
3.Школа наставничества в рамках работы кафедр
Именно эти формы являются основными элементами механизма повышения профессиональных компетенций педагогов.
Одна из инновационных форм корпоративного обучения, апробированная в колледже в 2014-2015 учебном году, называется «Лаборатория педагогических технологий», которая охватывает педагогов, имеющих стаж работы более 3 лет и позволяющая развивать профессионально- технологические компетенции педагогов.
Руководителем этой Лаборатории является наш ведущий преподаватель-профессионал, победитель внутреннего конкурса педагогического мастерства, Лауреат Гранта Мэра Москвы-2014, победитель и лауреат многих престижных региональных, Всероссийских и Международных конкурсов Клюева Ирина Владимировна.
Такая форма обучения включает в себя не только передачу новых знаний, но и представляет широкие возможности для раскрытия и использования внутреннего потенциала слушателей- членов одной корпорации, в нашем случае- трех отделений колледжа. Самостоятельные, стремящиеся к самореализации в разных сферах своей деятельности педагоги понимают: необходимо постоянно учиться, чтобы успешно и эффективно работать.
Изучив проблемные вопросы в области повышения квалификации педагогов, была составлена обучающая программа по решению задач выявления, аккумулирования и передачи методических знаний, а затем подготовлен план реализации Программы.
Занятия в Лаборатории проводились очно (в аудитории колледжа) и дистанционно- через персональный сайт руководителя Лаборатории. Тематика занятий определялась с учетом запросов участников:
-
Методы создания благоприятной обстановки на занятии. Организация коммуникации.
-
Принципы отбора педагогических технологий.
-
Технология проведения занятия в интерактивном режиме
-
Использование квест-технологий в образовательном процессе. Спираль успеха (с трансляцией педагогического опыта преподавателей Рыбаковой А.Р. и Емелиной Е.И.).
-
Технология организация рефлексивной деятельности и т.д.
Все занятия проходили в интерактивном режиме и содержали теоретические вводные, упражнения, анализ ситуаций, практические примеры и ответы на вопросы.
Эффективность созданной программы функционирования Лаборатории педагогических технологий доказывается результативностью работы преподавателей, а анализ недостатков и новые потребности в повышении профессионально-компетентностного уровня послужат основание для разработки новых программ.
11 преподавателей прошли обучение в прошлом учебном году и получили Сертификаты.
Представленная модель корпоративного обучения демонстрирует новый уровень коммуникации между преподавателями-предметниками и администрацией. Считаю, что предлагаемая программа призвана осуществить систематическую работу по повышению профессионального уровня преподавателей колледжа для обеспечения учебно-воспитательного процесса и качества образования.
Клюевой И.В. подготовлен учебно-методический комплекс повышения квалификации педагогического состава в рамках Лаборатории педагогических технологий, включающий в себя рабочую программу, серию тренингов с полным методическим сопровождением. Эта программа передана в Центр прикладных квалификаций колледжа и надеемся, будет транслироваться для педагогов города Москвы. Приглашаем Вас для обучения в нашу Лабораторию!
Еще одна форма корпоративного обучения -Клуб молодого педагога, куда входят молодые преподаватели, имеющие стаж работы менее 3 лет, и которая проводится с целью профессиональной адаптации молодых специалистов колледжа.
Эта форма эффективна тем, что она:
- адресная ( с индивидуальным подходом),
-связана с широким спектром проблем, которые возникают внутри педагогического коллектива,
-позволяет обучить многих членов нашего педагогического коллектива.
Алгоритм работы Клуба прост:
-
Выявление потенциальных членов Клуба
-
Составление приказа об организации Клуба молодых педагогов
-
Проведение анкетирования по проблемам педагогического мастерства
-
Составление плана работы на год
-
Проведение заседаний Клуба с периодичностью 1 раз в месяц.
План работы «Клуба молодых педагогов» (Приложение №1)
Первое заседание Клуба проходит в дружеской и непринужденной атмосфере под романтическим названием: «Будем знакомы! Приглашаем в прекрасное далеко!». Каждый из «новеньких» готовит самопрезентацию своих достижений, из которой мы узнаем много интересного о своих коллегах, а некоторые нас удивляют своими талантами и творческими способностями.
И всегда на первой встрече присутствует директор колледжа Н.Н.Седова, которая приветствуя молодых коллег, говорит о том, что они- будущее нашего колледжа, подчеркивая как не безразлично старшему поколению, кому мы передадим наше дело.
На заседаниях используются личностно-ориентированные и деятельностные технологии: технология целеполагания в педагогической деятельности, технология педагогических мастерских, мозгового штурма, метода проектов, проблемно-модульных технологий; деловые игры, дискуссии, метод кейсов, квест-технологии и др.
Необходимо отметить, что содержание различных форм повышения профессиональных компетенций на заседаниях Клуба строится с учетом, выявленных затруднений педагогов путем анкетирования и в личных индивидуальных консультациях. На занятиях, тренингах применяются такие методы, как работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, метод проектов. Мы приглашаем на наши заседания опытных педагогов колледжа, ветеранов педагогического труда, педагогов-психологов, которые всегда готовы поделиться своим богатым педагогическим опытом с молодежью. Таким образом, молодые коллеги не находятся в свободном плавании, не брошены на произвол судьбы, а окружены вниманием, заботой. Чувствуют поддержку своих опытных коллег, администрации колледжа. А если кто-то из них пропустил нашу встречу, то всегда может получить материалы заседания по электронной почте, т.к. для каждого заседания методической службой колледжа создаются методические материалы, позволяющие одновременно и транслировать свой педагогический опыт.
После двух лет посещения занятий в нашем Клубе, мы делаем «Выпуск», и наши молодые коллеги получают Сертификаты об окончании Клуба молодых педагогов.
В июне 2015г. такие Сертификаты получили 8 наших молодых коллег. Последняя встреча в рамках работы Клуба была очень трогательной. И Вы знаете, мы услышали такие слова благодарности, которые никого не оставят равнодушными. Балашова А.Ф. пропиарила наш Клуб в газете «Поколение NEXT, а Блинова Е.М. написала стихи. Позвольте, я их зачитаю:
Однажды, я осенью ранней
На заседание Клуба пришла.
Поход этот был не случайный,
Я много друзей там нашла.
И вот, захожу в бизнес-центр я..
Все помню, словно вчера.
Когда Раиса Сергеевна
Конфеты нам с чаем дала.
Знакомство прошло беззаботно,
Веяло светом, теплом.
Очень и очень охотно
Общались за общим столом.
На заседании Клуба
Учились мы план составлять,
Чтобы дорогие студенты
Могли нас всегда понимать.
Обсуждая значение проектов,
И в целом учебный процесс
Мы решили, что для студентов
Проекты- это прогресс.
"Клуб молодых педагогов"
Я с гордостью в нем состою.
И всем сейчас заявляю:
"Работу свою я люблю"!
Думаю, это и есть результат и одновременно самая высокая оценка нашей работы!
В целях оказания помощи молодым и начинающим педагогическим работникам в их профессиональном становлении, формирования стабильного, высокопрофессионального коллектива в колледже, распространения передовых научно-педагогических технологий и создания условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства организована Школа наставничества в рамках работы кафедр или цикловых методических комиссий.
Наставничество - разновидность индивидуальной работы с инженерно-педагогическими кадрами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании или специалистами, пришедшими из отрасли. За каждым молодым специалистом закреплен наставник из числа педагогов-мастеров своего дела.
Составляются планы индивидуальной работы наставников и планы индивидуального становления педагога.
С данной группой педагогов организуются индивидуальные консультации педагогов-наставников, заведующих кафедр по составлению и ведению учебно-программной документации (РП, КТП, ФОСов), оформлению УМК, происходит знакомство специалистов с деятельностью педагогического коллектива; особенностями работы в системе среднего профессионального образования.
Наставники помогают подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, для осуществления контроля компетенций обучающихся, оказывают методическую помощь в подборе дидактических материалов, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий. Распространено взаимопосещение занятий, что позволяет учиться друг у друга.
Данный формат используется уже как условие для полноценного проявления и развития педагогического мастерства.
Для организации обратной связи, рефлексии в рамках данных форм применяются различные виды опросов, бесед по проблемным вопросам корпоративного обучения.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится мониторинг педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки механизма корпоративного обучения педагогов на следующий период.
Данная работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.
Повышение профессионализма педагогических кадров в рамках «Корпоративного лифта»:
-
обеспечивает освоение педагогических технологий, выступающие как средство развития педагогической деятельности и личности педагога;
-
формирует готовность педагогов к использованию их для формирования компетенций у обучающихся.
-
носит опережающий характер, который основан на стратегических целях развития всей системы профессионального образования.
Таким образом, основным результатом внедрения эффективного инновационного механизма повышения компетентности педагогических кадров в рамках колледжа «Царицыно» является успешное формирование интегральных компетенций обучающихся, повышение качества образовательных услуг, укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности колледжа.
Не случайно, Колледж «Царицыно» в течение четырех лет являлся Лауреатом Гранта Правительства Москвы в сфере образования и многих других престижных наград. Это маленькая толика результатов работы педагогов и студентов нашего колледжа в 2014-2015 учебного года:
-
3место на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис;
-
5 победителей во Всероссийском конкурс «Моя страна -моя Россия»;
-
На Открытом чемпионате кулинарного искусства и сервиса города Москвы среди юниоров- Гран- при («1 место» - «Тематический стол», «Конкурс барменов» -золото, серебро),
-
7 призовых мест на Межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества-2015»;
-
Чемпионат Москвы WorldSkills- 3 место;
-
Конкурс молодежных предпринимательских проектов "СВОЕ ДЕЛО" 2015- 1 место;
-
Звание Лауреата на Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России».
Уважаемые коллеги!
Профессия педагога трудна. Она требует колоссального терпения, постоянного профессионального совершенствования и выдержки, но поэтому она, наверное, и самая интересная. Самое главное, чтобы в нашей педагогической среде не оставалось равнодушных к жизни нашего образовательного процесса.
Желаю Вам творческих успехов и крепкого здоровья, исполнения всех задумок в новом учебном году.
Приложение №1
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок проведения
Ответственные
Приказ об организации Клуба молодых педагогов
сентябрь
Бирюкова Р.С.
Учебный план - рабочая программа (тематический план) - КТП. Организация внеаудиторной работы со студентами
Бирюкова Р.С., Родионова С.В.
Заседание №1:
Будем знакомы! Приглашаем в прекрасное далеко
октябрь
Бирюкова Р.С.
Заседание №2:
Алгоритм планирования учебного процесса
ноябрь
Бирюкова Р.С.
Заседание №3:
Технологическая карта учебного занятия как инструмент эффективного образовательного процесса
декабрь
Бирюкова Р.С.
Заседание №4:
Проектная деятельность как средство развития всех субъектов образовательного процесса
февраль
Бирюкова Р.С.,
Таборидзе Л.В.
Заседание №5:
Индивидуальный подход к студентам с различными типами психологического мышления
март
Бирюкова Р.С, Сынгаевская Л.П.
Заседание №6:
Методические рекомендации как необходимое условие выполнения требований ФГОС (дистанционно)
апрель
Бирюкова Р.С.
Заседание №7:
Организация рефлексии на учебных занятиях
май
Бирюкова Р.С.
Заседание №8:
Итоги. Продолжение следует…
Вручение сертификатов
июнь
Бирюкова Р.С., преподаватели-наставники
Посещение молодыми педагогами открытых занятий
постоянно
в течение года
Молодые специалисты
Посещение методистами и наставниками учебных занятий молодых педагогов с целью оказание практической методической помощи
постоянно
в течение года
преподаватели-наставники, методисты