- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по выполнению практической работы по дисциплине Экологические основы природопользования для студентов специальности 13. 02. 11 (140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Методические рекомендации по выполнению практической работы по дисциплине Экологические основы природопользования для студентов специальности 13. 02. 11 (140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бубекова А.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
министерство образования и науки рт
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«лениногорский нефтяной техникум»
Методические указания
по выполнению практической работы №2
ЕН.02 для специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
ЕН.03 для специальности 27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
Экологические основы природопользования
программы подготовки специалистов среднего звена
Специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2015 г.
Разработчик: преподаватель ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»
Бубекова А.А.., преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрено:
на заседании нефтепромысловых дисциплин
Протокол №_____ от «____»__________20__ г.
Председатель _______________/ Л.А. Мифтахутдинова /
УТВЕРЖДАЮ:
зам.директора по УР
______________ /И.П. Власова/
«____» ____________ 20 __ г.
Пояснительная записка
Методические указания для выполнения практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ)основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум» по специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной и заочнойформы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по ЕН 02 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по ЕН 02, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание!Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Методические указания
по выполнению практического занятия № 1
Пути сохранения природных ресурсов
Раздел 1.
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование
Учебная цель: определение основных закономерностей рационального природопользования
Правила безопасности: (в случае проведения лабораторных работ)
Норма времени: 1 час 30 минут
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
У.4. Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ход практической работы:
1. Изучение классификации природных ресурсов.
2. Изучение проблем использования и воспоизведения природных ресурсов.
3. Заполнение таблицы « Направление рационального природопользования»
4.Решение задачи
5. Ответить на контрольные вопросы
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия
- рабочая тетрадь;
- ручка.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Перечислите классификацию природных ресурсов.
2. Какие проблемы возникают при использовании природных ресурсов.
3. Методы рационального природопользования
4. Сделать вывод по проделанной работе
Общие положения
Природные ресурсы - это совокупность естественных тел и явлений природы, которые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существования. К ним относятся: воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, естественные строительные материалы, полезные ископаемые и многое другое.
Первым признаком классификации природных ресурсов является их вид. Согласно этому признаку они подразделяются на природные явления (например, солнечная энергия, ветер, приливы и отливы океана), животный мир, растительный мир, природные вещества (вода, воздух, почва) и полезные ископаемые могут быть готовыми к потреблению (уголь, драгоценные и отделочные камни, соль) и требующими переработки, синтеза (нефть, руда, синтетические удобрения).
Вторым признаком классификации природных ресурсов является их исчерпаемость. По этому признаку их классифицируют как исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые природные ресурсы - природные физические явления и тела, количество и качество которых практически не меняется или меняется лишь неощутимо в процессе длительного природопользования. Такими ресурсами являются солнечная энергия, ветровая энергия, энергия движущейся воды, энергия земных недр.
Исчерпаемые природные ресурсы - природные физические тела и явления, количество и качество которых существенно изменяются в процессе длительного природопользования.
Третий признак классификации - возобновимость исчерпаемых ресурсов. По этому признаку выделяют следующие исчерпаемые ресурсы:
-
возобновимые - способные к самопроизводству (растительный и животный мир, мир микроорганизмов);
-
невозобновимые - образовавшиеся в недрах земли в течении миллионов лет (рудные и нерудные полезные ископаемые, длительное пользование которыми приводит к истощению их запасов, пополнение которых практически невозможно);
-
относительно возобновимые - способные к воспроизводству в темпах, отстающих от темпов потребления (чернозем, деревья большого возраста - секвойя, баобаб, слоновое дерево и др.).
Природопользование - это использование человеком в целях своего жизнеобеспечения веществ и свойств окружающей среды. Природопользование человека проявляется в четырех формах: жизнеобеспечивающей, хозяйственно-эконо- мической, оздоровительной и культурной.
Рациональное природопользование отличается следующими особенностями:
-
использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением (для возобновляемых природных ресурсов);
-
комплексное использование природных ресурсов;
-
вторичное использование природных ресурсов;
-
проведение природоохранных мероприятий;
-
внедрение новейших технологий с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
-
Заполните таблицу
-
Природные ресурсы
Направления рационального природопользования
Методы восстановления природного ресурса
Комплексное использование природного ресурса
Вторичное использование природного ресурса
Природоохранные мероприятия
Водные ресурсы
Земельные ресурсы
Полезные ископаемые
Растительный мир
Животный мир
-
Решите задачу.
Задача 1
В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось сурьмы - (Мсурьмы), было загрязнено пастбище площадью - м² (S), глубина проникновения вод составляет - м (H). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.
-
Определить массу почвы, которая была загрязнена сточными водами:
М = S × H × p,
где p = 1000 кг/м³;
-
Определить концентрацию сурьмы в почве:
Сс п = (мг/кг)
-
Определить концентрацию сурьмы в молоке по пищевой цепи «почва - трава - корова - молоко»:
Сс м = Сс п × 100 (мг/кг)
№ варианта
Мсурьмы (гр)
S, м²
H, (м)
№ варианта
Мсурьмы (гр)
S, м²
H, (м)
60
1000
0,2
16
135
1750
1,7
65
1050
0,3
17
140
1800
1,8
70
1100
0,4
18
145
1850
1,9
75
1150
0,5
19
150
1900
2,0
80
1200
0,6
20
155
1950
2,1
85
1250
0,7
21
160
2000
2,2
90
1300
0,8
22
165
2050
2,3
95
1350
0,9
23
170
2100
2,4
100
1400
1,0
24
175
2150
2,5
105
1450
1,1
25
180
2200
2,6
110
1500
1,2
26
185
2250
2,7
115
1550
1,3
27
190
2300
2,8
120
1600
1,4
28
195
2350
2,9
125
1650
1,5
29
200
2400
3,0
130
1700
1,6
30
205
2450
3.1
Задача 2
Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими - кг фтора (Мф). Можно ли употреблять эту рыбу в пищу, если на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? Площадь водоема - м² (S), глубина его - м (H), ПДК фтора в рыбе 10 мг/кг, плотность воды 1000 кг/м³ (р).
Указания:
-
Определите объем водоема: V = S × H
-
Определите массу загрязненной воды: Мв = V × ρ
-
Определите концентрацию фтора в воде: Сф в =
-
Определите концентрацию фтора в рыбе по пищевой цепи «вода - фитопланктон - зоопланктон - рыба»: Сф р = Сф в× 100 (мг/кг)
№ варианта
Мф, (кг)
S, м²
H, (м)
№ варианта
Мф, (кг)
S, м²
H, (м)
5
100
10
16
20
250
25
6
110
11
17
21
260
26
7
120
12
18
22
270
27
8
130
13
19
23
280
28
9
140
14
20
24
290
28
10
150
15
21
25
300
30
11
160
16
22
26
310
31
12
170
17
23
27
320
32
13
180
18
24
28
330
33
14
190
19
25
29
340
34
15
200
20
26
30
350
35
16
210
21
27
31
360
36
17
220
22
28
32
370
37
18
230
23
29
33
380
38
19
240
24
30
34
390
39