- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Музейное дело
Рабочая программа кружка Музейное дело
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жукова Т.А. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Музейное дело»
Ступень обучения (класс) основное общее, 6 класс
Пояснительная записка
Нормативно - правовая основа программы:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
4. ФГОС основного общего образования - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №7
Актуальность. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Идея программы заключается в использовании музейной среды как важного образовательного, а музейной педагогики как важного педагогического ресурса внеурочной деятельности. Программа расширяет возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности, способствует углублению знаний при изучении школьных курсов истории, кубановедения, обществознания, литературы, географии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом, открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся. Формирование устойчивого интереса к истории страны, края, станицы, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию - важный воспитательный аспект программы.
Цель программы: создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, родного края , развитие исторического мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.
Задачи программы:
-
формировать уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам;
-
расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально - нравственных ценностей;
-
формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
-
формировать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии;
-
обеспечить условия осуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта;
-
развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;
-
формировать научные и профессиональные интересы.
Принципы функционирования программы
-
Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий, исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.
-
Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
-
Принцип творческо-практической деятельности.
-
Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
-
Принцип соответствия программы возрастным особенностям учащихся.
-
Принцип преемственности технологий урочной и внеурочной деятельности.
-
Принцип соответствия ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и опыта организации внеурочной деятельности школы.
-
Принцип учета личных интересов и склонностей ребенка.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
-
любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
-
осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-
познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
-
социальная активность,
-
уважение других людей, умение вести конструктивный диалог,
-
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родной станице, Кубани, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории станицы Воронежской, сотрудничеству со школьным музеем.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Направления реализации программы
• духовно-нравственное
• общекультурное
Реализация программы.
Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия - кружок. Время занятия - 40 минут. Периодичность занятий - 1раз в неделю. Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения. Группы формируется из числа учащихся 6-х классов.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции, практические занятия.
Структура курса
№п/п
Раздел
Количество часов
УУД
1
Роль музеев в жизни общества
5
Осознание и использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории.
Целеполагание,
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
2
Музееведение
7
Умение работать в команде. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Планирование
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
3
Экскурсионная деятельность
6
Приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.
Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
4
Исследовательская, поисковая, проектная деятельность
3
Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи).
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Отбор для решения предметных учебных задач необходимых источников, литературы; моделирование.
5
Родовое познание как форма познания мира и самопознания.
9
Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей. Ориентация в своей системе знаний. Сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников
6
Живая история. История, застывшая в памятниках
2
Проявления себя гражданином России в добрых словах и поступках: - замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны - России моделирование.
7
Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся
2
Реализация моно- и мультимедийных проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту. Соотнесение результата своей деятельности с целью его оценка.
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Музейное дело»
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Дата
№
занятия
п/п
Тема занятия
Оборудование
план
факт
-
Роль музеев в жизни общества - 5 часов
4.09
5.09
1
Вводное занятие. Цели и задачи работы кружка «Музейное дело». Инструктаж по технике безопасности
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
11.09
12.09
2
История происхождения и развития музеев. Музеи мира.
Презентация «Музеи мира»
18.09
19.09
3
Музеи страны. Виртуальная экскурсия
Презентация «Музеи страны»
25.09
26.09
4
Музеи Краснодарского края. Атамань. Виртуальная экскурсия
Презентация «Музеи Кубани», «Атамань», фильм «Античная история», Книга «Музеи Кубани»
2.10
3.10
5
История и направления деятельности школьного музея.
Презентация «Музей: вчера, сегодня, завтра»
-
Музееведение - 7 часов
9.10
10.10
1
Музееведение как научная дисциплина.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
16.10
17.10
2
Музейные профессии.
Презентация
23.10
24.10
3
Постоянные, периодические экспозиции
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
30.10
31.10
4
Музейные фонды.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
13.11
14.11
5
Структура школьного музея. Использование музейных фондов для проведения исследовательской, проектной, экскурсионной работы.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея, книги учета основного и вспомогательного фондов
20.11
21.11
6
Хранение, этикетаж, шифрование, описание музейных предметов. Практическое занятие.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея, книги учета основного и вспомогательного фондов
27.11
28.11
7
Словарь музейных понятий
Словарики юного музееведа
3. Экскурсионная деятельность - 6 часов
4.12
5.12
1
Экскурсионная деятельность. Типы и виды экскурсий.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
11.12
12.12
2
Тематическая экскурсия «Участие кубанцев в 1 мировой войне»
Материалы экскурсии, временной экспозиции
18.12
19.12
3
Подготовка к проведению экскурсии: составление плана, подготовка текста.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
25.12
26.12
4
Репетиция экскурсии
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
16.01
17.01
5
Репетиция экскурсии
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
23.01
24.01
6
Проведение экскурсии для младших школьников.
Музейная комната, экспозиции, экспонаты музея
4.Исследовательская, поисковая, проектная деятельность - 3 часа
29.0130.01
1
Исследовательская, поисковая, проектная деятельность.
Памятки, рекомендации
5.02
6.02
2
Разработка индивидуальных и групповых проектов
Памятки, рекомендации
12.02
13.02
3
Разработка индивидуальных и групповых проектов
Памятки, рекомендации
-
Родовое познание как форма познания мира и самопознания - 10 часов
19.02
20.02
1
Родовое познание как форма познания мира и самопознания (Читательская конференция по книге С.В.Сылко «Семейный родословник или код бессмертия»)
Материалы конференции, книга С.В.Сылко «Семейный родословник или код бессмертия»
26.02
27.02
2
Источники исследования родословной.
Памятки
5.03
6.03
3
Основные принципы генеалогии.
Презентация
12.03
13.03
4
Генеалогическое древо.
Макет генеалогического древа
19.03
20.03
5
История казачьих родов первопоселенцев станицы Воронежской.
Встреча с авторами исследования истории своего рода
2.04
3.04
6
Моя родословная.
Презентации учащихся
9.04
10.04
7
Семейные реликвии.
Презентации учащихся
16.04
17.04
8
Экспедиция.
Памятки
23.04
24.04
9
Интервью.
Памятки
-
Живая история. История, застывшая в памятниках - 2 часа
30.04
1.05
1
Живая история. Встреча с участниками Великой отечественной войны.
Средства видио и фотосъемки
7.05
8.05
2
История, застывшая в памятниках.
Материалы экскурсии
-
Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся - 2 часа
14.05
15.05
1
Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся
Проекты учащихся
21.05
22.05
2
Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся
Проекты учащихся
Использованная литература
Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений.
Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие/Под ред. К.Г. Левыкина. М.,1988 г.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/Под ред. Е.Е. Вяземского.М.,2006 г.
Семейный родословник или код бессмертия: современная универсальная система исследования и составления родословной, создание семейного родословника /Под редакцией С.В.Сылко (Ходус).Краснодар.,2007 г.