Программа исторического отряда летнего оздоровительного лагеря школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект летней образовательно-воспитательной программы краеведческого отряда «Красные ткачи сквозь время»

Проект программы краеведческого отряда летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы, рассчитанный на детей в возрасте от 8 до 13 лет.

Краеведческий отряд летнего лагеря позволит:

  • продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием;

  • формированию у ребят интереса к истории своей местности; поисковой и исследовательской деятельности;

  • через участие детей в практической и игровой деятельности показать значимость патриотического воспитания в жизни каждого человека, в становлении ребёнка как гражданина своего поселка, края; расширить знания о истории и культуре родных местах, полученные на уроках и кружке;

  • пополнить фонды школьного музея о историческом наследии поселка и близлежайших деревень;

  • продолжить работу по внедрению и апробации в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательских технологий

Программа краеведческого отряда предусматривает образовательно - воспитательную, творческую коллективную деятельность учащихся направленную на изучение истории и культуры п.Красные Ткачи и его окресностей - малой Родины учащихся школы. В ходе творческой деятельности учащиеся пополнят фонды школьного музея. Планируется с помощью деятельности отряда обновить экспозиции «Быт жителей Ярославской губернии XIX века», «Поселок в годы В.О.войны», создать новые экспозиции: «Дети войны», «Ярославские дворяне Белкины», «Красные Ткачи сквозь время» - галерею старинных и современных фотографий поселка. Создание набора открыток «Деревянное зодчество ярославского уезда» (фото и зарисовки наличников, деревянной резьбы сохранившихся старых домов деревень Ершово, Ноготино, Боровая). Художественное оформление и презентация «Азбуки поселка Красные Ткачи».

Срок реализации программы : июнь 2015 года

Целевая группа: учащиеся 2-6 классов МОУ КСШ ЯР

Социальные партнёры: детский центр «Ступеньки», школьная и поселковые библиотеки, школьный музей, поселковый Совет ветеранов, детская художественная школа №5.

Характеристика и цель проекта образовательной программы:

Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.

Программа краеведческого отряда актуальна для школьников, так как обращение к истории родных мест - это возможность воспитывать у подрастающего поколения базовые ценности: уважение к старшим, любовь к своей стране, к малой Родине, гордости за нее, сохранение и приумножение традиций.

Данный проект программы предлагает реализовать идею активного, совместного, полезного, познавательного отдыха для ребят разных возрастов. Активное участие школьников в предлагаемой программе поможет решить актуальные проблемы: каникулярной занятости учащихся, оздоровления и изучения истории и культуры поселка и края.

Цель программы: 1.Создать условия для активного, полезного, познавательного отдыха, оздоровления, нравственного и патриотического воспитания, творческого развития учащихся МОУ КСШ ЯМР в период летних каникул. 2. Составление справочника-путеводителя по поселку Красная Ткачи для презентации его основных природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, интересных для изучения, посещения и охраны.

Задачи программы:

Оздоровительные:

  • Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

  • Обеспечить длительное пребывание детей на свежем воздухе;

Воспитательные:

  • Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;

  • Способствовать ознакомлению участников отряда с духовным наследием своей малой Родины;

  • Воспитывать культуру межличностного и группового общения.

Образовательные:

  • Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области краеведения.

  • Познакомить с азами исследовательской деятельности.

Изучить историю поселка и его основные достопримечательности.

  • Составить алфавитный список объектов поселка и окрестностей, интересных для ознакомления жителям и гостям Красных Ткачей.

  • Подобрать архивные фото и сделать современные фотографии достопримечательностей поселка по составленному списку.

  • Нанести основные достопримечательности на карту поселка.

  • Составить «Азбуку поселка» в виде брошюры и представить ее широкому кругу слушателей.

  • Привлечь внимание общественности к проблемам сохранения природных и исторических памятников поселка

Развивающие:

  • Создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива через творческую, самостоятельную деятельность детей.

Методическое обеспечение программы:

1.Образовательная программа лагеря, план работы отряда, план-сетки общелагерных мероприятий.

2.Подбор методических разработок в соответствии с планом работы отряда.

3.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Методы реализации программы:

методы оздоровления:

- утренняя гимнастика;

- спортивные соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

методы воспитания:

убеждение; поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность;

методы образования:

- экскурсии, походы;

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные игры).

- проектно-конструкторские методы (создание творческих работ),

- практическая работа (учебно-исследовательская деятельность, обработка собранных материалов),

- наблюдения.

Формы организации деятельности по реализации программы:

Формы организации деятельности

Групповые

Массовые

Индивидуальные

Конкурсы

Экскурсии, походы

Спортивные соревнования

КТД


Праздники

Отрядные огоньки

Беседы, КТД

Спортивно-оздоровительные процедуры

Создание и реализация проектов

Работа кружков и секций

Индивидуальные беседы

Выполнение учебно-исследовательских и творческих работ


Механизм реализации программы

Лета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное - отличному настроению.

Предлагается необычная форма организации летнего отдыха детей отряда - путешествие по родному краю. В нашем путешествии - каждый день смены будет посвящен открытию одной из исторических страниц поселка и его близлежащих деревень. Отряд будет разбит на минигруппы (экипажи). В отряде будет свой журнал путешествия, который будет отражать жизнь отряда за летнюю смену. Вся информация об условиях участия в том или ином деле будет представлена на образовательном стенде. Экипаж первым открывший новое в истории края, устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной группой.

Рядом планируется расположить стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия (правила поведения в походе и на экскурсии в музее и совместно разработанные законы отряда), режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Предлагается система стимулирования успешности и личностного роста каждого члена отряда. Каждый путешественник-краевед может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом лагеря. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытый, или иным экипажем, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

Календарный план работы смены

ДЕНЬ

Мероприятия профильного отряда

1

Утверждение правил поведения в лагере. «Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз отряда, выбрать командиров экипажей). Проведение игр на знакомство между собой и с особенностью деятельности отряда

2

Интеллектуальная игра «История и достопримечательности п.Красные Ткачи» (по типу «Своя игра»), выявления уровня знаний детей о истории и культуре родных мест.

Оформление отрядного уголка.

Раздача ролей театральной постановки о поселке.

3

Игра «Найди клад по старинной карте». Знакомство с картами. Поход в п.Красные Ткачи, составление карты-схемы поселка. Знакомство с историей и достопримечательностями.

Репетиция театральной постановки о поселке

4

Анкетирование отряда и лагеря о глубине знаний родных мест.

Выделение и группировка (письменно) объектов природы и исторических памятников п.Красные Ткачи.

Презентация отрядного уголка.

Репетиция театральной постановки о поселке.

5

Экскурсия в музей школы.Знакомство с историей родной школы. Оформление странички проекта: «Детские учебные заведения поселка. Красноткацкая средняя школа. Прошлое и настоящее»

Репетиция театральной постановки о поселке.

6

Знакомство с историей малой родины и ее обычаями. Изготовление обереговой куклы - пеленашки, первой куклы детей, живших на территории поселка в позапрошлом веке. Мастер-класс куклы-пеленашки.

7

Экскурсия в п.Кр.Ткачи. Остановка в Центр Детского Творчества «Ступеньки». Оформление странички проекта: «Детские учебные заведения поселка. Детский сад «Ленок». Показ детям садика театральной постановки о поселке.

8

«Поселок Красные Ткачи - часть ярославской земли» (Поездка в город Ярославль. Обзорная экскурсия по городу.)

9

Оформление странички проекта «Социально-бытовые учреждения поселка» (баня, банк, магазины, почта, парикмахерская, клуб), разметка на карте, краткое описание. Встреча с работниками социально-бытового учреждения.

«Фольклорные посиделки» - Чернышов А.А, поэт руководитель муз.коллектива «Золотая осень»

10

«Выход за околицу» . Работа над созданием набора открыток «Деревянное зодчество ярославской земли»(фото и видео зарисовки)

Оформление странички проекта «Деревянное зодчество»

11

Экскурсия в п.Красные Ткачи. посещение фабричного музея и библиотеки ОАО «Красные Ткачи». Работа по обновлению экспозиции музея. Оформление странички проекта: «Промышленное предприятие».

12

« МОЯ УЛИЦА»- конкурс рассказов.

Оформление странички проекта «Улицы поселка»

13

Встреча со сторожилами поселка (Тимофеев Ю.В., выпускник школы 1955 года). Знакомство с историями, воспоминаниями «детей войны». Мастер- класс по изготовлению бескозырок, пилоток.

Оформление странички проекта «Старожилы, почетные граждане поселка»

14

Интересные природные объекты. Прилуг, река Которосль. (фото и видео зарисовки) - туриско-краеведческий поход через д.Ершово, прилуг к реке Которосли. Встречи со старожилами деревни. Знакомство с методикой интервьюрывания. Начало исследовательской работы о д.Ершово.

15

«Виртуальная экскурсия р.Которосль». Знакомство детей с историей реки Которосли, какую пользу несет река для поселка, для экологии; побудить детей к тому, чтобы они задумались о назначении воды на планете, познакомить с историей развития ткацкой мануфактуры П.А.Сакина на реке . Рисунок «Будущее реки».

Оформление странички проекта «Река Которосль»

16

Музей в чемодане. Игра «Наполняем старинными предметами музей».

Оформление странички проекта «Музеи поселка и музейные предметы»

17

Посещение музея боевой Славы г.Ярославля. Знакомство с историей ярославской земли в годы В.О войны.

18

Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла.

«Мы этой памяти верны» (возложение цветов к памятнику погибших в годы ВОВ).

Оформление странички проекта «Герои войны», «Памятник погибшим землякам»

19

Митинг памяти у мемориального комплекса жертвам сталинских репрессий в д.Селифонтово. Знакомство с земляками - репрессированными в годы СССР

17

Поездка в г.Ярославль. Художественный музей. Продолжение знакомства с разновидностью музеев и их назначением.

18

Итоговое занятие. Круглый стол с защитой индивидуальных мини-проектов по теме «Поселок Красные Ткачи»

19

Продолжение работы по защите проектов. Анализ деятельности исторического отряда. Победы и награды.




© 2010-2022