• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка урока производственного обучения на тему: Изготовление слесарного молотка

Разработка урока производственного обучения на тему: Изготовление слесарного молотка

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого урока

Тема программы: Общеслесарные работы

Тема урока: Изготовление слесарного молотка

Мастер п/о: Кравчук Елена Юрьевна

г. Енакиево 2014г.

Профессия:

«Слесарь по ремонту автомобилей» Тема программы:

Общеслесарные работы

Тема урока:

Изготовление слесарного молотка размером 25х25мм, L=122мм, масса 0,4кг Цель урока:

  • Путем самостоятельной работы с учетом применения ЗУН изготовить слесарный
    молоток с квадратом 25x25; систематизация ЗУН

  • Развитие творческого мышления при выполнении задания

- Воспитание чувства ответственности за качество выполненного задания и гордости
за свою профессию

Материально-техническое оснащение:

  • оборудование: верстак слесарный, плита разметочная, станок вертикально-
    сверлильный, плита правильная, печи, ванны, прибор Роквелла;

  • приспособления, рабочие инструменты: чертилка, кернер, молоток, тиски станочные,
    клеймо, щетка щетиновая, щетка кордовая;

  • режущие инструменты: напильник драчевый, плоский, личной, круглый, сверла 01 1,6;
    012;

  • измерительные инструменты: штангенциркуль, линейка проверочная, шаблон,
    рейцмасс, угольник, шаблон под отверстие, эталоны, заготовки.

Дидактическое оснащение урока:

Инструкционно-технологические карточки, карточки заданий.

Межпреметные связи:

Черчение, материаловедение, геометрия, слесарные работы, охрана труда.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть 5мин.

а) внешний осмотр учащихся

б) запись в журнале

2. Вводный инструктаж 40мин.

- Опрос учащихся по карточкам

- Сообщение темы программы, темы урока и цели урока.

- Определение нормы времени

- Работа с инструкционно-технологической картой.
- Ознакомление с техническими требованиями, предъявляемыми для

изготовления слесарного молотка.

- Ознакомление с материалом, из которого изготовлена заготовка и его свойствами.

-Проверка соответствия заготовки по чертежу, техническим требованиям и наличия припусков на обработку.

- Снять штамповочный слой

- Опиливание начерно базовую плоскость I в размер 26 мм.

- Опиливание начерно плоскость III в размер 25,5 параллельно плоскости I

- Опиливание начерно плоскость II в размер 26 под углом 90° к сопрягаемым плоскостям I и Ш.

- Опиливание начерно плоскость IV в размер 25,5 под углом 90° к сопрягаемым плоскостям I и III.

- Опиливание начерно торцы бойка V и носка VI в размер 113.

- Покрыть плоскость I раствором медного купороса, разметить осевую линию и скосы носка под осевую линию.

- Опиливание начерно по разметочным рискам скосы носка VII и VIII и закруглить Я-25

-Покрыть плоскость II раствором медного купороса, разметить отверстия под рукоятку, зернить центры скругления отверстия.

- Сверление двух сквозных отверстий 06 под рукоятку.
- Рассверление двух отверстий под 011,5

- Распиливание отверстия и его развал в размер чертежа.

- Опиливание начисто все плоскости в размер чертежа.
- Опилить четыре фаски 4 х 45° на боковых поверхностях.

- Опилить сферическую поверхность К-225 и четыре фаски 4x45° на торце бойка.

- Закалить и отпустить рабочие концы молотка на длине 22 по твердости НКС 49... 58 на глубину не менее 5.

- Зачистить после термообработки.

- Промаслить и протереть ветошью.

- Полировать рабочие поверхности молотка.

- Закрепить вышеизложенный материал

- Рассмотреть типовые ошибки и способы их устранения.

- Рассмотреть правила т/б.

3. Самостоятельная работа учащихся текущий инструктаж 5 часов

1. Целые обходы рабочих местностей

  • проверка правильной организации рабочих мест и выполнение т/б;

  • проверка правильного выполнения самоконтроля;

  • помощь учащимся в наладке оборудования;

  • проверки хода выполнения задания (межоперационный контроль)

  • оказание помощи при необходимости.

2. Прием и оценка работ.

4. Заключительный инструктаж 15 минут

  1. Демонстрация и анализ лучших работ учащихся.

  2. Отметить допущенные ошибки учащихся.

3. Определить достижение цели урока; выполнения т/б, организация
рабочих мест.

5. Задание на дом

Продумать и охарактеризовать причины допущенных ошибок при выполнении задания.

6. Уборка рабочих мест

Мастер п/о Е.Ю.Кравчук

КОНСПЕКТ УРОКА

Для того чтобы изготовить слесарный молоток с квадратным бойком необходимо обобщить все знания, умения и навыки, а так же проявить творческое мышление.

Мы знаем, что техническое перевооружение привело к автоматизации всех процессов, тем не менее на производстве имеют еще широкое распространение слесарные работы. Быть слесарем - это значит владеть слесарным инструментом.

Программное обучение всех профессий строится на базе квалификационной характеристики. Мы знаем, что квалификационные характеристики - официальный документ, на основе которого осуществляется аттестация, и в ней указываются те практические навыки, которыми учащийся должен владеть.

Слесарю необходимо умение изготавливать слесарный инструмент. При выполнении задания необходимо ознакомиться с нормой времени, мы руководствуемся рабочей и ученической нормой времени. Зная рабочую норму времени, мы получаем ученическую, путем умножения рабочей нормы на приведенный коэффициент, руководствуясь таблицей переводных коэффициентов с учетом курса и месяца обучения. Для изготовления молотка с квадратным бойком размером 25x25, массой 0,4 кг рабочая норма составляет 5 часов, приведенный коэффициент - 2. Следовательно, ученическая норма - 10 часов. Отсюда следует, что учащимся необходимо 2 урока производственного обучения для выполнения этого задания.

В оценивание изготовленного молотка будет входить норма времени, выполнение следующих технических требований:

- головка молотка не должна иметь расслоений, трещин, закатов, раковин, выкрошенных мест и других подобных дефектов;

  • допуск соосности отверстия оси головки - 0,5 мм;

  • предельные отклонения от номинальной
    массы молотка не должна превышать ±2%.

Отклонение в размерах ±0,05 ±0,01. И последнее условие - эстетика изготовления.

Молоток - это ударный слесарный инструмент. Из раздела материаловедения известно, что заготовка слесарного молотка изготовлена из углеродистой качественной стали.

Из этой стали изготавливают инструмент и изделия, подвергающиеся ударам. Определить наличие углерода в стали в учебных мастерских можно по искре (при соприкосновении заготовки с абразивным крутом). Чем больше в стали углерода, тем больше в ее искре световых звездочек

После ознакомления с технологической картой проверяем соответствие заготовки с чертежом, техническим требованием, наличием припусков на обработку. Определив припуск, берем заготовку и зажимаем в тиски. При обработке заготовок следует не забывать, что обрабатываемая поверхность должна быть расположена строго параллельно губкам тисков. Благодаря этому условию линия перехода между сопряженными поверхностями четко обозначается на заготовке. (Ребром напильника снимаем штамповочный слой и окалину). Так как окалина забивается в пространство между зубьями напильника и затрудняет дальнейшую обработку.

Из предмета "Черчение" известно, что все измерения производятся в миллиметрах. Определив припуск на обработку, начинаем опиливать начерно базовую плоскость I в размер 26, используя плоский драчевый напильник. Базовая плоскость - это та плоскость, от которой откладываем все размеры (но не цепочкой, так как это сможет привести к накоплению ошибок).

Опилив базовую плоскость I, приступаем к опиливанию (начерно) плоскости III в размер 25,5 параллельно плоскости I. Параллельность определяем штангенциркулем (измерение производится 3-4 раза). После этого опиливаем начерно поверхность номер II в размер 26 под углом 90° к сопрягаемым плоскостям I и III.

Опиливание широких поверхностей - это трудоемкий процесс и поэтому необходимо использовать разнообразные приемы опиливания (слева направо под углом 30°- 40° к оси тисков, справа налево вдоль оси и т.д.). При этом процесс обработки увеличивается, а так же уменьшается риск получить "завалы".

Далее опиливаем торцы бойка V и носка VI в размер 113. Покрываем плоскость I раствором медного купороса. Размечаем осевую линию и скосы носка под опиливание.

Опиливаем драчевым напильником по разметочным рискам скосы носка VII и VIII и закругляем К.=2.5. Покрыв плоскость II

раствором медного купороса различаем отверстие под рукоятку с помощью шаблона (проводим осевые линии отверстия под сверление и керним).

С помощью сверлильного станка и сверл 0 6 сверлим отверстие, а сверлом 0 11,5 рассверливаем.

С помощью круглого драчевого напильника распиливаем отверстие и развал в размер 14 и 25. Только после этого, пользуясь плоским личным напильником, опиливаем начисто все плоскости в размер чертежа, не забывая при этом о самоконтроле.

Различаем и опиливаем четыре фаски 4 х 45° на боковых поверхностях. Опиливаем сферическую поверхность К=225 и четыре фаски на торце и маркируем на плоскости I, знак предприятия и номинальную массу молотка 0,4 кг.

После этого в кузнечных мастерских производим термообработку, закалив и отпустив молоток на длине 22мм, НК. С 49...56 на глубину не менее 5мм.

При наличии прибора Роквелла проверяем твердость материала изделия.

Зачищаем после термообработки и механической кордовой или щетиновой щеткой.

Опускаем в раствор масла температура которого ±100 -120°С и протираем. После этого осветляем рабочую поверхность бойка и носка механическими щетками.

Если изделие подвергалось термообработке, его напильником обрабатывать не возможно. Это самый простой способ проверки твердости изделия. Производить термообработку необходимо придерживаясь всех правил безопасности труда и указаний инструкции, потому что в случае нарушения ее инструмент будет хрупким, что приведет к браку.

Ошибки, наиболее часто встречаемые при изготовлении инструмента и деталей:

  • неправильное чтение чертежа;

  • неумение пользоваться измерительным разметочным инструментом;

  • неплоскостность и "завалы" краев;

  • задиры на поверхности.

Правила безопасности при изготовлении слесарного молотка.

1.Одежда должна соответствовать нормам.

2.Рабочее место должно соответствовать требованиям охраны труда.

З.Весь инструмент должен быть исправным, не иметь зазубрин, трещин.

  1. Работать с чертилкой нужно осторожно во избежание травмы.

  1. Устанавливать заготовки на плиты и в тиски надо надежно, чтобы при их падении не получить травму.

  1. Нельзя работать напильником без ручки.

  2. Не следует охватывать нос напильника снизу, можно повредить пальцы.

8.Стружку нельзя сбрасывать руками или сдувать, только удалять волосяными щетками.

9. При сверлении изделия должны надежно закрепляться в тисках.

  1. Станок должен быть заземлен.

  2. При сверлении запрещается работать в рукавицах.

  1. Запрещается пробовать руками остроту лезвия вращающегося сверла.

  1. На всех вращающихся частях станка должны быть кожухи.

Большое значение при выполнении тех или иных работ должна быть правильная организация рабочих мест, в соответствии с нормами.

По окончанию работ весь инструмент, верстаки, тиски очищаются и протираются. Рабочие части измерительных инструментов смазываются.

Задание на дом

Продумать и охарактеризовать причины допущенных ошибок при выполнении задания.


© 2010-2022