Проектная деятельность студента СПО

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Красногорский колледж» Щелковский филиал








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«Проектная деятельность на уроках обществознания»

(включая экономику и право)


Подготовила: преподаватель истории и обществознания

Киреева Н.Н.




г. Щелково,2014 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Общеобразовательных дисциплин»

Председатель _______________

Протокол № от 201 года

Утверждена решением педсовета

Протокол № от 201 г.

Автор: Киреева Н.Н..,

преподаватель обществознания и истории высшей категории

ГБОУ СПО МО «КК» ЩФ

Рецензенты:

Введение

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу этого метода положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Типология и классификация проектов.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов.

Так, Е.С. Полат1 предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролевые, игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные (прикладные),

  • поисковые,

  • ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одной области знания),

  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутриклассные;

  • внутришкольные;

  • внутренние или региональные,

  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,

  • парные,

  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

  • макет, схема, план-карта;

  • видеофильм;

  • выставка; и др.

Саймон Хайнес 2выделяет следующие типы проектов:

  • проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

  • проекты-интервью (Survey projects).

  • проект-производство (Production projects).

  • проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

Остановлюсь подробнее на некоторых видах проектов.

По содержательной специфике:

  • Практико-ориентированный проект

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны - от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  • Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

  • Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.



  • Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Перечисленные целевые направления деятельности обучающихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

По комплексности:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте преподаватель-предметник выступает руководителем, консультантом - преподаватель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.





Требования к организации проектов.

К организации проектов предъявляют следующие требования3:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся и студентов;

  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической,

  • обучающиеся и студенты должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,

  • деятельность обучающихся и студентов должна иметь целесообразный характер;

  • работа обучающихся и студентов должна быть осмысленной и активной;

  • обучающиеся и студенты должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Этапы работы над проектом:

Проектное обучение - это "путь замысла". Схематично это выглядит так

ЦПроектная деятельность студента СПОПроектная деятельность студента СПОПроектная деятельность студента СПОЕЛЕПОЛАГАНИЕ

аПроектная деятельность студента СПОПроектная деятельность студента СПОнализ ситуации планирование

аПроектная деятельность студента СПОнализ деятельности деятельность по реализации

Выделяют следующие этапы проектной деятельности:

  • постановка цели;

  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

  • самообразование при помощи преподавателя;

  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;

  • обобщение результатов, выводы;

  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа преподавателя и студента.

Таким образом, проект - это "пять П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Последовательность работы над проектом.4

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся и студентов .

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой студентов.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление ("мозговой штурм") и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся).

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия обучающихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Перечень возможных форм проектной деятельности:

  • Игра;

  • Web-сайт;

  • карта;

  • законопроект;

  • анализ данных социологического опроса;

  • коллекция;

  • журнал;

  • атлас,

  • бизнес-план;

  • буклет,

  • костюм;

  • видеофильм,

  • макет;

  • модель,

  • видеоклип;

  • оформление кабинета;

  • выставка,

  • газета;

  • пакет рекомендаций,

  • листовка;

  • праздник;

  • публикация;

  • путеводитель;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • сравнительно-сопоставительный анализ,

  • сценарий;

  • учебное пособие;

  • чертеж,

  • экскурсия;

  • атрибуты несуществующего государства;

  • действующая фирма;

  • статья;

  • прогноз.

Из личного опыта могу назвать наиболее удачные примеры продуктов проектной деятельности: листовка, буклет, Web-сайт, журнал (брошюра), публикации, анализ социологического опроса, презентации.

Виды презентаций проектов:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

  • деловая игра;

  • демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных технологий;

  • диалог исторических или литературных персонажей;

  • защита на Ученом Совете;

  • иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научный доклад;

  • отчет исследовательской экспедиции;

  • пресс-конференция;

  • путешествие;

  • реклама;

  • ролевая игра;

  • спектакль;

  • телепередача;

Примерный Проект

Проект «Легко ли быть подростком?».

Предыстория проекта.

Подростки - народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мы попытались разобраться, почему столь противоречивы точки зрения подростков, родителей и преподавателей. На мой взгляд, очень важно, чтобы учащиеся получили представление о сути проблемы, умели определиться в своем отношении к ней.

"Визитная карточка" учебного проекта.

Тема проекта: «Легко ли быть подростком?».

Типология проекта: информационно - исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 урока, самостоятельная домашняя работа.

Предметная область: обществознание.

Учебные темы: «Задачи и трудности подросткового возраста» и «Психологический портрет личности».

Ключевые понятия: статус, роль.

Образовательные цели: вывести на научный уровень представления о подростках и месте подростков в обществе.

Развивающие цели: способствовать развитию критического мышления, формировать умения и навыки исследования.

Воспитательные цели: способствовать выявлению и осмыслению собственной позиции.

Основополагающий вопрос: Легко ли быть подростком?

Проблемные вопросы:

  • Какой возраст считается подростковым?

  • Каковы особенности подросткового возраста?

  • Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

Темы исследований:

  • Изменения подросткового возраста.

  • Особенности подросткового возраста.

  • Личность подростка.

  • Подросток в социальной среде.

  • Подросток и его права.

  • Подростковая культура.

Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:

  • Бюллетень «Легко ли быть подростком?».

  • Критерии оценки для презентации, буклета.

  • Грамоты, дипломы.

Работы учащихся и студентов по проекту:

Презентации:

  • Исследовательской работы «Легко ли быть подростком?».

  • Личность подростка.

  • Мы за здоровый образ жизни.

Публикации:

  • Подросток и его права.

  • Одиночество.

  • Переходный возраст.

  • Первая любовь: радость или беда?

  • Самооценка подростка.

  • Задачи и трудности подросткового возраста.

  • Подростковая культура.

  • Подросток в группе.

  • Подросток в обществе риска.

  • Опасный путь преступной жизни.

  • Защити сам себя.

  • Если тебя задержала полиция.

  • Физические изменения подростков.

  • Подросток как гражданин.

  • Речевое поведение.

  • Компьютер: плохо или хорошо?

Размышления о продукте проектной деятельности.

В ходе работы над проектами стало видно, что такая форма деятельности увлекает учащихся и студентов, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом.




1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. С.27-28.

2 Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005, С.45.

3 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996, С.48.

4 Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной работы в школе, 2004, №5, С.55.


© 2010-2022