ТЕМА ВОЙНЫ В РОМАНЕ АЛИМА КЕШОКОВА «СЛОМАННАЯ ПОДКОВА»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю.Ю Срукова

(г. Нальчик)

ТЕМА ВОЙНЫ В РОМАНЕ АЛИМА КЕШОКОВА «СЛОМАННАЯ ПОДКОВА»

Адыгские художественные литературы возникли после получения письменности на родном языке, имея за плечами устно-политические традиции народа, просветительскую литературу X1X века и пример русской литературы, выявляя себя, прежде всего, в активном процессе художественного осмысления мира. Мир идей и эстетические принципы открывались читателю через мировоззрение писателей в авторских оценках образов. Через истории многочисленных персонажей создавались достаточно емкие представления о жизни адыгов, о её разных стадиях развития трудном переходе к новой реальности. В своих произведениях писатели показывали, как зарождались новые отношения между людьми, как закладывались основы нового общества. Сама жизнь подводила литературного героя к тому или иному решению, и оно являлось социально обусловленным и имело глубокий и общественный смысл.

Писатели боролись за самое главное- проблему воспитания гармонически развитой личности в обществе. Появляется множество произведений на тему революции и изменений, связанных с ней. В связи с этим встает первоочередной вопрос о том, как разрешить образование широких народных масс. Необходимость реализации широких образовательных программ для масс становится основной темой в национальных литературах России. Эти годы характерны для адыгской литературной жизни тем, что первые произведения печатались в газетах. Авторами их были начинающие писатели: Х.Абуков (Халид Бедный), М.Дышеков, А.Охтов из Карачаево-Черкессии; Т.Керашев, А.Хатков, И.Цей из Адыгеи; А.Шогенцуков, Х.Гошоков, А.Шортанов из Кабардино-Балкарии, которые писали социально-актуальные произведения. Они изображали в основном аул и жизнь аульчан, их дела.

Оживление литературной жизни, литературной критики и литературоведения, начавшееся на рубеже 1960-1970х годов, было очевидно и весьма продуктивно. Заметно расширился диапазон тем и проблем, затрагиваемых писателями, интенсивно развернулся поиск разных способов художественного изображения мира. Появилось немало произведений, продолжающих и развивающих лучшие традиции адыгской прозы. В 70-е годы заметно обостряется интерес писателей к истории и мифологии: А.Шомахов «Заря над Тереком», Т.Керашев «Одинокий всадник», А.Кешоков «Сломанная подкова», И.Машбаш «Сто первый перевал», М.Эльберд «Страшен путь на Ошхомахо», Т.Адыгов «Мечь Тибарда», М.Кармоков «А тополя все растут» и др. Переплетение мифологических и реалистических элементов повествования весьма удачно используется адыгскими писателями. Применение элементов фантастики для реалистического по своему замыслу повествования заметно в их творчестве.

Роман «Сломанная подкова» А.Кешокова рассказывает о Великой Отечественной войне. Автор пережил войну, и воспоминания о ней давно вынашивал для будущего романа. «Я не сразу решился написать произведение, посвященное Великой Отечественной войне, пишет автор. - Лишь накопив определенный творческий опыт, осмелился взяться за роман «Сломанная подкова», который появился спустя почти три десятилетия после войны»[1]. Война обнажает человеческие качества, писать о войне не просто. Алим Кешоков выжидал тридцать лет. По происшествии определенного времени события видятся более четко и писатель готов сквозь призму времени изобразить прошлое. В данном случае главная тема - нравственная победа человека над исторической ситуацией. Герой Локотош является проводником авторских идей.

Роман «Сломанная подкова» Алима Керашева является ценным произведением в адыгских литературах. Тема войны не нова, однако этот важный период в жизни народа недостаточно освещен. Как очевидец, автор смог раскрыть психологически состояние души национального героя. Ведь адыги никогда не прятались от войны, а принимали бой как настоящие патриоты своей родины. В каждой семье ждали победы над врагом, ждали возвращения своих мужчин и женщин, воевавших с врагом. Не было уголка, откуда бы ни были призваны сыны Кавказа. Сколько похоронок приходило и сколько матерей умерло после войны, не дождавшись своих сыновей. Тема Великой Отечественной войны в северокавказских литературах не исчерпала себя. Она нужна и ждет своих исследований.

Литература

  1. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество.-Нальчик, 2003.-285 с.













© 2010-2022