Программа элективного курса по экономике 10 класс

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

"Введение в экономику" 10 класс


Соловьева Елена Васильевна, учитель географии МБОУ «Сретенская СОШ»

Ильинский район Пермский край

Программа «Введение в экономику» предлагается к использованию в системе школьного дополнительного образования для учащихся 10 класса, 1 час в неделю в рамках организации элективного курса.

Программа учитывает основные принципы системного, деятельностного, развивающего, проблемного обучения и содержит в себе: направленность на комплексное решение задач образования, воспитания, развития, научность обучения, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях, сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов, технологий и приемов обучения, оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, что способствует индивидуализации обучения.

Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, мотивировать школьников к изучению экономики в урочное время, поможет детям более полно реализовать свои природные способности, удовлетворить интерес к познанию обществоведческих дисциплин (право, обществознание). Введение курса позволит учащимся более качественно проработать отдельные вопросы по дисциплине «Обществознание», в том числе подготовиться для сдачи экзаменов за курс средней школы.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для организации занятий курса «Введение в экономику». Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятий на учебный год.

Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).

Направленность программы

Программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества.

Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно-воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению.

Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека в детства.

Поэтому:

  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;

  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий - для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;.

Цели

Программа способствует формированию у учащихся

  • экономического и хозяйственного мировоззрения;

  • сознательного отношения к труду;

  • развитие интереса детей к экономическим процессам, развитию интеллекта;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

Задачи:

  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;

  • усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;

  • поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;

  • эстетическое воспитание учащихся;

  • формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;

  • получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач

Сроки реализации программы: программа реализуется за один учебный год.

Формы и режим занятий

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятий на учебный год (по 1 учебному часу в неделю)

Основная форма организации - курс.

В программе «Введение в экономику» предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;

  • групповые практические занятия;

  • практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).

Ожидаемые результаты

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;

  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;

  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;

  • закрепление навыков самостоятельной работы;

  • развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.

Учебно-тематическое планирование

Класс

Теоретическая
часть

Практическая
часть

10 класс

60%

40%

Краткое содержание программы

Программа направлена на развитие интереса к экономическим наукам, расширение знаний по экономике, расширение знаний по производственной и непроизводственной сферам экономической жизни человека. Ученик в ходе изучения представленного материала узнает методологические и философские подходы к экономической науке, усваивает теорию производства, узнает о различных экономических системах общества.

Методическое обеспечение программы

Программа «Введение в экономику» предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов - дискуссия; практическое выполнение опытов, ролевые и деловые игры, экскурсия;

2) индивидуальные занятия:

  • консультации,

  • работа с учебной литературой,

  • подготовка сообщений,

  • работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет использовать в работе информационные технологии и достичь результата в обучении.

Для создания программы использованы:

  1. Программа «Основы экономических знаний», В.В.Любимов

  2. Программа «Основы экономических знаний», И.В.Липсиц

  3. Программа «Основы предпринимательства», И.В.Липсиц

Тематическое планирование

1

Что такое экономика

3 часа

2

Спрос. Предложение

3 часа

3

Равновесие рынка

4 часа

4

Деньги и банки

3 часа

5

Рынок труда. Безработица. Роль профсоюзов

4 часа

6

Различные виды фирм

5 часов

7

Семейная экономика

5 часов

8

Государственное регулирование рынков. Бюджет государства

3 часа

8

Мировая экономика

3 часа

9

Обобщение знаний

1 час

Список литературы

  1. Липсиц И.В. Экономика, 2003.

  2. Автономов В.С. Введение в экономику, 1998.

  3. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе, 2003

  4. Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса, 2001

  5. Симоненко В.Д. Семейная экономика, 2000

  6. Каунов А.М. Экономика 10 - 11 классы, Организация и бизнес - планирование собственного дела, 2007



© 2010-2022