Программа по Народно-сценическому танцу

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство культуры Российской Федерации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детская школа искусств № 2 г. Курска

им. И.П.Гринева











Программа

по учебному предмету


НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ







СОСТАВИЛА

преподаватель

хореографического объединения

Рядинская Н.П.













КУРСК

2014 г.


Пояснительная записка.

Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно - сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.

Курс народно - сценического танца рассчитан на четыре года. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

-целенаправленность учебного процесса,

-систематичность и регулярность занятий,

-постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,

-строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.

Цели:

-формирование устойчивого интереса к предмету «народно - сценический танец».

-развитие свободной творческой личности учащегося,

-укрепление здоровья,

-сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,

-подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,

-воспитание трудолюбия,

-воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

- всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,

- развитие техники,

- развитие артистичности,

- усвоения стиля и манеры исполнения танцев разных народов,

- развитие ритма.

Образовательная программа «Народно-сценический танец» состоит из 3-х разделов:

  • Экзерсис у палки.

  • Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала

  • Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.

Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи:

Экзерсис у палки

Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах - с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90, большие броски. Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Работа над этюдами

Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.

Данная программа рассчитана на 4года.Первый и второй год- по1 часу в неделю, третий и четвертый годы обучения по 1,5 часа в неделю.

Формы контроля. В конце 1-4 четверти - контрольный урок, открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.

Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;

Знать:

-терминологию народно-сценического танца,

-метроритмические раскладки исполнения движения,

-особенности и традиции изучаемых народностей.

Владеть:

-культурой исполнения,

-хореографической памятью,

-техникой движения.





Уметь:

-передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, белорусских, украинских, прибалтийских, польских, молдавских танцев;

-исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).

Критерии оценивания.

«5» - Правильное и музыкальное исполнение пройденных элементов. Достаточно быстрое освоение нового материала. Безукоризненное отношение к работе на уроке. Точное положение рук, головы и корпуса в характере изучаемого национального материала.

«4» - Правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в экзерсисе у станка и на середине. В исполнении экзерсиса у станка, на середине зала , допущение незначительных ошибок, но грамотное, музыкальное, техничное их исправление. Позитивный настрой в работе.

«3» - Не в достаточной степени владение пройденным материалом. Недостаточное выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, этюдных форм. Невнимательное отношение к музыкальному сопровождению.

«2» - Незнание материала. Допущение грубых ошибок. Пропуски занятий.



Первый год обучения.

Экзерсис у палки.

Постановка корпуса.

Первым требованием при изучении элементов экзерсиса у палки является правильная постановка корпуса без наклона вперед или прогиба в спине назад, со спокойно, естественно опущенными плечами, подтянутым животом и свободно не напряженно, держащейся головой.

Позиции ног.

В народно - сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно менее выворотно, чем в классике.

- открытые (выворотные)

- прямые

- свободные

- закрытые.

Позиции рук.

- 1-я,2-я,3-я позиции аналогичны 1-й,2-й,3-й позициям классического танца;

- подготовительное положение (обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;

- комбинированные положения (одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции).

Подготовка к движению (preparation)

Все упражнения на уроках народно-сценического танца начинают обычно с различных подготовок, они вводят исполнителей в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляют внимание на само упражнение.

1. Demi-plies и grand-plies (полуприседания и полные приседания)

- плавное

- резкое (с акцентом вниз и вверх)

2. Battement tendu (упражнение на развитие подвижности стопы)

- с переводом работающей ноги с носка на каблук

- с demi-plies на опорной ноге

3. Battement tendu jetes (маленькие броски)

- с акцентом «от себя» и «к себе»

- с demi-plie на опорной ноге

4. Rond de jambe par terre (круг носком по полу)

- с demi-plie на опорной ноге

- круг пяткой по полу

5. Подготовка к «Веревочке»

- перевод ноги, согнутой в колене, то вперед, то назад

6. Упражнение для бедра

- повороты согнутой ноги коленом то внутрь, то наружу, усложненные вращением в тазобедренном суставе.

7. Подготовка к Flic-Flac (упражнение со свободной стопой)

8. Дробные выстукивания

- удары всей стопой

- в сочетании с двойным ударом одной ногой

9. Battement developpe (раскрывание ноги на 90*)

- плавное (с сокращенной стопой)

- резкое

10. Grand battement jetes ( большой бросок)

- с сокращенной стопой

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Русский танец.

Поклон:

- на месте без рук и с руками

- с продвижением вперед и отходом назад

1. Позиции рук:

- 1-я,2-я,3-я позиция.

Движения рук в русских одиночных плясках не являются точно установленными. Девушка и юноша пляшут, импровизируя;также и движения рук изменяются в зависимости от музыки.

2. Постановка корпуса:

- у девушки прямой и спокойный

- у юноши корпус более подвижен.

3. Плечи прямые, спокойные.

4. Голова определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание.

5. Ходы и проходки:

- простой бытовой шаг

- переменный ход на всю ступню

- сценический переменный ход

6. Дроби и дробные ходы:

- дробный ход

- переменный дробный ход

7. Движения на месте:

- «ковырялочка»

- «гармошка»

- «елочка»

8. Присядки:

- с выбрасыванием ноги вперед

- боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону

- с «ковырялочкой»

9. Хлопушки:

- тройная хлопушка с притопом

- перескоки с хлопушками.

Белорусский танец.

1. Положения рук и положения в парах

2. Основные движения белорусского танца:

- основной ход танца «Лявониха»

- боковой ход с подбивкой (галоп)

- притопы в три удара

- основной ход из танца «Крыжачок»

- полька с вращением.

- основной ход танца «Бульба»

3. Присядки

Работа над этюдами.

1. Русский хоровод.

2. Русская пляска.

3. Белорусский танец



Второй год обучения.

Экзерсис у палки.

1. Demi-plies и grand-plies

- с подъемом на полупальцы

- с наклоном корпуса

2. Battement tendu и Battement tendu jetes

- с подъемом пятки опорной ноги

3. Rond de jambe par terre

- круг носком по воздуху

4. «Веревочка»

- с demi-plie на опорной ноге

5. Упражнение для бедра с подъемом на полупальцы.

6. Pas tortille (зигзаг)

- плавное

- с ударом.

7. Подготовка к Flic-Flac

- с переступанием

- по 3-й позиции (вперед, в сторону)

7. Дробные выстукивания:

- ключ простой

- с подскоком.

8. Battement developpe

- в сочетании с ударом пятки опорной ноги

9. Grand battement jetes

- с demi-plie на опорной ноге

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Русский танец.

1. Навыки работы с платком

2. «Переменный шаг»

- с притопом и продвижением вперед и назад

3. «Веревочка»

- простая с поочередными переступаниями

4. «Ковырялочка» с подскоками.

5. Дробные движения:

- простая дробь на месте

- двойная дробь

- тройная дробь («в три ножки») на месте и с продвижением вперед

- ключ одинарный с ударом каблуком опорной ноги

- ключ двойной

- семейская дробь

6. Присядки:

- присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям

- с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

- боковая с выбрасыванием ноги в сторону.

7. Вращения:

- на подскоках «полька»

Карело-финский танец

1. Позиции и положения рук:

- в массовом танце

- в парном танце

2. Ходы и движения на месте:

- легкий бег

- шаг с подскоком

- галоп

- полька

- «ножницы»

3. Присядки

- с выбросом ноги вперед на носок

- с «ковырялочкой»

Украинский танец

1. Позиции рук:

- женские руки мягкие, плавные, широкие, спокойные.

- мужские руки широкие, спокойные, но более сильные, мужественные.

2. Корпус:

- украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса.

- в мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны.

3. Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает своюодно и весело приподнята.

4. Движения на месте:

- «бегунец» - стремительный ход вперед

- «тынок» - перескок из стороны в сторону

- медленный женский ход

- боковой ход «Дорижка»

- «Веревочка»

- притопы

- «выхилясник» - подскоки на опорной ноге и с каждым подскоком выносится работающая нога то на носок, то на каблук.

- «выхилясник» с «угинанием» - маленькие подскоки на опорной ноге, то сгибая спереди работающую ногу, то резко выбрасывая ее впереди.

- «упадание»

- «голубец»

* низкий (женский)

* высокий (мужской)

* в сочетании с притопом

- большой «тынок»

5. Присядки:

- «ползунок»

- «мельница»

- «подсечка»

Работа над этюдами.

  1. Русский танец Украинский танец

  2. Карело-финский танец

  3. Украинский танец



Третий год обучения.

Экзерсис у палки.

1. Demi-plies и grand-plies по 1-й прямой позиции с поворотом коленей.

2. Battement tendu

- с выносом ноги на каблук

- с поворотом стопы в закрытое положение и выведением ноги в сторону

3. Battement tendu jetes

- с одним или двойным ударом ребром каблука работающей ногой по полу

4. Rond de jambe par terre

- с поворотом стопы опорной ноги

- круг по воздуху ногой с поворотом опорной ноги

4. Двойная «веревочка»

- подготовка к «веревочке» с прыжком

5. Упражнения для бедра с прыжком

6. Battement fondu (низкие развороты работающей ноги)

7. Flic-Flac (по всем направлениям)

8. Дробные комбинации

- чередование ударов полупальцами и каблуками

9. Battement developpe с двойным ударом пятки опорной ноги

10. Grand battement jetes.

Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

Элементы русского танца.

1. «Маятник» в прямом положении

2. «Подбивка»

- на месте

- с двумя переступаниями

3. «Моталочка»

4. «Веревочка»

- простая и двойная с «ковырялочкой»

5. Хлопушки и присядки.

6. Вращения по диагонали.

Молдавский танец.

1. Позиции и положения рук:

- в парах

- в массоывх танцах

2. Ходы и движения на месте:

- легкий бег

- шаги с подскоками

- бег с одной ноги

- «переплетающаяся дорожка»

- характерные шаги вперед через каблук

- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено

- мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону

- прыжок с поджатыми ногами

- тройной перескок и остановка

- тройной перескок с одним ударом

- круговые движения ногой

Венгерский танец.

  1. Положение рук и ног.

  2. Переступания из стороны в сторон

- одинарные

- двойные

- с поворотом на 180*

3. «Ключ» - удар каблуками

- одинарный

- двойной

4. Заключение (усложненный «ключ»)

- одинарный

- двойной

5. Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance)

6. Перебор - три переступания на месте с открыванием ноги на 35*

7. Вращение soutenu

8. Винтообразный поворот

9. Парное вращение перекрестным ходом

10.Pas de bourree

11.Хлопки и хлопушки

- с «ключом», с отскоками в сторону

Работа над этюдами.

1. Молдавский танец

2. Венгерский танец



Четвертый год обучения.

Экзерсис у станка.

1. Demi-plies и grand-plies с наклоном корпуса от станка и к станку через положение en face.

2. Battement tendu с мазком полупальцев по полу

3. Battement tendu jetes с ударом пятки опорной ноги (сквозные броски)

4. Rond de jambe en lair со скачками на опорной ноге (2,3 скачка)

5. Battement fondu с подъемом на полупальцы.

6. Flic-Flac со скачком на опорной ноге

7. Упражнение на выстукивание

- прямая дробь

8. Battement developpe с проскоком

9. Grand battement jetes с увеличенным размахом.

Польский танец.

  1. Положение рук в общем танце, в паре.

2. Основные движения:

- па марше

- па гала

- балансе

- Ключ

- тройной притоп

- «глубцы»

- цвал

- кшэсаны

Итальянский танец.

  1. Положение рук, ног, головы и корпуса.

2. Движения рук с бубном

3. Основные движения:

- подскоки с высоким подниманием колена

- скольжение ноги на носок вперед и назад

- маленькие броски вперед

а) с шагом

б) с подскоком

- pas balance

- pas echappe, с поворотом

- ballonnee вперед

- выбрасывание ноги с каблука на носок

4. Боковой галоп

5. Перескоки с двух ног на одну

- с выносом ноги вперед на носок

- с подъемом в сторону

6. Вращения

- на подскоках

Работа над этюдами.

1.Польский танец «Краковяк»

2.Итальянский танец «Тарантелла»

Список литературы:

В.Ф.Матвеев «Русский народный танец» теория и методика преподавания

Москва«Планета музыки» 2013г.

Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца»

Москва «Валдос» 2004г.

Т.Ткаченко « Народный танец» Госиздат «Искусство» Москва 1954г.

Т.Ткаченко «Народные Танцы» Москва «Искусство» 1975г.

Е.Васильева «Танец» Москва «Искусство»1968г.



© 2010-2022