Статья Развитие креативности учащихся в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие креативности учащихся в школе.



О.А. КАМАйланова

Учитель информатики областной мнгопрофильной школы-лицея для одаренных детей, г. Павлодар

М.Т. ХАСЕНОВА

Преподаватель кафедры информатики и информационных систем, ПГУ им. С.Торайгырова, г. Павлодар

Развитие и воспитание творческой и креативной личности - основная задача всей сегодняшней системы образования.

Зачастую в уже сложившейся образовательной системе учащийся готовится стать всего лишь квалифицированным участником производственного процесса. Все другие потенциальные возможности учащегося, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Поэтому, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности и проблемы в восприятии постоянно меняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между происходящими явлениями, которые каким-нибудь образом отличаются от привычных.

Исходя из этого возникает вопрос: «Есть ли у нас в школах креативно работающие учителя и успешно обучающиеся креативные учащиеся»

С деятельностной точки зрения, креативность может проявляться по - разному: как на уровне целостной личности, так и отдельных составляющих познавательной деятельности - в ходе решения творческих задач, участия в проектах, разрешение проблемных ситуаций и т.д. Но всегда можно обнаружить проявление способности устанавливать неожиданные на первый взгляд связи и соотношения, когда творческая личность самостоятельно выстраивает систему отношений с предметным и социальным окружением. И именно это нужно считать самым важным в творческом процессе, не отрицая, тем не менее, значимости итогового результата. Таким образом, в педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознаёт свою значимость в качестве «преобразователя мира», открывателя нового, реализуя себя как личность.

В чём же суть креативности?

Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных. В качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности:

  • быстрота - способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;

  • гибкость - способность выдвигать разнообразные идеи;

  • оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи, отдалённые ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;

  • точность - способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершённости.

Соответственно, и развитие креативности связывают с совершенствованием у учащихся вышеперечисленных качеств.

Креативность в той или иной степени присуща каждому человеку, а её проявлению препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны и др. Поэтому усиление акцента на самостоятельную работу обучаемых можно трактовать как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие креативности у старшеклассников является путём освобождения творческого потенциала от тех «зажимов», которые они приобрели ранее.

Если говорить о развитии креативности, то следует обратиться к технологиям в которых стержневой идеей является идея опережающего развития мышления, которая становится как бы локомотивом, способным повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить его готовность самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Если обратиться к нашему сегодняшнему оснащению кабинетов, то информационные технологии решают проблему формирования знаний, умений и навыков. Между тем всем хорошо известно, что иметь знания и уметь ими пользоваться - это далеко не одно и то же. В школьной практике это неумение ярко проявляется даже в тех случаях, когда, например, учащимся вдруг приходится сдавать экзамен учителю, который их не учил. Или при поступлении в высшие и средние учебные заведения, когда базовые школьные знания надо применить в нетиповой ситуации, действовать креативно, где нужно раскрыть свои творческие возможности в решении несложных, но нестандартных задач.

Становится понятным, что главная социальная функция усвоения общественного опыта состоит не в накоплениии, а в преобразованиии уже имеющихся знаний, а в преобразованиии уже имеющихся знаний, в их активной творческой и креативной переработке и получениии на этой основе новых знаний.

Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством развития мышления. Поэтому необходимо вести целенаправленную и системную работу по максимальному развитию мышления учащихся, обучение их продуктивным способам мышления, способам самостоятельного пополнения и обновления знаний, сознательного использования их в решении теоретических и практических задач.

Вот и здесь нам должно помочь развитие творческих способностей и креативности у учащихся. С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно - воспитательного процесса может сыграть решающую роль. И здесь важно отметить, что при изучениии любого предмета заложены большие возможности по развитию креативного потенциала. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, можно применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию креативности:


  1. Обеспечение благоприятной атмосферы.

  2. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

  3. Социальное подкрепление проявлений креативности.

  4. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.

  5. Стимулирование любознательности обучаемого. Представление ему возможности задавать вопросы.

  6. Поощрение высказывания оригинальных идей.

  7. Личный пример учителя в использовании творческого подхода к решению проблем. Наличие других позитивных образцов креативности.

  8. Создание условий для подражания творческому поведению.

Проблема развития креативности учащихся требует использования комплекса различных методик.

Возможность использования разных видов программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить креативный подход к выполнению заданий, инициативу, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.

Одним из способов развития креативности учащихся являются творческие задания, исследовательские работы, доклады, методы проектной деятельности, решение проблемных ситуаций, нестандартные занятия и др.

Цель творческих заданий - выработка у учащихся определённых навыков:

  • работа с разнообразной литературой;

  • подбора литературы по данной тематике;

  • планирование своей работы с определением сроков выполнения;

  • создание кратких и полных конспектов;

  • проявление исследовательской творческой активности при выборе тематики в соответствии со своими интересами и требованиями учителя по выдвинутой проблеме;

  • проявление элементов креативности и фантазии при разработке результатов задания;

  • грамотного оформления отчёта о проделанной работе;

  • защита своей работы, где чётко сформулированны тезисы, описаны действия, определены результаты работы. И все это доступным языком доведено до слушателей, которыми на первых порах являются одноклассники.

Конечно, залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств и методов обучения. Поэтому перспективой работы над повышением креативности учащихся являются:

  • Повышение качества учебно - воспитательного процесса;

  • обеспечение творческого самообразования личности и создание условий для повышения креативности учащихся;

  • постоянного совершенствования профессионального и методического уровня преподавания.



© 2010-2022