- Преподавателю
- Другое
- Статья Развитие креативности учащихся в школе
Статья Развитие креативности учащихся в школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Камайланова О.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие креативности учащихся в школе.
О.А. КАМАйланова
Учитель информатики областной мнгопрофильной школы-лицея для одаренных детей, г. Павлодар
М.Т. ХАСЕНОВА
Преподаватель кафедры информатики и информационных систем, ПГУ им. С.Торайгырова, г. Павлодар
Развитие и воспитание творческой и креативной личности - основная задача всей сегодняшней системы образования.
Зачастую в уже сложившейся образовательной системе учащийся готовится стать всего лишь квалифицированным участником производственного процесса. Все другие потенциальные возможности учащегося, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Поэтому, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности и проблемы в восприятии постоянно меняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между происходящими явлениями, которые каким-нибудь образом отличаются от привычных.
Исходя из этого возникает вопрос: «Есть ли у нас в школах креативно работающие учителя и успешно обучающиеся креативные учащиеся»
С деятельностной точки зрения, креативность может проявляться по - разному: как на уровне целостной личности, так и отдельных составляющих познавательной деятельности - в ходе решения творческих задач, участия в проектах, разрешение проблемных ситуаций и т.д. Но всегда можно обнаружить проявление способности устанавливать неожиданные на первый взгляд связи и соотношения, когда творческая личность самостоятельно выстраивает систему отношений с предметным и социальным окружением. И именно это нужно считать самым важным в творческом процессе, не отрицая, тем не менее, значимости итогового результата. Таким образом, в педагогическом плане главным в творчестве является то, что обучаемый в ходе познавательной творческой деятельности осознаёт свою значимость в качестве «преобразователя мира», открывателя нового, реализуя себя как личность.
В чём же суть креативности?
Существуют разные толкования этого понятия. Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных. В качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности:
-
быстрота - способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;
-
гибкость - способность выдвигать разнообразные идеи;
-
оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи, отдалённые ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;
-
точность - способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершённости.
Соответственно, и развитие креативности связывают с совершенствованием у учащихся вышеперечисленных качеств.
Креативность в той или иной степени присуща каждому человеку, а её проявлению препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны и др. Поэтому усиление акцента на самостоятельную работу обучаемых можно трактовать как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие креативности у старшеклассников является путём освобождения творческого потенциала от тех «зажимов», которые они приобрели ранее.
Если говорить о развитии креативности, то следует обратиться к технологиям в которых стержневой идеей является идея опережающего развития мышления, которая становится как бы локомотивом, способным повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить его готовность самостоятельно использовать свой творческий потенциал.
Если обратиться к нашему сегодняшнему оснащению кабинетов, то информационные технологии решают проблему формирования знаний, умений и навыков. Между тем всем хорошо известно, что иметь знания и уметь ими пользоваться - это далеко не одно и то же. В школьной практике это неумение ярко проявляется даже в тех случаях, когда, например, учащимся вдруг приходится сдавать экзамен учителю, который их не учил. Или при поступлении в высшие и средние учебные заведения, когда базовые школьные знания надо применить в нетиповой ситуации, действовать креативно, где нужно раскрыть свои творческие возможности в решении несложных, но нестандартных задач.
Становится понятным, что главная социальная функция усвоения общественного опыта состоит не в накоплениии, а в преобразованиии уже имеющихся знаний, а в преобразованиии уже имеющихся знаний, в их активной творческой и креативной переработке и получениии на этой основе новых знаний.
Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством развития мышления. Поэтому необходимо вести целенаправленную и системную работу по максимальному развитию мышления учащихся, обучение их продуктивным способам мышления, способам самостоятельного пополнения и обновления знаний, сознательного использования их в решении теоретических и практических задач.
Вот и здесь нам должно помочь развитие творческих способностей и креативности у учащихся. С учётом того, что проявление креативности подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно - воспитательного процесса может сыграть решающую роль. И здесь важно отметить, что при изучениии любого предмета заложены большие возможности по развитию креативного потенциала. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, можно применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию креативности:
-
Обеспечение благоприятной атмосферы.
-
Доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
-
Социальное подкрепление проявлений креативности.
-
Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.
-
Стимулирование любознательности обучаемого. Представление ему возможности задавать вопросы.
-
Поощрение высказывания оригинальных идей.
-
Личный пример учителя в использовании творческого подхода к решению проблем. Наличие других позитивных образцов креативности.
-
Создание условий для подражания творческому поведению.
Проблема развития креативности учащихся требует использования комплекса различных методик.
Возможность использования разных видов программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить креативный подход к выполнению заданий, инициативу, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.
Одним из способов развития креативности учащихся являются творческие задания, исследовательские работы, доклады, методы проектной деятельности, решение проблемных ситуаций, нестандартные занятия и др.
Цель творческих заданий - выработка у учащихся определённых навыков:
-
работа с разнообразной литературой;
-
подбора литературы по данной тематике;
-
планирование своей работы с определением сроков выполнения;
-
создание кратких и полных конспектов;
-
проявление исследовательской творческой активности при выборе тематики в соответствии со своими интересами и требованиями учителя по выдвинутой проблеме;
-
проявление элементов креативности и фантазии при разработке результатов задания;
-
грамотного оформления отчёта о проделанной работе;
-
защита своей работы, где чётко сформулированны тезисы, описаны действия, определены результаты работы. И все это доступным языком доведено до слушателей, которыми на первых порах являются одноклассники.
Конечно, залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств и методов обучения. Поэтому перспективой работы над повышением креативности учащихся являются:
-
Повышение качества учебно - воспитательного процесса;
-
обеспечение творческого самообразования личности и создание условий для повышения креативности учащихся;
-
постоянного совершенствования профессионального и методического уровня преподавания.