- Преподавателю
- Дошкольное образование
- План-программа кружка «Чудеса на песке и в воде» для детей 4-5 лет
План-программа кружка «Чудеса на песке и в воде» для детей 4-5 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дружинина Д.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБДОУ детский сад «Березка»
______________________ Т.Н.Лобода
«___» ____________________ 20____г.
ПРИНЯТО
на заседании педсовета
«___» ____________________ 20____г.
Протокол № _______
ПЛАН-ПРОГРАММА
(дополнительное образование)
кружка
«Чудеса на песке и в воде»
для детей 4-5 лет
Руководитель Дружинина Д.А.
педагог-психолог
МБДОУ детский сад «Березка»
2013 г.
Пояснительная записка
ДОУ «Березка» имеет лицензию (регистрационный номер 1498 от 21 июня 2011 года) и свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный номер 365 от 20 апреля 2010 года) и соответствует II категории детского сада комбинированного типа.
Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.М. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими. Они отстаивают подходы, в которых методы песочной и сказкотерапии пересекаются. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической работы, будем иметь в виду и мощные ресурсы песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми.
Т.М. Грабенко указывает, что именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. С другой - более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе этой работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Наблюдения и опыт В.В. Дерябиной показывают, что игры не только с песком, но и с водой позитивно влияют на эмоциональное состояние, и это делает их прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок и вода снимают стресс, снижают нервно-психическое напряжение, поднимают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Игры с этими материалами помогают дошкольникам не бояться совершать ошибки, от которых как известно, не застрахован никто. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно - это свойство особенно полезно для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Содержание программы кружка «Чудеса на песке и воде» основано на программе «Чудеса на песке и воде» автор Н.А.Карюкина.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна программы заключается в сочетании развития интеллектуальной и эмоциональной сфер с помощью игровой терапии.
Актуальным в работе является использование форм естественной деятельности ребенка - различных игр с песком и водой.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие эмоционального фона.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
-
Способствовать урегулированию психоэмоционального состояния, психическому развитию;
-
Содействовать развитию мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
-
Развивать творческую фантазию и память;
-
Способствовать проявлению эмпатии;
-
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
-
Метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением инновационных технологий);
-
Игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);
-
Песочная терапия (игры с песком), водная терапия (игры с водой);
-
Сказкотерапия (разыгрывание придуманного сюжета, сочинение сказок).
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Производится с помощью следующих методик:
-
методика Д. Векслера (изучение интеллектуального развития); цветовой тест Люшера (исследование эмоционального фона);
-
тест «Цветопись» А.Н. Лутошкина (определение динамики настроения)
-
методика Н.П. Локаловой (наблюдение за поведением детей во время игровых сеансов).
Для оценки эффективности программы выбраны следующие показатели: вербальное/невербальное мышление, коэффициент интеллекта, настроение, поведение. Результаты работы оцениваются на каждом игровом сеансе, а также до и после проведенной коррекции.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа предполагает работу в паре «ребенок - ребенок». Возраст детей - от 5 до 6 лет. Игровой сеанс проводится с одним-двумя детьми. Группы формируются на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации от воспитателей и родителей.
При дифференциации видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра. Чтобы игра состоялась, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается принять на себя роль творца, волшебника, у которого «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросаться песком, плескаться водой, разрушать то, что создает другой волшебник. Эти правила отрабатываются в играх с песком и водой - включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного выхода из проблемной ситуации, преодоления трудностей.
В сентябре-октябре дети проходят предварительное обследование. Игровые сеансы проводятся два раза в неделю. Всего - 15 игровых сеансов: из них 10 - с песком и 5 - с водой.
Время проведения - 25-30 минут. Общая структура игровых сеансов:
вводная часть:
- ритуалы приветствия и «вхождения»;
- правила работы с песком и водой; • основная часть:
-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательной деятельности;
- упражнения на уменьшение напряжения;
-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- расслабляющие упражнения с использованием музыки и шума воды; заключительная часть:
- ритуалы прощания и «выхода».
Оборудование. Для организации коррекционно-развивающих игровых сеансов требуется «центр воды и песка». «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на две части, в которые вставлены емкости для воды и песка. «Центр» заполняется на одну треть (или наполовину) чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Время от времени - не реже одного раза в месяц - его следует менять или очищать. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для работы необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек следующей классификации:
животные (домашние, дикие);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, крабы);
деревья и другие растения (цветы, овощи, фрукты, трава, кустарники);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота);
естественные природные предметы (камни, раковины, семена, перья, куски
дерева);
здания, дома, замки;
машины;
разные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники);
аксессуары (ткани, пуговицы, бусы);
сказочные персонажи (плоские деревянные фигурки для кукольного настольного театра).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Тема игрового сеанса
Развиваемые психологические процессы
Игры и упражнения с песком и водой
1. «Знакомство со сказочной Песочной страной, хранителем песка- Песочным человеком и его другом Вопросиком»
Зрительная, осязательная память
Образное мышление
Внимание, зрительное восприятие
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность
Творческие
способности, графические навыки
«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»
«Цветная сказка»
«Найди одинаковые геометрические фигурки»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
2. «Песочный мир чудес»
Зрительная, осязательная память
Понятийное мышление
Внимание
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность
Творческие способности, графические навыки
«Что спрятано в песке»
Сказка «Два короля»
«Подбери пару»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
3. «Чудеса на песке. Волшебный сад и огород»
Память (непосредственная, зрительная).
Понятийное мышление
Аудиальное восприятие, внимание
Мелкая моторика рук
Творческие способности, графические навыки, тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
«Запомни и собери картинку»
«Волшебный сад и огород»
«Покажи фигуру»
«Выполнение фигурок из палочек» «Узоры на песке» «Чувствительные ладошки»
4. «Чудеса на песке. Волшебный песок»
Логическая и слуховая память
Понятийно-образное мышление
Аудиальное восприятие, внимание
Мелкая моторика рук
Творческие способности, графические навыки, тактильно-кинестетическая чувствительность
«Пары слов»
«Волшебное превращение (ферма, зоопарк)»
«Найди фигуру»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Узоры на песке» «Чувствительные ладошки»
5. «Чудеса на песке. Волшебные творе- нья»
Слуховая память
Логическое мышление
Аудиальное восприятие, внимание
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность, эмоциональное настроение
Творческие способности, графические навыки
«Запомни слова»
«Волшебное превращение (деревня, лес)»
«Поручения»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
6. «Чудеса на песке. Волшебный город»
Произвольная память
Словесно-логическое мышление
Аудиальное восприятие, внимание
Мелкая моторика рук
Творческие способности, графические навыки
«Запомни общее слово»
«Волшебное превращение (город)»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
7. «Чудеса на песке. Волшебный театр»
Кратковременная и долговременная слуховая память
Понятийное мышление, творческие способности
Зрительный анализ, внимание
Мелкая моторика рук, фантазия
Тактильно-кинестетическая чувствительность, графические навыки
«Запомни и назови сказку»
Театр на песке (сказки «Репка», «Колобок»)
«Часть-целое»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки» «Узоры на песке»
8. «Чудеса на песке. Волшебная сказка»
Кратковременная и долговременная слуховая
память
Словесно-логическое мышление
Зрительный анализ, внимание
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
Зрительно-двигательная координация
«Вспомни название сказки»
Театр на песке (сказка «Волк и семеро козлят»)
«Цветы на клумбе»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
9. «Чудеса на песке. Волшебное превращение»
Память (непосредственная вербальная)
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Произвольное внимание
Мелкая моторика
Тактильно-кинестетическая чувствительность, эмоциональное настроение
Зрительно-двигательная координация
«Слова из сказки»
Театр на песке (сказка «Три поросенка»)
«Волшебная дорожка»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
10. «Чудеса на песке. Волшебная сказочная страна»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика
Тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
Зрительно-двигательная координация
«Холодно - горячо»
Сказка «Волшебная страна»
«Слушай внимательно»
«Выполнение фигурок из палочек»
«Чувствительные ладошки»
«Узоры на песке»
11. «Знакомство со сказочной Водной страной, властелином воды - Водным человеком и его другом дельфиненком Почемучкиным»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика
Позитивные эмоции
«Угадай, что это»
Сказка «Два рыбака»
«Что изменилось»
«Выполнение фигурок из камешков»
«Чувствительные ладошки»
12. «Чудеса на воде. Волшебный сосуд»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика
Тактильно-
кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
«Чего не стало?»
Сказка «Волшебный сосуд»
«Утонет, не утонет?»
«Выполнение фигурок из камешков»
«Чувствительные ладошки»
13. «Чудеса на воде. Подводное царство»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика
Тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
«Угадай слова»
Сказка «Подводное царство»
«Кто где живет?»
«Выполнение фигурок из камешков»
«Чувствительные ладошки»
14. «Чудеса на воде. Волшебная вода»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
«Какой пробки не стало?»
Сказка «Волшебная вода»
«Разноцветные кораблики»
«Выполнение фигурок из камешков»
«Чувствительные ладошки»
15. «Чудеса на воде. Водная страна»
Зрительная, осязательная память
Словесно-логическое мышление, творческие способности
Аудиальное восприятие и внимание
Мелкая моторика рук
Тактильно-кинестетическая чувствительность, позитивные эмоции
«Что спряталось в воде?»
Сказка «Тяжелые и легкие камешки»
«Собери большие и маленькие камешки»
«Выполнение фигурок из камешков»
«Чувствительные ладошки»
БИБЛИОГРАФИЯ
-
«Справочник педагога-психолога» № 07,2012 г. ЗАО «МЦФР», 39-52
-
О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»: конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 80 с.