План-программа кружка «Чудеса на песке и в воде» для детей 4-5 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБДОУ детский сад «Березка»

______________________ Т.Н.Лобода

«___» ____________________ 20____г.


ПРИНЯТО

на заседании педсовета

«___» ____________________ 20____г.

Протокол № _______







ПЛАН-ПРОГРАММА

(дополнительное образование)

кружка

«Чудеса на песке и в воде»

для детей 4-5 лет







Руководитель Дружинина Д.А.

педагог-психолог

МБДОУ детский сад «Березка»











2013 г.

Пояснительная записка

ДОУ «Березка» имеет лицензию (регистрационный номер 1498 от 21 июня 2011 года) и свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный номер 365 от 20 апреля 2010 года) и соответствует II категории детского сада комбинированного типа.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.М. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими. Они отстаивают подходы, в которых методы песочной и сказкотерапии пересекаются. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической работы, будем иметь в виду и мощные ресурсы песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми.

Т.М. Грабенко указывает, что именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. С другой - более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе этой работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Наблюдения и опыт В.В. Дерябиной показывают, что игры не только с песком, но и с водой позитивно влияют на эмоциональное состояние, и это делает их прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок и вода снимают стресс, снижают нервно-психическое напряжение, поднимают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Игры с этими материалами помогают дошкольникам не бояться совершать ошибки, от которых как известно, не застрахован никто. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно - это свойство особенно полезно для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Содержание программы кружка «Чудеса на песке и воде» основано на программе «Чудеса на песке и воде» автор Н.А.Карюкина.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы заключается в сочетании развития интеллектуальной и эмоциональной сфер с помощью игровой терапии.

Актуальным в работе является использование форм естественной деятельности ребенка - различных игр с песком и водой.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие эмоционального фона.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


  1. Способствовать урегулированию психоэмоционального состояния, психическому развитию;

  2. Содействовать развитию мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения; побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

  3. Развивать творческую фантазию и память;

  4. Способствовать проявлению эмпатии;

  5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ


  1. Метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением инновационных технологий);

  2. Игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);

  3. Песочная терапия (игры с песком), водная терапия (игры с водой);

  4. Сказкотерапия (разыгрывание придуманного сюжета, сочинение сказок).

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Производится с помощью следующих методик:

  • методика Д. Векслера (изучение интеллектуального развития); цветовой тест Люшера (исследование эмоционального фона);

  • тест «Цветопись» А.Н. Лутошкина (определение динамики настроения)

  • методика Н.П. Локаловой (наблюдение за поведением детей во время игровых сеансов).

Для оценки эффективности программы выбраны следующие показатели: вербальное/невербальное мышление, коэффициент интеллекта, настроение, поведение. Результаты работы оцениваются на каждом игровом сеансе, а также до и после проведенной коррекции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа предполагает работу в паре «ребенок - ребенок». Возраст детей - от 5 до 6 лет. Игровой сеанс проводится с одним-двумя детьми. Группы формируются на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации от воспитателей и родителей.

При дифференциации видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра. Чтобы игра состоялась, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается принять на себя роль творца, волшебника, у которого «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросаться песком, плескаться водой, разрушать то, что создает другой волшебник. Эти правила отрабатываются в играх с песком и водой - включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного выхода из проблемной ситуации, преодоления трудностей.

В сентябре-октябре дети проходят предварительное обследование. Игровые сеансы проводятся два раза в неделю. Всего - 15 игровых сеансов: из них 10 - с песком и 5 - с водой.

Время проведения - 25-30 минут. Общая структура игровых сеансов:

вводная часть:

- ритуалы приветствия и «вхождения»;

- правила работы с песком и водой; • основная часть:

-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательной деятельности;

- упражнения на уменьшение напряжения;

-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- расслабляющие упражнения с использованием музыки и шума воды; заключительная часть:

- ритуалы прощания и «выхода».

Оборудование. Для организации коррекционно-развивающих игровых сеансов требуется «центр воды и песка». «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на две части, в которые вставлены емкости для воды и песка. «Центр» заполняется на одну треть (или наполовину) чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Время от времени - не реже одного раза в месяц - его следует менять или очищать. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для работы необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек следующей классификации:

животные (домашние, дикие);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, крабы);

деревья и другие растения (цветы, овощи, фрукты, трава, кустарники);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота);

естественные природные предметы (камни, раковины, семена, перья, куски

дерева);

здания, дома, замки;

машины;

разные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники);

аксессуары (ткани, пуговицы, бусы);

сказочные персонажи (плоские деревянные фигурки для кукольного настольного театра).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема игрового сеанса

Развиваемые психологические процессы

Игры и упражнения с песком и водой

1. «Знакомство со сказочной Песочной страной, хранителем песка- Песочным человеком и его другом Вопросиком»

Зрительная, осязательная память

Образное мышление

Внимание, зрительное восприятие

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность

Творческие

способности, графиче­ские навыки

«Угадай, какая цифра тебе попа­лась в руки»

«Цветная сказка»

«Найди одинаковые геометриче­ские фигурки»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

2. «Песочный мир чудес»

Зрительная, осязательная память

Понятийное мышление

Внимание

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность

Творческие способности, графиче­ские навыки

«Что спрятано в песке»

Сказка «Два короля»

«Подбери пару»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

3. «Чудеса на песке. Волшебный сад и огород»

Память (непосредственная, зри­тельная).

Понятийное мышление

Аудиальное восприятие, внимание

Мелкая моторика рук

Творческие способности, графиче­ские навыки, тактильно-кинестети­ческая чувствительность, позитив­ные эмоции

«Запомни и собери картинку»


«Волшебный сад и огород»

«Покажи фигуру»

«Выполнение фигурок из палочек» «Узоры на песке» «Чувствительные ладошки»

4. «Чудеса на песке. Волшебный песок»

Логическая и слуховая память

Понятийно-образное мышление

Аудиальное восприятие, внимание

Мелкая моторика рук

Творческие способности, графиче­ские навыки, тактильно-кинестети­ческая чувствительность

«Пары слов»

«Волшебное превращение (ферма, зоопарк)»

«Найди фигуру»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Узоры на песке» «Чувствительные ладошки»

5. «Чудеса на песке. Волшебные творе- нья»

Слуховая память

Логическое мышление

Аудиальное восприятие, внимание

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, эмоциональное на­строение

Творческие способности, графиче­ские навыки

«Запомни слова»

«Волшебное превращение (дерев­ня, лес)»

«Поручения»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

6. «Чудеса на песке. Волшебный город»

Произвольная память

Словесно-логическое мышление

Аудиальное восприятие, внимание

Мелкая моторика рук

Творческие способности, графиче­ские навыки

«Запомни общее слово»

«Волшебное превращение (город)»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

7. «Чудеса на песке. Волшебный театр»

Кратковременная и долговременная слуховая память

Понятийное мышление, творческие способности

Зрительный анализ, внимание

Мелкая моторика рук, фантазия

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, графические навыки

«Запомни и назови сказку»

Театр на песке (сказки «Репка», «Колобок»)

«Часть-целое»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки» «Узоры на песке»

8. «Чудеса на песке. Волшебная сказка»

Кратковременная и долговременная слуховая

память

Словесно-логическое мышление

Зрительный анализ, внимание

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

Зрительно-двигательная коорди­нация

«Вспомни название сказки»

Театр на песке (сказка «Волк и се­меро козлят»)

«Цветы на клумбе»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

9. «Чудеса на песке. Волшебное превра­щение»

Память (непосредственная вербаль­ная)

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Произвольное внимание

Мелкая моторика

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, эмоциональное на­строение

Зрительно-двигательная коорди­нация

«Слова из сказки»

Театр на песке (сказка «Три по­росенка»)

«Волшебная дорожка»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

10. «Чудеса на песке. Волшебная сказочная страна»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

Зрительно-двигательная коорди­нация

«Холодно - горячо»

Сказка «Волшебная страна»

«Слушай внимательно»

«Выполнение фигурок из палочек»

«Чувствительные ладошки»

«Узоры на песке»

11. «Знакомство со сказочной Водной страной, властели­ном воды - Водным человеком и его другом дельфинен­ком Почемучкиным»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика

Позитивные эмоции

«Угадай, что это»

Сказка «Два рыбака»

«Что изменилось»

«Выполнение фигурок из камешков»

«Чувствительные ладошки»

12. «Чудеса на воде. Волшебный сосуд»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика

Тактильно-

кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

«Чего не стало?»

Сказка «Волшебный сосуд»

«Утонет, не утонет?»

«Выполнение фигурок из камешков»

«Чувствительные ладошки»

13. «Чудеса на воде. Подводное царство»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

«Угадай слова»

Сказка «Подводное царство»

«Кто где живет?»

«Выполнение фигурок из камешков»

«Чувствительные ладошки»

14. «Чудеса на воде. Волшебная вода»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

«Какой пробки не стало?»

Сказка «Волшебная вода»

«Разноцветные кораблики»

«Выполнение фигурок из камеш­ков»

«Чувствительные ладошки»

15. «Чудеса на воде. Водная страна»

Зрительная, осязательная память

Словесно-логическое мышление, творческие способности

Аудиальное восприятие и внимание

Мелкая моторика рук

Тактильно-кинестетическая чув­ствительность, позитивные эмоции

«Что спряталось в воде?»

Сказка «Тяжелые и легкие камеш­ки»

«Собери большие и маленькие камешки»

«Выполнение фигурок из камешков»

«Чувствительные ладошки»




БИБЛИОГРАФИЯ


  1. «Справочник педагога-психолога» № 07,2012 г. ЗАО «МЦФР», 39-52

  2. О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»: конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 80 с.





© 2010-2022