Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группы на тему: «Идет Матушка-весна – отворяй ворота …»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей ,развитию речи подготовительной к школе группы на тему:

«Идет Матушка-весна - отворяй ворота …»

Задачи:

- Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту, выраженную в живописи.

- Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают весну.

- Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Обучающие: Обучать детей описывать пейзажную картину .

Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.

- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

- Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

- Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

- Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Развивающие:

Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

- Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

Словарная работа: художник, пробуждение, половодье, оттепель, проталины, суета, обманщик, галдеж, голубизна.

Предварительная работа:

Беседы с использованием картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И.И. Левитана «Весна большая вода».

Материал: репродукции картин И.И. Левитан «Март» и «Весна большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.Н. Бакшеев «Голубая весна» на мольбертах.

Ход:

Воспитатель: здравствуйте ребята (поздороваться на башкирском языке)

Дети, сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …(весна) (Яз)

- Правильно ребята, это весна. Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины.

Сегодня я предлагаю, вам отправится на выставку картин знаменитых художников.

-А кто такие художники? (Тот кто создает произведения искусства , т.е пишет картины).

Сегодня на занятии вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать картины.

Воспитатель: У всего есть начало. У весны тоже. На этой выставке есть картина, в которой художник показал начало весны. - Эта картина называется «Март», а написал ее Исаак Ильич Левитан. В ней он показал нам пробуждение весны .

Воспитатель:

- Дети, разве бывает весной так много снега?

(ответ: да, в начале весны бывает много снега).

- А как называется первый месяц весны?

(ответ: март - первый месяц весны). А еще какие весенние месяцы вы знаете? (апрель, май).(Чайковский «Март»)

- Ребята! Что изображено на картине? ( оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья. На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег - тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами! Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

- Дети, как бы вы назвали эту картину?

(ответ: март, весна пришла и т. д.).

Воспитатель:

- Интересно, кто первый разбудил весну?

(ответ: грачи). (кара карга)

- Почему?

(ответ: грачи первыми прилетают из теплых стран)

- А когда они прилетают?

(ответ: они прилетают в марте).

Воспитатель:

- Вот об этом и рассказывает нам художник Алексей Кондратьевич Саврасов. И называется эта картина «Грачи прилетели».

Воспитатель:

- Посмотрите на картину. Что вы видите ?

На переднем плане несколько старых, кривых березок. На них грачи. Чем они заняты?

(ответы: носят веточки, строят ,вьют,гнезда) У березок на снегу много птичьих следов. В стороне бежит грач, держа в клюве веточку. Немного дальше старая часовня с облезлой крышей. За ней виднеется пашня.

- Ребята, Прислушайтесь…( включить крики грачей)

- Что вы услышали?

(ответы детей: шум, крики, галдёж…)

Воспитатель:

- Грачи своей суетой, шумом и гамом разбудили весну.

- Что произошло в природе, когда проснулась весна?

Посмотрите внимательно на картину.

(ответы: стало тепло, снег потемнел, появились проталины).

- Что такое проталины?

(ответы: это земля около деревьев, когда еще лежит снег).

Воспитатель:

- Ребята, давайте сравним эти картины («Март» и «Грачи прилетели»).

- Какой весенний месяц изобразили художники на своих картинах?

(ответ: март)

- Здесь мартовский день и здесь. Есть разница?

(ответы: солнечно - пасмурно, день тихий и день шумный…)

- Вот какие разные деньки бывают в марте: то солнце то тучи; то снег, то дождь; то тепло, то холодно. За такую непостоянную погоду месяц март называют - ОБМАНЩИК.

- А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультурная пауза: «Веснянка» Н. Нищева.

Солнышко, солнышко. Золотое донышко.

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

(прыжки на месте на двух ногах)

Побежал в саду ручей,

(бег по кругу)

Прилетели сто грачей. («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на носочках вверх).

- Первый Март пришел, а за ним и месяц…Апрель «…отворил окно и дверь…».

- Ребята, а сейчас мы продолжим свою экскурсию и следующая наша картина

«Большая вода» её тоже написал художник Исаак Ильич Левитан. (Чайковский «Апрель»)

Воспитатель:

- Что здесь происходит?

(ответы: много воды, тепло, день ясный…)

- Откуда столько воды?

(ответ: растаял снег…)

- Как называется явление, когда полно воды?

(ответ: половодье)

Воспитатель: «Разлилась весна половодьем», вот об этом нам и рассказал художник Исаак Ильич Левитан.

- Кто помнит, как Левитан назвал свою картину?

(ответ: «Большая вода»)

- Вот здесь весна совсем проснулась.

«И ВОТ ПОДНЯЛАСЬ ЛЕЖИБОКА, ВЗГЛЯНУЛА С УЛЫБКОЙ ВОКРУГ И ВСЕ ЗАЗВУЧАЛО, ЗАПЕЛО…ОЖИЛО». Весна принялась за работу: первым делом она умыла всю природу и, посмотрите, как все изменилось!

«Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило.

- Какой стал воздух? (ответ: чистый, свежий, прозрачный…)

- Ребята, посмотрите на небо. Какое оно? (ответ: голубое…)

- Ребята, встаньте и представьте себе, что мы сейчас оказались вот на этом берегу (обращение к картине).

Давайте подойдем на самый край берега и заглянем в воду. Что вы видите?

(ответы: облака, небо, деревья…)

Воспитатель:

- А я вижу небо, облака и тонкие, как свечки, березы. Почему мы все это увидели в воде?

(ответ: отражение, как в зеркале)

Воспитатель:

- Тишина, вода не колышется, она стала, как зеркало и в ней отражается все вокруг.

- Ребята, как вы думаете, земля рада большой воде?

Почему?

(ответ: много воды - много травы)

- Кому трудно во время половодья в лесу?

(ответ: животным)

Воспитатель:

- Ребята, у каждого времени года есть свой любимый цвет. Какой любимый цвет у весны?

(ответ: голубой)

Да, ребята, правильно! Художники тоже об этом знали. Посмотрите на картины и вы увидите везде любимый цвет весны.

А вот эта картина сама ответила на мой вопрос (внимание на картину В. Н. Бакшеева «Голубая весна»). Вся картина окутана ГОЛУБОЙ ДЫМКОЙ.

Эта картина написана русским художником Василием

Николаевичем Бакшеевым, и называется она…а вы как думаете?...

(ответ: «Голубая весна»).

Воспитатель:

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам понравилась выставка? Какая картина понравилась больше всего? Почему?

ИТОГ: Мы побывали с вами в гостях у ранней весны и у весны Апрельской. Помогли нам в этом знаменитые художники: И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Н. Бакшеев.


© 2010-2022