- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая тетрадь по математике Учимся считать до 10 (для детей 5-6 лет)
Рабочая тетрадь по математике Учимся считать до 10 (для детей 5-6 лет)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубровская А.С. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рецензент:
Попова Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии социально-педагогического института МичГАУ
Автор-составитель:
Дубровская А.С. Учимся считать до 10: Рабочая тетрадь. - Мичуринск: МБОУ ДО «Центр детского творчества», 2015. - 45 с.
Рабочая тетрадь «Учимся считать до 10» является приложением к дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная страна Математика», реализуемой в школе раннего развития (предшкольная подготовка) МБОУ ДО «Центр детского творчества», и предназначена для работы с детьми 5-6 лет.
Через систему увлекательных игр и упражнений дети получат первоначальные представления о математике (прямой и обратный счет, образование чисел в пределах 1-10, написание цифр, геометрические фигуры, величины, способы сравнения предметов и групп предметов), представления о времени и ориентировании в пространстве, будут развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, родителям при подготовке детей к школе.
© МБОУ ДО «Центр детского творчества»
г. Мичуринска Тамбовской области, 2015
© Дубровская А.С. 2015
Уважаемые родители и педагоги!
Вопрос подготовки ребенка к школьному обучению волнует и педагогов и родителей. В современных условиях растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Желание родителей стимулировать раннее развитие и проблема необходимости выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы, и обусловили высокий спрос на дополнительное образование дошкольников.
Перед Вами рабочая тетрадь по математике для детей 5-6 лет «Учимся считать до 10», которая является приложением к дополнительной общеобразовательной программе «Волшебная страна Математика». Главные принципы, взятые в основу программы: реализация обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; личностно-ориентированный подход; систематичность, последовательность, доступность и наглядность обучения.
Занятия по этой тетради можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Сразу оговоримся, что «заниматься» с детьми нельзя. С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. Самое главное - создать для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает, как бы само собой.
Итак, учебный материал должен преподноситься ДОСТУПНО, дети должны учиться с УДОВОЛЬСТВИЕМ, а значит - УСПЕШНО, что и стало главным девизом в обучении. Достичь этого помогает основной метод проведения занятий, соответствующий главному виду детской деятельности - игра (организация совместной активизирующей деятельности). Обязательно должны учитываться индивидуальные особенности детей (уровень подготовленности, физического здоровья, коммуникативность). Работу можно организовывать индивидуально, в парах и группах. Разнообразие организационных форм обуславливает вариативность методов обучения: объяснительно-наглядные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы, которые конкретизируются по трем группам: словесные (устное изложение, рассказ), наглядные (демонстрация наглядного материала, показ технических приемов), практические (упражнение по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы).
Задания, включенные в тетрадь, знакомят детей с миром чисел и величин, с геометрическими фигурами, учат сравнивать предметы по высоте, ширине и длине, различать формы предметов, устанавливать отношения «больше - меньше - столько же», ориентироваться в пространстве и во времени; помогают улучшить зрительное восприятие, произвольное внимание, развить тонкую моторику и координацию движений ребенка; формируют первые навыки анализа, сравнения, самоконтроля.
Работа с тетрадью должна быть построена на совместной деятельности ребенка и взрослого так, чтобы ребенок с удовольствием выполнял задания, не боялся высказывать свои мысли вслух.
Параллельно с мини-уроками (20-30 минут) нужно проводить занятия, направленные на развитие самостоятельности, воображения. Их следует проводить в форме свободных игр. Надо предоставить (создать) детям возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха.
Тетрадь включает в себя несколько разделов: порядковый счет, геометрические фигуры, сравнение предметов, сравнение групп предметов, пространственно-временные отношения, нумерация от 1 до 10. В ней много рисунков, требующих доработки: раскрашивание, штриховка, проведение линий, рисование по образцу.
В разделах «Порядковый счет» и «Нумерация от 1 до 10» дети научатся свободно считать в пределах 10, называя числа в прямом и обратном порядке, узнавать и самостоятельно писать цифры от 0 до 9, понимать отношения и связи между числами, раскладывать число на два меньших (6 - это 2 и 4, 6 - это 5 и 1) и составлять большее число из двух меньших (9 и 1 - это 10, 7 и 1 - это 8), познакомятся с понятиями «четный», «нечетный»; «сложение» и «вычитание», «присчитывание и отсчитывание по 1»; «задача», «логическая задача». Занятия будут интереснее и полезнее, если их интегрировать с историей, природоведением (например, экскурс в историю как люди научились считать, писать цифры, как изобретали различные приспособления для измерения времени и т.д.).
Знакомясь с пространственно-временными отношениями, дети учатся «находить дорогу» в темном лесу, сами рисуют карту.
С геометрическими фигурами дети знакомятся через сказку - волшебную историю о чудесной стране, жители которой - геометрические фигуры, родившиеся от одной маленькой-премаленькой точки; учатся узнавать эти фигуры в реальных предметах окружающего мира, «превращать» их во что-нибудь, дорисовывая необходимые детали, много конструируют (используя игры «Волшебный квадрат», «Танграм», «Вьетнамская игра» и др.), рисовать фигуры по клеточкам и по линейке.
Надеемся, что выполнение заданий и упражнений в этой тетради поможет Вам успешно подготовить ребенка к изучению математики в школе, развить у него устойчивый познавательный интерес.
Терпения Вам и успехов Вашему ребенку.
«Занимайтесь» с удовольствием!
Проверь себя
-
Сосчитай морковки. Закрась 3 морковки.
-
Рассмотри картинки. Что лишнее? Закрась.
-
Рассмотри картинку. Раскрась: то, что находится выше всего; цветок справа от Винни-Пуха.
-
Сидела одна муха. Прилетели две осы. Сколько стало насекомых? Закрась столько кружочков, сколько всего насекомых.
-
Продолжи узор до конца строчки.
Сколько? Какой по счету?
-
Сколько всего козлят? Какой по счету козленок с лейкой? Раскрась первого козленка.
-
Сколько всего животных? Кто первый, второй...? Кто последний? Раскрась последнего.
-
Продолжи узор.
Геометрические фигуры
-
Соедини предметы с теми фигурами, на которые они похожи. Раскрась одним цветом фигуры и похожие на них предметы (овал и огурец - зеленым и т.д.)
5. Преврати фигуры в предметы (квадрат в домик, треугольник в елочку и т.п.). Раскрась их.
-
Продолжи узор.
Шире-уже, больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, толще-тоньше
-
Расскажи, кто идет по узкой дорожке, кто - по широкой? Какая дорожка короткая, а какая длинная? Найди на картине высокие и низкие предметы, большие и маленькие. Можно ли назвать одним словом елочки, дуб, березы и т.д.?
-
Что ты видишь на первой картинке? Можно ли назвать их одним словом? Раскрась самый толстый ствол дерева, самое высокое дерево, самый тонкий карандаш.
-
Продолжи узор.
Больше. Меньше. Столько же
Знаки: больше, меньше, равно
> (больше)
< (меньше)
= (равно)
-
-
Проверь, каждому ли ежику достанется гриб (соедини ежей и грибы).
-
Сколько серых и белых кубиков? Каких больше? Проверь, соединив линией. Сделай так, чтобы белых и серых кубиков стало поровну.
-
-
Напиши знаки до конца строчки.
-
>
>
>
>
>
>
>
>
>
<
<
<
<
<
<
<
<
<
=
=
=
=
=
=
=
=
=
-
Соедини линиями попарно черные и серые мячи. Что надо сделать, чтобы серых и черных мячей стало поровну?
-
Соедини рисунки попарно линиями. Впиши знаки >, <, = в пустые квадратики.
<
Высоко-низко, близко-далеко, раньше-позже, справа-слева, в центре, между, рядом, вверху (сверху)- внизу (снизу), за, под, перед
-
Рассмотри картинку. Что в середине (в центре)? Слева, справа от ....?
-
Рассмотри картинку. Кто слева, справа, в центре? Раскрась того, кто смотрит вправо.
-
Продолжи до конца строчки
Закрепление
-
Найди на картинке круги, прямоугольники и треугольники. Раскрась их.
-
Раскрась картинки. Вставь нужные знаки (больше, меньше, равно).
-
Сосчитай мышек. Раскрась юбочки у мышек, которые смотрят влево.
Проверь себя
-
Вычеркни лишний предмет. Раскрась предмет, который слева от утюга.
-
Дорисуй следующую фигуру.
-
Раскрась только маленькие яблочки.
-
Посчитай предметы. Чего больше? Сделай так, чтобы стало поровну.
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 1. ЦИФРА 1
-
Раскрась на рисунке только те предметы, которых изображено по одному.
-
Раскрась и заштрихуй цифру 1. Обведи ее по точкам и запомни, как она пишется.
-
«Спрячь» единицу в рисунок.
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 2. ЦИФРА 2. ПАРА. ЗНАКИ: плюс, минус
-
Как получилось число два? Заштрихуй цифру два. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Сколько овощей и фруктов в каждой клеточке? Напиши.
-
Напиши знаки: плюс, минус, равно.
-
+
+
+
-
-
-
=
=
=
Учимся решать задачи
-
Рассмотри рисунки. Придумай задачи.
-
Р
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
Как это получилось? Запиши.еши задачу.
ЧИСЛО 3. ЦИФРА 3
-
Заштрихуй цифру три. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Соедини соответствующие цифры и картинки.
-
Поставь справа столько точек, сколько предметов на картинке.
-
Дорисуй и допиши примеры.
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 4. ЦИФРА 4. СУТКИ. СЕЗОНЫ ГОДА
-
Как получилось число четыре? Заштрихуй цифру четыре. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Сколько окошек в домике у кошки? Как получилось число 4?
-
Что надо записать в кружочек и в квадратик?
-
Впиши недостающие цифры
СУТКИ. СЕЗОНЫ ГОДА
-
Назови части суток. Поставь нужные цифры. Раскрась
-
Нарисуй недостающее время года. Установи последовательность (вставь нужные цифры).
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 5. ЦИФРА 5
-
Как получается число пять? Заштрихуй цифру 5. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Зачеркни ненужные цифры.
-
Дорисуй зернышки, чтобы у каждого стало по 5. Впиши пропущенные цифры.
-
Впиши недостающие цифры
Учимся решать задачи
-
Придумай и реши задачу.
-
Придумай и реши задачу.
Закрепление
-
Рассмотри рисунки. Как можно решить примеры и задачи, используя линейку?
-
От каждого примера проведи линию к соответствующему рисунку и запиши ответ.
-
Реши примеры, используя разные способы сложения и вычитания: по рисункам и по линейке.
-
Продолжи узор.
Проверь себя
-
Помоги черепахе подняться в гору, а лягушке спуститься с горы, вписав номера ступеней.
-
Посчитай. Впиши нужные цифры.
-
Реши задачу: «На опушке сидели пять зайцев. Четыре убежали. Сколько осталось?»
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 6. ЦИФРА 6
-
Заштрихуй цифру шесть. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Придумай и реши задачу.
-
Впиши недостающие цифры
-
Дорисуй правильно. Впиши нужные цифры.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. РЕБУСЫ. ГОЛОВОЛОМКИ
-
Разгадай ребусы.
-
Сложи из спичек (счетных палочек) вот такую забавную корову. Теперь переложи любые две спички так, чтобы корова посмотрела назад.
-
Сложи из спичек (счетных палочек) такой же рисунок. Теперь попробуй убрать любых восемь спичек (палочек) из большого квадрата так, чтобы получилось четыре, равных по размеру.
-
Сколько весит вторая чаша на весах?
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 7. ЦИФРА 7. НЕДЕЛЯ
-
Как получилось число 7? Заштрихуй цифру семь. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Дорисуй ягоды правильно. Впиши пропущенные цифры.
-
Впиши недостающие цифры
-
Какие дни недели нарисованы? Назови все остальные.
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 8. ЦИФРА 8
-
Как получилось число 8? Заштрихуй цифру восемь. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по прядку.
-
Дорисуй горошины, чтобы в каждом стручке было по 8.
-
Впиши недостающие цифры
-
Реши примеры.
-
Продолжи узор.
-
На сколько больше?
На сколько меньше?
-
Сосчитай и сравни: кого (чего) больше, меньше? На сколько больше (или меньше)?
-
Сосчитай и сравни кого (чего) больше (меньше). На сколько больше (меньше)?
-
Сделай так, чтобы белых и серых кубиков стало поровну.
ЧИСЛО 9. ЦИФРА 9
-
Как получилось число 9? Заштрихуй цифру 9. Обведи ее по точкам. Напиши цифры по порядку.
-
Соедини примеры с ответами.
-
Впиши недостающие цифры
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0
-
Как получилось число 0? Запиши. Допиши цифру 0 до конца строчки.
0
-
Соедини картинки и цифры правильно.
-
Впиши недостающие цифры
-
Верно ли фигуры разложены в мешки? Реши примеры. Объясни их.
-
Продолжи узор.
ЧИСЛО 10
-
Как получилось число 10? Допиши до конца строчки.
-
Разбей число 10 на части разными способами. Впиши недостающие цифры.
-
Допиши равенства.
-
Помоги зверятам поставить правильно знаки в примерах.
-
Продолжи узор.
Четные и нечетные числа
-
Назови числа. Какие из них могут называться четными, а какие нечетными? Как это проверить?
-
Всем ли гномам хватит варежек?
-
Продолжи ряд.
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2
-
Рассмотри рисунки. Что получится, если к каждому числу прибавлять 1, 2? Если вычитать 1, 2?
2- 2 .
-
Реши примеры.
-
Придумай и реши задачи.
Учимся считать
-
Рассмотри монеты. Как они называются? Для чего нужны?
-
Реши задачи. Какими монетами можно оплатить покупки?
- 5 руб.
- 4 руб.
- 4 руб.
- 3 руб.
\
Сложение и вычитание
-
Реши примеры.
-
Кто в каком домике живет?
Число «сбежало»
-
Посмотри на рисунок и составь под каждым цветком примеры по образцу (6+ = 10, 10 - = 4). Попробуй угадать, какое число «сбежало» - заполни окошки.
-
Рассмотри картинку. Сколько весит арбуз?
-
Составь и реши задачи.
-
Вставь нужное число.
Разноцветные задачки
-
Реши задачу.
-
Придумай и реши задачу.
-
Придумай и реши задачу.
- руб.
- руб.
Закрепление
-
Вспомни, как образуются числа и как записываются.
-
Решив примеры, собери овощи на борщ.
-
Реши цепочку примеров.
Проверь себя
-
Божьи коровки потеряли свои пятнышки. Нарисуй их соответственно цифре.
-
Соедини цифры по порядку и узнай, что спрятано на рисунке.
-
Используя линейку, реши цепочку примеров и запиши ответы в кружочки.
-
Продолжи узор.
Повторение изученного
-
Какие цифры записаны неправильно? Напиши рядом правильно.
-
Раскрась «соседей» у числа три синим цветом, у числа шесть - красным.
-
Сколько всего? Обведи правильную цифру.
-
Соедини картинку с правильным ответом. Раскрась картинки.
-
Реши задачи
-
Вспомни состав чисел. Впиши недостающие числа.
-
Реши цепочку примеров
-
Придумай и реши задачи.
-
. Вспомни состав чисел. Впиши недостающие числа.
-
Реши цепочку примеров
-
Придумай и реши задачу.
-
Реши примеры.
-
Вспомни состав чисел. Впиши недостающие цифры.
-
Продолжи последовательность нечетных и четных чисел.
1
9
2
100
Проверь себя
-
Сосчитай бананы и запиши их число в квадратик.
-
Рассмотри картинки. Что лишнее? Закрась.
-
Сколько бывает времен года? На шарике у Пятачка нарисуй недостающее время года.
-
Сколько яблок на двух тарелках вместе. Запиши ответ.
-
Продолжи рисунок.
К концу учебного года ребенок должен:
-
Считать в пределах 10.
-
Пользоваться количественными и порядковыми числительными.
-
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.
-
Уравнивать неравное число предметов двумя способами.
-
Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
-
Ориентироваться на листе бумаги.
-
Знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, треугольник).
-
Сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т.д.
-
Решать примеры и задачи.
В данной тетради имеются тестовые задания «Проверь себя», которые ребенок должен выполнить самостоятельно. Каждое выполненное задание оценивается звездочкой разного цвета: красного (справился с заданием самостоятельно), зеленого (справился с помощью взрослого), синего (не справился с заданием).
Если по какой-то определенной теме у ребенка преобладают красные звездочки, одна-две зеленые и совсем нет синих, уровень освоения данной темы достаточный (высокий).
Если по данной теме у ребенка преобладают зеленые звездочки, то уровень готовности средний. Необходимо подобрать подобные задания для закрепления знаний.
Если по данной теме у ребенка преобладают синие звездочки, одна-две зеленых и совсем нет красных, то уровень недостаточный. Необходимо заниматься с ребенком дополнительно.