Рабочая программа обучения игре на блокфлейте

Раздел Дополнительное образование
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение Лаишевская школа-интернат III-IV вида

"Согласовано" "Утверждено"

зам. директора по ВР директор школы

___________Л.А. Пылаева __________Т.Н. Камбарова

______________ 2014 г. ______________2014г.




Рабочая программа

коррекционных занятий

«Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством обучения игре на блокфлейте»

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

Программу составил

С.П. Козин

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от ___________ 2014 года





2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.

Приобщение детей к игре на этом блокфлейте благотворно влияет на их воспитание, формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в школьном возрасте.

Игра на блокфлейте - это не только развитие музыкального слуха, чувства ритма, но и великолепная тренировка органов дыхания, что поможет противостоять ангинам и простудам.

В основе программы обучения игре на данном инструменте - авторская программа «Каждый ребенок - музыкант» и мастер - класс обучения игре на блокфлейте Т.А. Рокитянской.

1 . Общая характеристика программы.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение игре на музыкальном инструменте. Научиться играть на блокфлейте самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на коррекционных занятиях во внеурочное время.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки - раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что "наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний".

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, решая в работе три задачи: оздоровление, общение, познание.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием, развитием творческих способностей и миропониманием уделяется особое внимание.

В коррекционной школе III-IV вида специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у обучающихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях они видели источник активной творческой деятельности.

Помимо традиционных задач (овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений), программа ориентирует на развитие у обучающихся широкой, всесторонней музыкальной культуры. Поэтому уделяется много внимания анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: учащиеся изучают, например, жанровые, образно-эмоциональные особенности музыки.

В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятия изыскивается специальное время для обучения учеников игре по слуху. Работа по формированию этих умений и навыков ведется систематически в течение всего процесса обучения.

В ходе занятий сосредоточивается внимание на коррекции определенных качеств личности, необходимых незрячему музыканту-исполнителю: творческой активности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и т.д.

Занятия развивают дыхание, координацию, мелкую моторику, внимание. Для детей, у которых маленький объем легких, сосудистые заболевания, а также астма - занятия будут ещё и полезны для здоровья. Игра на блокфлейте и способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая способствует гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим - через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача - приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности - решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Данный курс обучения рассчитан на 105 часов, 20 из которых - теоретические, 85 - практические. Основной возраст обучающихся - 10-16 лет. Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Содержание теоретической части программы предусматривает ознакомление детей с историей происхождения флейты, ее строением, изучением нотной грамоты. Практическое обучение основано на изучении основных приемов игры на блокфлейте, развитии пальцев, постановке дыхания, разучивании песен, участии в концертах и вечерах.

Программа составлена таким образом, что дает возможность ребенку, обучающемуся игре на данном инструменте, использовать полученные навыки в своей дальнейшей практической деятельности.

Учебным материалом кружка являются популярные народные и детские песни.

2. Планируемые результаты.

  1. Участие в школьных праздниках, концертах.

  2. Поздравления к знаменательным датам.


В результате 1 -го года обучения игре на блокфлейте обучающийся должен
знать/понимать:

  • особенности звучания музыкального инструмента;

  • основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр),

  • историю происхождения флейты;

  • популярные народные и детские песни.

Уметь:

  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • записывать и читать ноты;

  • различать звуки по высоте, интонировать простейшие мелодии;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в пении, танцевально-ритмическом движении.


  1. Примерные критерии реализуемой программы.

  1. Отзывы родителей, учителей, друзей.

  2. Зачетные выступления, вечера.



  1. Условия реализации программы.


  1. Инструменты (блокфлейты);

  2. тетради для записи нот и песен;

  3. метроном;

  4. пюпитр для нот;

  5. ноутбук;

  6. научно-методические пособия;

  7. сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.














































Учебно-тематическое планирование.



№ п/п

Содержание занятий

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1


2.

Музыкальная грамота

6

1

5

3.

Разучивание упражнений, гамм, мелодий

83

18

65

4.

Участие в концертах, вечерах

7

-

7

6.

Контрольные срезы, занятия

8

-

8

ИТОГО

105

20

85






















Содержание программы.

Тема № 1. Вводное занятие - 2 часа.

  1. Ознакомление с правилами работы кружка.

  2. Инструктаж по технике безопасности.

Тема № 2. Музыкальная грамота- 6 часов.

  1. Названия звуков, нот.

  2. Метр, длительность звуков.

  3. Пауза.

  4. Звуки альтерации.

Тема № 3. Разучивание упражнений, гамм, мелодий - 83 часа.

  1. Звуки си, ля, соль первой октавы. «Петушок», «Кошечка» - 2 часа.

  2. Звуки фа, ми, ре первой октавы. «Кошечка» - 2 часа.

  3. Звук до второй октавы. Размер ¾. Легато. «Колыбельная песня» - 4ч.

  4. Звук до первой октавы. Упражнения. «Про Петю» - 4 ч.

  5. Гамма до мажор. Звук фа диез (соль-бемоль) первой октавы.

«Лисичка» - 2 часа.

  1. Звук ре второй октавы. «Ёлочка» - 2 часа.

  2. Звук си-бемоль (ля-диез) первой октавы. «Кораблик» - 4 часа.

  3. Восьмые длительности и пауза. Этюд 37. «Дуэт» - 4 часа.

  4. Синкопа. «Песенка про чибиса» - 4 часа.

  5. Звук до-диез (ре-бимоль) второй октавы. Гамма ре-мажор. Этюд 58- 4 ч.

  6. Звук до второй октавы. «Ой, пущу я кониченька».

«Ночью на реке» - 2ч.

  1. Звук соль второй октавы. Шестнадцатые длительности. «Старинный танец» - 4 часа.

  2. Звук фа-диез (соль-бемоль) второй октавы. Гамма соль-мажор. Этюд 71 - 4 часа.

  3. «Пионерский марш» - 2 часа.

  4. Триоли. Этюд 81. «Утес» - 4 часа.

  5. Звук ми-бемоль (ре-диез) второй октавы. «Ой, задумав комарик» - 4ч.

  6. Звук ми второй октавы. « Вальс» - 4 часа.

  7. Звук соль-диез (ля-бемоль) второй октавы. Гамма ля-мажор. «Песня о встречном» - 4 часа.

  8. Звук до-диез (ре-бемоль) первой октавы. «Над осокой, над высокой».

«Ой, да рябинушка» - 4 часа.

  1. Звук си-бемоль (ля-диез) второй октавы. Гамма си-бемоль мажор. «Вальс» - 4 часа.

  2. Звук ми-бемоль (ре-диез) первой октавы. Гамма ми-бемоль мажор. Этюд 105. «Народная песня» - 4 часа.

  3. Звук си второй октавы. «Песня» - 4 часа.

  4. Звук до третьей октавы. «Проводы зимы» - 3 часа.

Тема № 4. Участие в концертах, вечерах - 7 часов.

  1. Выступление на «Осеннем бале» - октябрь.

  2. Вечер, посвященный Дню матери - ноябрь.

  3. Новогодний концерт - декабрь.

  4. Концерт, посвященный Дню защитника Отечества - февраль.

  5. Концерт, посвященный Дню 8 марта - март.

  6. День смеха - апрель.

  7. Концерт, посвященный Дню Победы - май.

  8. Последний звонок - май.

Тема № 6. Контрольные срезы, занятия - 8 часов.

































Используемая литература.


  1. Джеральд Буракофф. «Играем на блокфлейте». - М.: Росаудиосервис, 2008.

  2. Б. Мальцев. « Школа игры на блокфлейте: учебное пособие».-
    М.: Лань, Планета музыки, 2007.

  3. Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». - М.: Музыка, 2011.

  4. Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. - М., 1989.

  5. Покровский А. «Учитель и ученик». Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. - М., 1992.

  6. Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». - М., 1991.

  7. Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

  8. Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

  9. Покровский А. «В школе и дома». Пособие для юного блокфлейтиста. - М.: Советский композитор, 1985.

  10. Шилин Е. «Школа игры на блокфлейте». - Интернет-издание, 2008.




9


© 2010-2022