- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа обучения игре на блокфлейте
Рабочая программа обучения игре на блокфлейте
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козин С.П. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение Лаишевская школа-интернат III-IV вида
"Согласовано" "Утверждено"
зам. директора по ВР директор школы
___________Л.А. Пылаева __________Т.Н. Камбарова
______________ 2014 г. ______________2014г.
Рабочая программа
коррекционных занятий
«Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством обучения игре на блокфлейте»
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Программу составил
С.П. Козин
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от ___________ 2014 года
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Приобщение детей к игре на этом блокфлейте благотворно влияет на их воспитание, формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в школьном возрасте.
Игра на блокфлейте - это не только развитие музыкального слуха, чувства ритма, но и великолепная тренировка органов дыхания, что поможет противостоять ангинам и простудам.
В основе программы обучения игре на данном инструменте - авторская программа «Каждый ребенок - музыкант» и мастер - класс обучения игре на блокфлейте Т.А. Рокитянской.
1 . Общая характеристика программы.
Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение игре на музыкальном инструменте. Научиться играть на блокфлейте самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на коррекционных занятиях во внеурочное время.
Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.
Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки - раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что "наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний".
Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, решая в работе три задачи: оздоровление, общение, познание.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием, развитием творческих способностей и миропониманием уделяется особое внимание.
В коррекционной школе III-IV вида специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у обучающихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях они видели источник активной творческой деятельности.
Помимо традиционных задач (овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений), программа ориентирует на развитие у обучающихся широкой, всесторонней музыкальной культуры. Поэтому уделяется много внимания анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: учащиеся изучают, например, жанровые, образно-эмоциональные особенности музыки.
В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятия изыскивается специальное время для обучения учеников игре по слуху. Работа по формированию этих умений и навыков ведется систематически в течение всего процесса обучения.
В ходе занятий сосредоточивается внимание на коррекции определенных качеств личности, необходимых незрячему музыканту-исполнителю: творческой активности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и т.д.
Занятия развивают дыхание, координацию, мелкую моторику, внимание. Для детей, у которых маленький объем легких, сосудистые заболевания, а также астма - занятия будут ещё и полезны для здоровья. Игра на блокфлейте и способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая способствует гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим - через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача - приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности - решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
Данный курс обучения рассчитан на 105 часов, 20 из которых - теоретические, 85 - практические. Основной возраст обучающихся - 10-16 лет. Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Содержание теоретической части программы предусматривает ознакомление детей с историей происхождения флейты, ее строением, изучением нотной грамоты. Практическое обучение основано на изучении основных приемов игры на блокфлейте, развитии пальцев, постановке дыхания, разучивании песен, участии в концертах и вечерах.
Программа составлена таким образом, что дает возможность ребенку, обучающемуся игре на данном инструменте, использовать полученные навыки в своей дальнейшей практической деятельности.
Учебным материалом кружка являются популярные народные и детские песни.
2. Планируемые результаты.
-
Участие в школьных праздниках, концертах.
-
Поздравления к знаменательным датам.
В результате 1 -го года обучения игре на блокфлейте обучающийся должен
знать/понимать:
-
особенности звучания музыкального инструмента;
-
основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр),
-
историю происхождения флейты;
-
популярные народные и детские песни.
Уметь:
-
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
записывать и читать ноты;
-
различать звуки по высоте, интонировать простейшие мелодии;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в пении, танцевально-ритмическом движении.
-
Примерные критерии реализуемой программы.
-
Отзывы родителей, учителей, друзей.
-
Зачетные выступления, вечера.
-
Условия реализации программы.
-
Инструменты (блокфлейты);
-
тетради для записи нот и песен;
-
метроном;
-
пюпитр для нот;
-
ноутбук;
-
научно-методические пособия;
-
сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Содержание занятий
Всего часов
Из них
теория
практика
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
1
2.
Музыкальная грамота
6
1
5
3.
Разучивание упражнений, гамм, мелодий
83
18
65
4.
Участие в концертах, вечерах
7
-
7
6.
Контрольные срезы, занятия
8
-
8
ИТОГО
105
20
85
Содержание программы.
Тема № 1. Вводное занятие - 2 часа.
-
Ознакомление с правилами работы кружка.
-
Инструктаж по технике безопасности.
Тема № 2. Музыкальная грамота- 6 часов.
-
Названия звуков, нот.
-
Метр, длительность звуков.
-
Пауза.
-
Звуки альтерации.
Тема № 3. Разучивание упражнений, гамм, мелодий - 83 часа.
-
Звуки си, ля, соль первой октавы. «Петушок», «Кошечка» - 2 часа.
-
Звуки фа, ми, ре первой октавы. «Кошечка» - 2 часа.
-
Звук до второй октавы. Размер ¾. Легато. «Колыбельная песня» - 4ч.
-
Звук до первой октавы. Упражнения. «Про Петю» - 4 ч.
-
Гамма до мажор. Звук фа диез (соль-бемоль) первой октавы.
«Лисичка» - 2 часа.
-
Звук ре второй октавы. «Ёлочка» - 2 часа.
-
Звук си-бемоль (ля-диез) первой октавы. «Кораблик» - 4 часа.
-
Восьмые длительности и пауза. Этюд 37. «Дуэт» - 4 часа.
-
Синкопа. «Песенка про чибиса» - 4 часа.
-
Звук до-диез (ре-бимоль) второй октавы. Гамма ре-мажор. Этюд 58- 4 ч.
-
Звук до второй октавы. «Ой, пущу я кониченька».
«Ночью на реке» - 2ч.
-
Звук соль второй октавы. Шестнадцатые длительности. «Старинный танец» - 4 часа.
-
Звук фа-диез (соль-бемоль) второй октавы. Гамма соль-мажор. Этюд 71 - 4 часа.
-
«Пионерский марш» - 2 часа.
-
Триоли. Этюд 81. «Утес» - 4 часа.
-
Звук ми-бемоль (ре-диез) второй октавы. «Ой, задумав комарик» - 4ч.
-
Звук ми второй октавы. « Вальс» - 4 часа.
-
Звук соль-диез (ля-бемоль) второй октавы. Гамма ля-мажор. «Песня о встречном» - 4 часа.
-
Звук до-диез (ре-бемоль) первой октавы. «Над осокой, над высокой».
«Ой, да рябинушка» - 4 часа.
-
Звук си-бемоль (ля-диез) второй октавы. Гамма си-бемоль мажор. «Вальс» - 4 часа.
-
Звук ми-бемоль (ре-диез) первой октавы. Гамма ми-бемоль мажор. Этюд 105. «Народная песня» - 4 часа.
-
Звук си второй октавы. «Песня» - 4 часа.
-
Звук до третьей октавы. «Проводы зимы» - 3 часа.
Тема № 4. Участие в концертах, вечерах - 7 часов.
-
Выступление на «Осеннем бале» - октябрь.
-
Вечер, посвященный Дню матери - ноябрь.
-
Новогодний концерт - декабрь.
-
Концерт, посвященный Дню защитника Отечества - февраль.
-
Концерт, посвященный Дню 8 марта - март.
-
День смеха - апрель.
-
Концерт, посвященный Дню Победы - май.
-
Последний звонок - май.
Тема № 6. Контрольные срезы, занятия - 8 часов.
Используемая литература.
-
Джеральд Буракофф. «Играем на блокфлейте». - М.: Росаудиосервис, 2008.
-
Б. Мальцев. « Школа игры на блокфлейте: учебное пособие».-
М.: Лань, Планета музыки, 2007. -
Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». - М.: Музыка, 2011.
-
Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. - М., 1989.
-
Покровский А. «Учитель и ученик». Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. - М., 1992.
-
Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». - М., 1991.
-
Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.
-
Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.
-
Покровский А. «В школе и дома». Пособие для юного блокфлейтиста. - М.: Советский композитор, 1985.
-
Шилин Е. «Школа игры на блокфлейте». - Интернет-издание, 2008.
9