Исследовательская работа Традиции живая нить

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Иркутская область, Нукутский район

МБОУ Новоленинская СОШ











Живая нить традиций

Исследовательская работа для школьной

научно-практической конференции



Докладчик:

Осопова Кристина

ученица 8 класс

Руководитель: Ошотова

Оксана Александровна

учитель технологии






с. Новоленино, 2014 г

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………….……..1

2.Бурятские традиции семейного воспитания………………………………………….………2

3. Язык и письменность………………………………………………………………….……….3

4. Музыка………………………………………………………………………………………….4

5. Живая нить традиций……………………………………………………………......................4

Заключение………………………………………………………………………..……………….9

Литература ……………………………………………………………………….……………….10

Приложения……………………………………………………………………...……………..…11









Введение.

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия от 10.03. 2004 года зарегистрировано 35 национально-культурных общественных объединения. Среди них региональные, республиканские, местные организации, землячества.

Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории. В ней нашли отражение культурные ценности, идеалы и нормы кочевой цивилизации, северных лесных охотников, европейских народов. В результате взаимодействия и взаимопроникновения этих культурных традиций они оказались тесно переплетены, что нашло отражение в быту, привычках, нормах общественной морали, искусстве. На этой основе возникли явления религиозного и культурного синкретизма. В то же время, основные черты национальных культур сохранили свое своеобразие и первозданный вид.

Работа по исследованию материальной и духовной жизни бурят выбрана не случайно. Для нашего современного поколения молодых людей характерно незнание традиций своего народы, поэтому актуальность приобретает необходимость изучения культуры тех, к чьим родовым корням мы принадлежим.

Целью данной работы является исследование и познание культурных, национальных и семейных обрядовых ритуалов бурят на примере семьи Жербановых-Осоповых. Данная цель достигается при помощи решения следующих задач:

-углубленное изучение истории и культуры этнических групп, активизация поисково-исследовательской, собирательской и музейной работы школьников-краеведов;

-формирование духовно-нравственных качеств личности;

-содействие укреплению преемственности поколений;

-возрождение нравственно-этических ценностей;

-выявление, изучение и сохранение историко-культурного наследия. Актуальность исследования обусловлена сохранением и развитием лучших этнических традиций. Современная жизнь стремительными темпами продвигается вперед, человек получает возможность непрерывно расширять свой познавательный диапазон. И чем обширнее сфера знаний, тем более утверждается долговечность и жизненная сила народных традиций, испокон веков передававшихся потомками как бесценный дар. Каждая новая эпоха вносит свои коррективы в различные человеческие представления и понятия, создать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков. Национальное самосознание, знание языка, культуры, истории своего народа - одни из самых важных моментов в процессе саморазвития личности. Очень тонка грань между национальным самосознанием и национализмом, шовинизмом - её очень легко переступить. И воспитание терпимого отношения к разным взглядам, уважительное отношение к национальной культуре, принятие факта уникальности, ценности каждого человека - лежат в основе современной педагогики. Начало этому процессу должно быть заложено в семье. Воспитание в семье с использованием национальных традиций может стать мощным фактором в правильном воспитании молодого поколения.

Первый этап заключался в работе с литературой, ее обзор, беседы с бабушкой, тетей. Второй - заключительный этап - это анализ информации и подготовка реферативного материала.

1. Бурятские традиции семейного воспитания.

Бурятские традиции семейного воспитания тесно переплетаются с религиозными, культурными традициями. В частности, у бурят - культ предков, которых они должны помнить и почитать. Те, в свою очередь, играют роль оберега семьи, рода. Культ предков предполагает хорошее знание своей родословной. Обязательным считается знание семи поколений своей родни. Из поколения в поколение носителями памяти были бабушки и дедушки, родители. Знание родословной - это явление, которое удовлетворяет не только религиозные запросы, оно многофункционально. Идентификация ребёнка в родословной, сопричастность с родословной эффективна с точки зрения привития духовно-нравственных ценностей. Это воспитание уважительного отношения к старшему, привитие гордости за своих достойных предков, внушение ребёнку, что он не только отдельно взятый индивид, но и он является частью рода, ему нельзя " выбиваться" из общего ряда достойных сородичей, нельзя ему нарушить заведённый ход времени, порядок. Родословная имеет тесную связь с историей. Изучая родословную человек, как бы, пронизывает время, видит жизнь своих предков, участие их в исторических событиях.

В традиционных бурятских семьях с раннего детства в детях вырабатывали беспрекословное послушание и уважение к старшим, особенно к старикам. В присутствии старших, особенно посторонних, громко разговаривать или вмешиваться в разговор считалось неприличным. Существовавшие нормы этикета не только прививались детям, но и строго спрашивались с них.

Самый близкий родной человек - мать. Любовь матери к детям, нежность и чистоту их отношений в поэзии бурятского народа сравнивают с лучами солнца, сиянием луны, прозрачностью родниковой воды, ласковостью и теплотой весеннего легкого ветра. И народ стремится выработать у детей гуманное отношение к матери, женщине - хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности.

2. Фольклор

Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок.
Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры - эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Улигеры: «Абай Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Айдуурай Мэргэн», «Ерэнсэй», «Буху Хаара». Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители (улигершины). Известные улигершины: Маншут Имегенов, Пёохон Петров, Парамон Дмитриев, Альфор Васильев, Папа Тушемилов, Аполлон Тороев, Платон Степанов, Майсын Алсыев. Сказители легенд о Гэсэре назывались гэсэршинами.
Дуунууд - песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие.
Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей..
Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.
Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты - единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.
Традиционная светская литература бурят включала также ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.
Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур - энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.

3. Язык и письменность

Бурятский язык относится к северно-монгольской группе монгольских языков.
Выделяют диалекты:
• западный (эхирит-булагатский),
• восточный (хоринский),
• южный (цонголо-сартульский),
• промежуточный (хонгодорский),
• баргу-бурятский (на котором говорят баргуты Китая).
Особняком стоят нижнеудинский и ононско-хамниганский говоры.
Принцип дифференциации диалектов основан прежде всего на различиях лексики, частично фонетики. В морфологии нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов.
Западный и восточный диалекты представляют наиболее ранние и давно сложившиеся диалектные группы, имевшие разные письменные традиции. Границы их распространения довольно четкие. Эти диалекты испытали на себе влияние разных культурных традиций, что отразилось прежде всего на их лексическом составе.
Южный диалект, будучи более позднего происхождения, образовался в результате смешения бурятских и халха-монгольских родов. Последние поселились среди восточных бурят в XVII в
С конца XVII в. в делопроизводстве и религиозной практике использовалось классическое монгольское письмо. Язык конца XVII-XIX вв. условно именуется старобурятским литературно-письменным языком. Один из первых крупных литературных памятников - «Путевые заметки» Дамба-Даржа Заягийна (1768).
Западные буряты до революции пользовались русским письменным языком, им не был знаком классический монгольский язык.
В 1931 была внедрена письменность на базе латинского алфавита, с 1939 используется кириллический алфавит с добавлением трёх специальных букв (Үү, Өө, Һһ).
Буряты трижды меняли литературную базу своего письменного языка с целью приближения к живому разговорному языку. Наконец в 1936 году в качестве основы литературного языка на лингвистической конференции в Улан-Удэ был выбран хоринский говор восточного диалекта, близкий и доступный для большинства носителей

4. Музыка
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника.
Национальные праздники
• Сагаалган - Праздник Белого месяца (Новый год)
• Сурхарбан
Религиозные праздники
• Цам;
• Дуйнхор (Калачакра);
• Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни);
• Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи);
• Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита);
• Зула-хурал (день памяти Цонкапы).

5. Живая нить традиций

Розалия Борисовна Матвеева родилась в 1929 году в Омске. Рано осталась без родителей. Мама умерла когда ей было 2 года. Отец военный. Не вернулся с войны, погиб. Несмотря на все трудности, Розалия Борисовна поступив в Боханское педагогическое училище успешно его заканчивает.

В 1952 году выходит замуж за Иннокентия Матвеевича Жербанова Вместе они прожили долгую, дружную жизнь. Вырастили и воспитали пятерых детей. Все нашли достойное место в жизни. Сейчас у них много внуков и правнуков. Розалия Борисовна более 30 лет проработала в одной школе. Преподавала родной язык.

Имея такую большую семью заочно закончила в 1970 году Бурятский государственный педагогический институт. Розалия Борисовна была ведущим учителем по родному языку Нукутского района.

Уроки её были всегда эмоциональны, содержательны. Несли большой заряд воспитательной силы. Имела большой авторитет среди учащихся и родителей. Выпуск учащихся 1975 года, где классной руководительницей была Розалия Борисовна, выступил в районе с почином «Всем классом на ферму». Отработав на комсомольской молодежной ферме год, все продолжили учебу в высших и средних специальных учебных заведениях. Среди выпускников есть экономисты, юристы, агрономы, зоотехники, педагоги, медицинские работники, работники связи, служащие, предприниматели.

Многолетняя, плодотворная работа Розалии Борисовны Матвеевой отмечена правительственными наградами - орденом Знак Почета, званием «Отличник народного просвещения». Кроме этого удостоена многими почетными грамотами школы, РОНО, ОКРОНО, ОБЛОНО.

После ухода на пенсию в 1979 году она продолжила работать в школе до 1985 года.

Трудное детство, работа со всей отдачей не могли не сказаться на здоровье Розалии Борисовны. В 1999 году её не стало.

Добрая память о ней будет жить всегда.

Моя бабушка Жербанова Валентина Иннокентиевна (дочь Розалии Борисовны), родилась 1957 года в деревне Бутукей. В школу пошла в 1964 году. закончила восемь классов. В 1972 году поступила в Улан- Удэнское педагогичное училище №1 на музыкальное отделение. Закончила в 1976 году, и начала работать в музыкальной школе Нукутского района. Стояла у истоков образования ансамбля «Степные Напевы». В 1977-м году стала лауреатом телевизионного конкурса «Лейся песня». В 1977 году в составе ансамбля «Степные напевы» участвовала в международном фольклорном фестивале в городе Карл-Маркс Штат в ГДР. В 1980-м телевизионный фестиваль «Товарищ песня» в городе Иркутске. В 80-м году и в ноябре 1987 ездила в Монголию. 1987 году ездила по странам Европы : Западный Берлин, Франция, Италия, Швейцария, ФРГ. В 2008-м году моя бабушка стала руководителем фольклорного ансамбля «Ургы», так же они съездили на Алтаргану с ансамблем, и заняли 5 место. Бабушка тогда стала дипломантом конкурса эстрадной бурятской песни. В 2009-м году ездили на Ёрдынские игры, и заняли 3 место с ансамблем «Ургы». В 2010-м году бабушка заняла 1 место на областном Сур- харбане «Эстрадная песня». В 2012-м году на областном Сур- Харбане в конкурсе «Народная песня», заняла 3 место. Моя бабушка бурятский фольклорный руководитель в детском саде. В 2013 году заняли 1 место с детским садом в районом конкурсе. Вышла замуж за моего дедушку (Осопова Игната Андреановича), родила четверых детей, всем дала выше образование. 28 лет работает музыкальным руководителем в детском саду «Солнышко» и Доме Досуга села Новоленино Нукутского района. Воспитанники Валентины Иннокентьевны (Хубракова Мария, Барташкин Дмитрий) неоднократные победители, призеры и лауреаты многих музыкальных, эстрадных конкурсов. Я очень горжусь моей бабушкой, и очень её люблю.

Моя тетя Осопова Аюна Игнатьевна ( старшая дочь Валентины Иннокентьевны), родилась 1979 года.

В 2001 году поступила в ВСГАКИ. После окончания института, была директором в государственном ансамбле песен и танцев «Степные Напевы». Работая в Степных Напевах, у Аюны Игнатьевны открылись певческие способности. 2001- 2005гг. Заместитель директора Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы».

2005 - 2006гг. Директор Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы».

Она участвовала в областных, межрегиональных , международных конкурсах и фестивалях вокального искусства.

Аюна Игнатьевна, руководитель бурятского фольклорного ансамбля «Алтан Булжамуур». Она научила нас многому, и мы ей за это благодарны. Тетя сшила для нас шикарные костюмы. Недавно мы ездили на конкурс 3 межрегионального фестиваля песенного фольклора на Байкале, и заняли 3 место, руководитель Аюна Игнатьевна. Она продолжает учить детей, как её мама и бабушка, бурятской культуре и народному фольклору.

Я, Осопова Кристина (внучка Валентины Иннокентьевны) несколько лет занимаюсь в бурятском фольклорном кружке. В прошлом учебном году 18 ноября, участвовала в международном конкурсе « Экологический фольклор народов мира», и заняла 1 место в номинации «Выразительное чтение».

Принимала участие в районом конкурсе проектов «Традиции живая нить», в номинации «Национальные праздники», где заняла 3 место.

В этом году принимали участие на конкурсе «Алтан Туя» в городе Иркутске, с фольклорным коллективом «Алтан Булжамуур» руководителем которого является Аюна Игнатьевна, заняли 3 место.

В этом же году мы ездили на конкурс третьего межрегионального фестиваля песенного фольклора на Байкале, и заняли 3 место, руководитель Аюна Игнатьевна. Я очень люблю свою бабушку, маму, тетю.

Они у меня самые лучшие. У нас очень большая семья, творческая. Все замечательно поют. Моей прабабушки, Матвеевой Розалии Борисовны талант, петь красиво и слаженно переходит из поколения в поколение.









Заключение.

Одним из средств воспитания является обращение к воспитательным традициям народа. Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство. В этом плане важнейшее место в жизнедеятельности этнической группы (общности) занимают морально-этические традиции.

Традиционная народная культура бурят представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление.

В заключении хочу отметить, не важно к какой этнической группе мы относимся, мы живем на прекрасной земле Бурятия, где проживают люди разных национальностей и если мы с вами будем ценить обычаи и традиции каждой нации, то наша страна станет еще прекраснее.









Литература:

1. Культура бурятского народа: история и современность

2. Зориктуев Б. Р. «Буряты».,У.- У., 2000 г.

3. А. М. Туманов «Сокровища культуры Бурятии», Москва, 2002 г.

4. Интернет ресурс: cbs.irkutsk.ru, ru.wikipedia.org.





























© 2010-2022