План-конспект открытого занятия по литературному краеведению Маленький человек и его немаленькая роль в истории, судьбах России (среднее звено)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов» г. Ульяновска


Объединение: «Литературное краеведение».

Педагог дополнительного образования: В.А. Романова.

Группа 2 года обучения.

Тема занятия: «Маленький человек и его немаленькая роль в истории, судьбах России».

Место проведения занятия: «Станция юных туристов».

Триединая дидактическая цель:

  1. Обучающая: В теме самого занятия заложена неповторимая философско-патриотическая идея памяти - глубинного источника человеческих чувств.

  2. Развивающая: Развивать убеждение, возрождать милосердие, все истинно человеческое, то, мимо чего нельзя пройти.

  3. Воспитательная: Крайне необходимо, чтобы не черствели наши души, чтобы порядочность и чистые нравственные начала стали нормой в нашем «больном» обществе.

Тип занятия: занятие совершенствования и закрепления знаний.

Организационная форма проведения занятия: устный журнал (историко-биографический экскурс, презентация, литературно-музыкальная композиция).

Основные методы:

1. Значение темы и цели занятия. План занятия.

2. Организация деятельности обучающихся по использованию имеющихся знаний. Дополнительное изучение источников, наблюдения.

3. Выявление степени понимания детьми материала, уточнение отдельных положений и выводов усвоенных знаний.

Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследований).

Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный).

Объяснение.

Планирование структуры и содержания учебного занятия:

1. Вступление: Начинается с традиции России, про березы, о вечной памяти. Затем чтение отрывка стихотворения о Великой Отечественной войне. Потом воспоминания нашего земляка Н. Мартынова.

2. Основная часть: Исторические, биографические данные и литературно-художественные зарисовки.

- «Войны оставили след на земле и в сердцах людей». Вступительное слово. Чтение стихотворения. Воспоминание Т.А. Громовой. (Весь материал сопровождается музыкой Свиридова и фоном служат видеосюжеты (памятник Победы в Ульяновске, фотографии военных лет, госпиталь).

- « 22 июня 1941 года - эта дата никогда не изгладиться из памяти народной». Вступление. Стихотворение И.Эренбурга «1941 год».

- «Провожали меня на войну». Стихотворение Ф. Сухова «Провожали меня на войну». (Проигрыш песни «Огонек»).

- «Каждого бойца все четыре года войны ждала мать, жена, невеста». Вступление. Воспоминания А.В. Радольчука «Ульяновск моего детства». Отрывок из статьи «Голоса прошлого» журнал «Мономах».

- «Кто не испытывал душевной тяжести в своей юности, тот не понимает, что такое Родина и сама жизнь». Вступление. Зачитывание письма неизвестного солдата адресованного своей дочери Тане. Воспоминания Н. Прохоровой.

- «В год семьи мы задумали дело, как традиции чтятся узнать?». Вступление. Стихотворение С. Зверевой «9 мая 2008 года».

-«Деревня в годы войны». Воспоминания прадедушки И.Ф. Чистова. Слова М. Пришвина. Судьба рядового В. Гусева. Песня «Ах, война, что ты сделала подлая!» Воспоминание прабабушки М .Гулиной. Воспоминания Н.В. Грушина. Отрывок из рассказа «Стоит жить».

- «Жизнь горожан во время войны». Историческая справка. Биографический очерк о Валюше Дехтярь. Воспоминания мальчика о лихих годах.

- «Менталитет народа - составная часть народной культуры». Вступление. И.А. Ильин. С.Н. Булгаков. Ф. Тютчев. Историческая справка. В.О. Ключевский.

Воспоминания В. Чекашина.

-«Отец на фронте. Четверых кормила и растила мать». Вступление. Чтение стихотворения В. Ефимова «Военное детство». Воспоминания ульяновца о детве. Историческая справка.

- «Возделывая землю. Рождая детей. Человек мечтает о мире и желает его себе и детям». Вступление. Воспоминания Нины Воробьевой. Воспоминания Аркадия Троепольского. Воспоминания о праправнуке А.С. Пушкина Саше Мазине. Воспоминания Г. Сорокиной. Стихотворение «Я хочу, чтоб все смеялись...». Стихотворение «Но в час когда последняя граната...». «Деды и прадеды оставили нам веру, но она без дел мертва...»

3. Заключительная часть. Стихотворение А. Сафронова «Мы победили». Заключительные слова. Песня «Бухенвальдский набат».

Этапы учебного занятия

Деятельность

Планируемый результат

педагога

обучающихся

1

Вступление

Вступительное слово

Чтение стихотворения.

Рассказ о воспоминаниях

Эмоционально подготовить детей к теме занятия.

2.

Основная часть

Музыкальные композиции.

Видеоматериал.

Фотоматериал.

Историческая справка.

Биографический экскурс.

Литературные зарисовки.

Окунуться в прошлое.

Размышления о роли «маленького человека».

Возродить милосердие в сердцах обучающихся, чувство сопереживания.

3.

Заключение

Заключительные слова.

Музыкальная композиция.

Подведения итога.

Стихотворения.

Обсуждение.

Свои впечатления.

По итогу занятия, чтобы у дети понимали то, что порядочность и чистые нравственные начала должны стали нормой в нашем «больном» обществе


© 2010-2022