Первый урок РКИ, методическая разработка урока

Раздел Дополнительное образование
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1


Gth

Первый урок РКИ

Вводный урок

Приблизительный план первого урока

Цель урока: познакомить учащихся с русскими буквами и звуками




Дмитриева Анна


Этап 1. Приветствие (5-7 мин)


  1. Преподаватель здоровается и представляется студентам по-русски.

На доске написано:

Здравствуйте! [zdrástvujte]

Здравствуй! [zdrástvuj]

Добрый день! [dóbryden΄]

Давайте (давай) познакомимся! [davajte (davaj) paznakomims΄a]

Как вас (тебя) зовут? [Kakvas (teb΄a) zavut]

  1. По цепочке преподаватель узнает имена своих студентов по-русски. Предварительно представившись и сказав фразу «Меня зовут … Как Вас зовут?»

В результате первых минут урока, формируется следующий диалог:

A. - Здравствуйте!

B. - Здравствуйте!

A. - Давайте познакомимся. Меня зовут Анна. А вас?

B. - А меня зовут Стивен.

A. - Приятно познакомиться.

Такой диалог преподаватель проговаривает с каждым студентом. После чего просит их в парах, тройках «Познакомиться друг с другом», объясняя данное задание на русском языке, если кто-то из студентов не понимает задания, то преподаватель дополняет объяснение жестами.

Этап 2. Введение. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (10-12 мин)

  1. Данное упражнение поможет нам различать губно-губные и губно-зубные звуки. Мы произносим вместе с учениками: б - в - б - в - б… (упражнение можно выполнять беззвучно, просто выполняя необходимые движения беззвучно)

  2. Выдвигаем язык вперед-назад, вперед-назад… (стоим сначала лицом к ученикам, сопровождая движение языка таким же движением руки, чтобы продемонстрировать то, что нужно сделать, после этого поворачиваемся боком и показываем то же самое).

  1. Делаем язык широким, затем узким. Повторяем упражнение несколько раз (упражнение сопровождаем движением руками - кладем одну ладошку на другую, располагаем их вместе горизонтально, после этого как бы наполняем пространство между ладонями воздухом, «надуваем» ладони, потом возвращаемся в исходное положение).

  1. Ставим кончик языка на кончики верхних зубов. Далее кончиком языка проводим от кромки зубов по всему верхнему небу, ощупывая его (правильное выполнение упражнения можно показать руками).

  2. Кончик языка касается кончиков нижних зубов и прижимается к верхним (мы это делаем для того, чтобы поднять спинку языка). Чтобы проверить, правильно ли вы выполняете упражнение, попробуйте произнести звук [т], прижав кончик языка к кромке нижних зубов, а затем сделать то же самое, только прижав кончик языка к верхним зубам - у вас должен получиться [т']. Данная форма помогает перейти к мягкости.

  3. Кладем язык во рту вниз, максимально близко к нижней челюсти. Расслабляем его. Далее резко напрягаем, при этом он слегка раздувается, как тесто, которое поднимается из кастрюли. Данное упражнение также поможет подготовить учащихся к мягкости. Чтобы пробудить интерес студентов к занятиям фонетикой, можно попросить всех немного помолчать, а затем задать вопрос: «В каком положении у вас во рту находится язык, когда вы молчите?»

Для русского языка характерно дорсальное положение - кончик языка находится у нижних зубов, а спинка языка поднимается вверх. Такое положение помогает нам произносить мягкие звуки. (Если провести этот эксперимент среди русскоговорящих, всегда найдутся люди, у которых язык расположен не так, как у большинства).

Для английского языка, к примеру, характерна апикальность - кончик языка направлен вверх, а сам язык располагается у нижней челюсти, напоминая немного ложечку или перевернутую радугу, - ответы зависят от того, студенты каких национальностей присутствуют в аудитории. Таким образом, люди не только по-разному говорят, но даже молчат по-разному.

Для работы над произнесением звуков крайне желательно иметь схему строения речевого аппарата (можно примитивную, главное, чтобы она была понятна учащимся).

ВНИМАНИЕ, ВАЖНО! При объяснении правильного произношения звуков мы можем опираться ТОЛЬКО на ОЩУТИМЫЕ моменты произношения. Что это такое? Например, мы можем почувствовать движение кончика языка влево-вправо, можем почувствовать выход струи воздуха и т.п. Однако мы не можем сознательно поднять спинку языка (среднюю часть) к нёбу. Это неощутимый момент произношения. Соответственно, для того, чтобы вызвать нужную нам работу, мы должны опираться только на ощутимые моменты произношения (нельзя просто дать студенту инструкцию поднять спинку языка к небу).

Этап 3. Основная часть. Чтение алфавита. (25 мин)

Русский алфавит. Буквы и звуки. (надпись на доске: Alphabet)

Раздаточный материал - русский алфавит в картинках.

На доске весит плакат или слайд с русским алфавитом.

Преподаватель говорит на русском языке своим студентам, что алфавит состоит из 33 букв - 10 гласных, 21 согласных и 2 знаков - мягкий знак и твёрдый знак.

Преподаватель сначала читает весь алфавит от А до Я. Студенты в это время следят за происходящим и слушают произношение букв. После этого преподаватель предлагает студентам повторять буквы за ним. В это время на доске представлен русский алфавит и преподаватель показывает на каждую букву.

Следующее задание будет аналогичное, но только с гласными буквами. Студенты повторяют хором во время паузы, стараясь пропеть каждую гласную букву.

Потом преподаватель читает только согласные, указывая на соответствующую букву на доске. Произношение многих согласных затрудняет студентов, но преподаватель следует четко в алфавитном порядке, помогая студентам произнести трудный звук.

На первом занятии можно заняться постановкой трудных звуков. Развивая фонетический слух учащихся, мы неизменно проходим определенные этапы

  1. Объясняем, как произнести определенный звук, просим повторять звуки хором, вызывая нужную нам работу.

  2. Говорим разные русские слова с данным звуком. Если учащийся слышит этот звук, он должен поднять руку (хлопнуть в ладоши, поднять карточку и т.п.) таким образом студенты учатся слушать и слышать.

  3. Этот этап подразумевает слушание и последующее повторение звука (МЕДЛЕННОЕ). При этом если учащийся говорит звук неправильно, возвращаемся к первому этапу.

  4. Просим учащегося самостоятельно прочитать звук, преподаватель должен показать студенту какой именно звук он должен прочитать.

ПОСТАНОВКА «ТРУДНЫХ» ЗВУКОВ

  1. Звук «Ш».

Произносим звук «С» (при этом язык продвигается вперед, а его кончик опускается вниз) и чувствуем трение воздуха в передней части языка, далее поднимаем кончик язык вверх и получаем искомое «Ш».

  1. Звук «Щ» - произносим «Ш» и продвигаем язык вперед, при этом он становится широким.

  1. Звук «Ц» - ставим его через звук-помощник «Т». Язык во рту принимает положение при произнесении звука «Т» - кончик языка касается нижних зубов, тело языка прижимается к верхним, зубы чуть-чуть разведены. При произнесении «Ц» зубы слегка сжимаются. Проверить правильное произношение можно словом «отца» - его нельзя смешивать с «отса».

  1. Звук «Ч» - касаемся СЕРЕДИНЫ альвеол, язык касается зубов, он широкий. При произнесении «Ч» кончик языка находится наверху, «Т» - внизу.

  1. Звук «Х» - постановка идет через «Х'». Произносим поочередно твердый и мягкий вариант - Х-Х'-Х-Х'… Язык поочередно становится широким и узким. Для всех мягких звуков язык касается зубов.

  1. Звук «Р» - можно использовать звук-помощник «З», так как при его произнесении ощущается легкая вибрация на кончике языка. Или использовать сочетание «ЖР», так как «Ж» похож на «Р» по месту образования.

  1. Звук «Ы» - при произношении «И» кончик языка опущен вниз, сам язык поднят вверх. Отодвигаем язык назад, при этом кончик можно поднять (чтобы язык ушел назад). Сочетания «КЫ», «ГЫ» также продуктивны.

  1. Звук «У» - губы вытянуты вперед и округлены, язык перемещен назад, он узкий (у французов язык перемещен вперед, в результате чего получается «УЮ»). При произнесении «О» язык также перемещен назад, но не так далеко, как при «У», губы шире, круг больше.

  1. Постановка мягкости - в каждом мягком звуке есть призвук «И». При произношении мягкого звука средняя часть языка поднимается вверх к твердому нёбу. Главное при постановке мягких - разграничивать сочетания вроде «ТИ», «ТЯ», «ТЬЯ», чтобы в дальнейшем студенты не произносили «СЪЕЛ» как «СЕЛ». Задача - поставить «j». Кончик языка выдвинут вперед и направлен вниз, края тела языка прижаты к боковым зубам и ощущают его.

  1. Если возникают проблемы с глухостью-звонкость с парах вроде «С»-«З», «Ш»-«Ж», «В»-«Ф» можно проконтролировать себя, положив руку на гортань. При произношении звонких звуков рука ощущает вибрацию. Поочередно включаем-выключаем голос: с-з-с-з-с-з…

  1. При трудностях со звонкими звуками также можно использовать сонорные как помощники, например «МБ» (или «БМ», в зависимости от языка) - МБА-БА. Для немецкого языка - между гласными: АМБАР.

Хорошо запомнить буквы и отработать звуки в первом уроке поможет чтение слов. Для этой цели идеально подходят интернациональные слова, такие как: журнал, ваза, менеджер, организация, статус. Все эти слова записаны на доске.

Домашнее задание - чтение алфавита.

1


© 2010-2022