ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по дополнительной общеобразовательной программе «Сувениры своими руками»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по дополнительной общеобразовательной программе

«Сувениры своими руками»

Педагог дополнительного образования Котенева И.В.

Тема 5.1.

Тема занятия. История традиционной народной куклы. Изготовление куклы-закрутки.

Дата проведения.

Место проведения: МБОУ ДОД ДДЮТ

Участники. Группа №2, 1-й г.о.

Цель занятия. Дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу-закрутку.

Задачи:

- познакомить обучающихся с значением тряпичной куклы на Руси ;

- развивать познавательный интерес к истории русского фольклора и творчества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Форма проведения: комбинированное занятие.

Методы и приемы: беседа, объяснение, демонстрация, показ, групповое и индивидуальное творчество.

Оборудование: раздаточный материал, ножницы, нитки, образец изделия, презентация «Народная тряпичная кукла», компьютер.

Зрительный ряд: образец изделия, технологическая карта, выставка тряпичных кукол.

Основные понятия темы: кукла-закрутка, тряпичная кукла,

Этапы работы:

  1. Изучение нового материала - тряпичная кукла.

- теоретическая часть - объяснение темы занятия и приемов изготовления куклы-закрутки;

- практикум: работа с наглядным материалом;

- самостоятельная работа: изготовление куклы-закрутки.

2. Подведение итогов - обсуждение работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент. Проверка посещаемости, настрой на занятие.

2. Введение в тему занятия. История традиционной народной куклы.

3. Основная часть. Изучение нового материала. Изготовление тряпичной куклы:

а) постановка проблемы;

б) показ приемов скручивания закрутки;

в) практикум - изготовление изделия, работа с наглядным материалом;

г) самостоятельная работа - изготовление куклы-закрутки.

4. Заключительная часть. Проверка усвоенного материала. Подведение итогов.

Обсуждение работ.



Этапы занятия

Содержание занятия, деятельность педагога

Содержание занятия, деятельность детей

Оформление занятия

Оргмомент

Здравствуйте, кто у нас сегодня отсутствует на занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся и научимся делать народную игрушку - куклу закрутку.

Проверка посещаемости.

Постановка цели занятия

Введение в тему занятия. Беседа «Народная тряпичная кукла»

























Физкультминутка

Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки. ( Слайд 2). На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом - каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

(Слайд 3). Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги;

Обрядовые куклы;

Игровые куклы.

(Слайд 4). Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. Кукла на счастье, Пеленашка, «Кубышка-травница».(Слайд 5). Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники, Сёмик и Семичиха.

(Слайд 6). : Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И сегодня я предлагаю вместе со мной изготовить куклу-закрутку. Но вначале я предлагаю немного размяться.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

(Слайд 7). Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, инструменты: ножницы. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.

Презентация «Народная тряпичная кукла»






Основная часть. Изучение нового материала

в) практикум -

г) самостоятельная работа

(Слайды 9,10). Последовательный план изготовления тряпичной куклы. Инструкционная карта Приложение 1.

Согласно инструкционной карте дети выполняют куклу закрутку.



Презентация «Народная тряпичная кукла»

Инструкционная карта

Заключительная часть

Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? Для чего она служила, какое было её назначение? А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.



© 2010-2022