Программа художественной направленности Волшебная изонить для детей с ОВЗ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ___ от «__» _________г . Трифонова Л. А.__________


ПРОГРАММА

художественной направленности

«Волшебная изонить»

для работы с детьми с ОВЗ

Срок реализации программы -1 год

Возраст обучающихся - 7-14 лет




Разработчик - Цымбалова С.Д.

педагог дополнительного образования


р.п. Усть-Донецкий

2015 г.



СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Содержание программы ……………………………………………………….7

3. Учебно-тематический план программы …………………………………….9

4. Методическое обеспечение программы ……………………………………10

5. Список литературы…………………………………………………………...11






1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим приобретает особую важность и необходимость значительное повышение роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Программа «Волшебная изонить» имеет художественную направленность, предназначена для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (аутисты), которые имеют нарушения познавательной, эмоционально - волевой сферы.

Актуальность программы «Волшебная изонить» состоит в том, что занятия в технике изонить позволяют эти нарушения корректировать:

- способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера;

- способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга; - способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца; - воспитывают аккуратность, эстетический вкус.

Главное место в коррекционно - воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, изучение техники безопасности и санитарно - гигиенических требований к занятиям ручного труда. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Таким образом, занятия в технике изонить являются эффективным средством творческого, трудового и эстетического воспитания, что очень важно для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна программы состоит в том, что работа в технике изонити развивает у детей с ограниченными возможностями здоровья наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.

Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, художественно - творческие умения, заложенные в ребенке с ОВЗ, формировать практические умения в технике изонить, создавать благоприятные условия для развития мышления, коррекции внимания.

Достижению данной цели поможет решение следующих задач:

Обучающие:

- Формировать практические умения и навыки работы в технике «изонить».
- Знакомить с основными геометрическими понятиями.

- Формировать умение следовать устным инструкциям.

- Способствовать обучению детей культуре общения.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

- Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ,

координацию в системе «глаз- рука».

- Развивать эстетическое, цветовое восприятие, художественный вкус.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к технике изонить.

- Расширять коммуникативные способности детей.

- Формировать культуру труда.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Программа «Волшебная изонить » рассчитана на 1 год обучения для обучающихся в возрасте 7-14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю ( 2 часа и 1 час). Количество часов за год составляет 108 часов.

По итогам 1-го года обучения дети должны знать:

- история техники ниточного дизайна «изонить»;

- инструменты, необходимые для работы в технике «изонить»;

- основные термины техники «изонить»;

- основные приемы техники «изонить»;

- основные элементы фурнитуры для оформления изделий;

- особенности изготовления картинки, панно;

уметь:

- правильно организовывать свое рабочее место;

- работать с инструментами, соблюдая правила безопасной работы с

ними;

- выполнять основные элементы техники «изонить»;

- изготавливать несложные изделия по образцу;

- оформлять свои работы при помощи фурнитуры;

- выполнять работы по образцу, внося в него частичные изменения или

реализуя собственный замысел;

- выполнять работы на заданную тему.

Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами.

Формы проведения занятий: занятие- игра, викторина, творческая встреча, занятие- путешествие.

Методы обучения, применяемые при реализации программы «Волшебная изонить»: - словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; - наглядные методы: показ иллюстраций, работа по схемам, образцам; - практические методы: изготовление работы, метод упражнений.

Применение этих методов способствует развитию самостоятельности, мышления, умения выполнять поделки в технике изонить.

Формами педагогического контроля по усвоению учебной программы является организация выставок, куда приглашаются и родители обучающихся; последующий анализ детских работ по итогам выставки. Связь с родителями поддерживается в течение года в форме индивидуальных консультаций, бесед, приглашений их на тематические вечера и отчетные выставки.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тема: «Вводное занятие».

- Организационные вопросы. Техника безопасности при работе. Организация рабочего места. План работы на год.

ФоФормы проведения занятий: занятие- игра, занятие- путешествие.Основным содержанием обучения является знакомство с простейшими технологиями, основными приёмами техники «изонить», изучение инструментов и приспособлений, необходимых для изонити, усложнение технических приемов, усложнение выполняемых изделий:

2.Тема: «Техника ниточного дизайна «изонить».

- История возникновения;

- инструменты и материалы;

- техника безопасности при работе;

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.

3. Тема: « Основные геометрические формы»

- приём заполнения угла;

- приём заполнения окружности, круга;

- приём заполнения дуги;

- приём заполнения многоугольника;

- приём заполнения спирали;

- термины изонити.

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.

4. Тема: «Изготовление простейших изделий на основе геометрических

форм »

- изготовление изделий на основе геометрических форм ( по выбору).

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, беседа, игра.

5.Тема: «Оформление готовых изделий с использованием различных материалов»

- ознакомление с материалами для оформления ( бусы, пайетки, бисер , стеклярус, пуговицы и т. п. ),

- правила работы с этим материалом; практические упражнения.

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие.

6. Тема: «Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел»

- изготовление картины, панно на заданную тему «Сувенир для папы»,

- изготовление картины, панно на заданную тему «Подарок маме».

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.

7. Тема: «Выполнение картинок, панно на заданную тему»

- изготовление картинки или панно на тему: животные, птицы;

- изготовление композиции из цветов.

Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.




3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Часы

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1.Вводное занятие. План работы на год.

Организационные вопросы. Техника безопасности при работе. Организация рабочего места.

3

3

-

2. История появления техники изонить. Инструменты, необходимые для работы в технике «изонить»; основные термины техники.

6

1

5

3.Основные геометрические формы (угол, дуга, круг, многоугольник, спираль).

Основные приёмы техники «изонить».

12

2

10

4.Ознакомление с основными элементами фурнитуры для оформления изделий (бусы, пайетки, бисер, пуговицы), практическая деятельность (обучение пришиванию на ткань).

6

2

4

5. Изготовление несложных изделий по образцу ( сувениры - картины, панно ).

9

1

8

6. Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел (композиции на заданную тему: подарок маме, сувенир для папы).

36

6

30

7.Выполнение работ на заданную тему

( композиции из цветов, животные, птицы).

36

6

30

ИТОГО:

108

21

874. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются:

а). Методические материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами занятий, бесед, развивающих игр и упражнений, тестов):

  1. Инструкции по технике безопасности.

  2. Поурочные планы.

  3. Развивающие игры и упражнения, физминутки.

б). Наглядные пособия (тематические папки с технологическими картами, схемами изделий) :

1. « Изонить»

  1. «Сувениры»

  2. Раздаточный материал.

Материально техническое обеспечение:

Учебные пособия: книги, журналы, видеоматериалы, готовые работы, альбомы фотографий. Тематические подборки (художественное слово).

Ножницы, карандаши, ластики, скрепки. Шило, иглы с широким ушком, нитки «ирис», цветной картон, полимерный клей, фурнитура для оформления (бусы, бисер, пайетки, тесьма и т.п.).




5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е « Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Учеб. Пособие для студ. сред.у. заведений, М. Издательский центр «Академия»,1998,184 с.

  2. Еременко Т.Н. «Рукоделие», М., «Легпромбытиздат», 1992г.,287с.

  3. КульневичС.В.,Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе», ТЦ «Учитель», Москва-Ростов-на-Дону,2000г.,190 с.

  4. Карелин А.А. «Психологические тесты»,1-2т, «Владос», Москва,2000г,310с.

  5. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983, 189 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е изд.: "Детство - Пресс", 2004,143 с.

  2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.:Легпромбытиздат, 1993, 98 с.

  3. Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить»- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.-2008, 88 с.

  4. Серия журналов «Делаем сами» (№18 -2009, №10 - 2010).

6. Леонова О.В. «Рисуем нитью ажурные картинки», СПб, "Литера",

2005г.,225с.

7. Торгашова В.Н. «Рисуем нитью», Москва, «Экспо- пресс», 2010г.,208с.

Интернет-ресурсы:

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» - edu.ru

Федеральный портал «Российский образовательный портал»- school.edu.ru

Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - vidod. edu.ru

Федеральный портал «Здоровье и образование» - valeo.edu.ru

Сайт « Страна мастеров» ( для любителей ДПТ) - stranamasterov.ru

Сайт Ассоциации творческих педагогов России - educontest.net

nityanaya-grafika.narod.ru/

uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html

images.yandex.ru/yandsearch

stranamasterov.ru/

handmade.idvz.ru/forum/forum

На сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» зарегистрирован мой

мини- сайт :Мой сайт педагогов дополнительного образования

12

© 2010-2022