- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа художественной направленности Волшебная изонить для детей с ОВЗ
Программа художественной направленности Волшебная изонить для детей с ОВЗ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цымбалова С.Д. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
Протокол № ___ от «__» _________г . Трифонова Л. А.__________
ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебная изонить»
для работы с детьми с ОВЗ
Срок реализации программы -1 год
Возраст обучающихся - 7-14 лет
Разработчик - Цымбалова С.Д.
педагог дополнительного образования
р.п. Усть-Донецкий
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2. Содержание программы ……………………………………………………….7
3. Учебно-тематический план программы …………………………………….9
4. Методическое обеспечение программы ……………………………………10
5. Список литературы…………………………………………………………...11
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим приобретает особую важность и необходимость значительное повышение роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Программа «Волшебная изонить» имеет художественную направленность, предназначена для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (аутисты), которые имеют нарушения познавательной, эмоционально - волевой сферы.
Актуальность программы «Волшебная изонить» состоит в том, что занятия в технике изонить позволяют эти нарушения корректировать:
- способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера;
- способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга; - способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца; - воспитывают аккуратность, эстетический вкус.
Главное место в коррекционно - воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, изучение техники безопасности и санитарно - гигиенических требований к занятиям ручного труда. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Таким образом, занятия в технике изонить являются эффективным средством творческого, трудового и эстетического воспитания, что очень важно для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы состоит в том, что работа в технике изонити развивает у детей с ограниченными возможностями здоровья наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, художественно - творческие умения, заложенные в ребенке с ОВЗ, формировать практические умения в технике изонить, создавать благоприятные условия для развития мышления, коррекции внимания.
Достижению данной цели поможет решение следующих задач:
Обучающие:
- Формировать практические умения и навыки работы в технике «изонить».
- Знакомить с основными геометрическими понятиями.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Способствовать обучению детей культуре общения.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
- Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ,
координацию в системе «глаз- рука».
- Развивать эстетическое, цветовое восприятие, художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к технике изонить.
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Программа «Волшебная изонить » рассчитана на 1 год обучения для обучающихся в возрасте 7-14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю ( 2 часа и 1 час). Количество часов за год составляет 108 часов.
По итогам 1-го года обучения дети должны знать:
- история техники ниточного дизайна «изонить»;
- инструменты, необходимые для работы в технике «изонить»;
- основные термины техники «изонить»;
- основные приемы техники «изонить»;
- основные элементы фурнитуры для оформления изделий;
- особенности изготовления картинки, панно;
уметь:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- работать с инструментами, соблюдая правила безопасной работы с
ними;
- выполнять основные элементы техники «изонить»;
- изготавливать несложные изделия по образцу;
- оформлять свои работы при помощи фурнитуры;
- выполнять работы по образцу, внося в него частичные изменения или
реализуя собственный замысел;
- выполнять работы на заданную тему.
Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами.
Формы проведения занятий: занятие- игра, викторина, творческая встреча, занятие- путешествие.
Методы обучения, применяемые при реализации программы «Волшебная изонить»: - словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; - наглядные методы: показ иллюстраций, работа по схемам, образцам; - практические методы: изготовление работы, метод упражнений.
Применение этих методов способствует развитию самостоятельности, мышления, умения выполнять поделки в технике изонить.
Формами педагогического контроля по усвоению учебной программы является организация выставок, куда приглашаются и родители обучающихся; последующий анализ детских работ по итогам выставки. Связь с родителями поддерживается в течение года в форме индивидуальных консультаций, бесед, приглашений их на тематические вечера и отчетные выставки.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Тема: «Вводное занятие».
- Организационные вопросы. Техника безопасности при работе. Организация рабочего места. План работы на год.
ФоФормы проведения занятий: занятие- игра, занятие- путешествие.Основным содержанием обучения является знакомство с простейшими технологиями, основными приёмами техники «изонить», изучение инструментов и приспособлений, необходимых для изонити, усложнение технических приемов, усложнение выполняемых изделий:
2.Тема: «Техника ниточного дизайна «изонить».
- История возникновения;
- инструменты и материалы;
- техника безопасности при работе;
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.
3. Тема: « Основные геометрические формы»
- приём заполнения угла;
- приём заполнения окружности, круга;
- приём заполнения дуги;
- приём заполнения многоугольника;
- приём заполнения спирали;
- термины изонити.
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.
4. Тема: «Изготовление простейших изделий на основе геометрических
форм »
- изготовление изделий на основе геометрических форм ( по выбору).
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, беседа, игра.
5.Тема: «Оформление готовых изделий с использованием различных материалов»
- ознакомление с материалами для оформления ( бусы, пайетки, бисер , стеклярус, пуговицы и т. п. ),
- правила работы с этим материалом; практические упражнения.
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие.
6. Тема: «Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел»
- изготовление картины, панно на заданную тему «Сувенир для папы»,
- изготовление картины, панно на заданную тему «Подарок маме».
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.
7. Тема: «Выполнение картинок, панно на заданную тему»
- изготовление картинки или панно на тему: животные, птицы;
- изготовление композиции из цветов.
Формы проведения занятий: индивидуальное занятие, занятие-путешествие, беседа, игра.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема
Часы
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО
1.Вводное занятие. План работы на год.
Организационные вопросы. Техника безопасности при работе. Организация рабочего места.
3
3
-
2. История появления техники изонить. Инструменты, необходимые для работы в технике «изонить»; основные термины техники.
6
1
5
3.Основные геометрические формы (угол, дуга, круг, многоугольник, спираль).
Основные приёмы техники «изонить».
12
2
10
4.Ознакомление с основными элементами фурнитуры для оформления изделий (бусы, пайетки, бисер, пуговицы), практическая деятельность (обучение пришиванию на ткань).
6
2
4
5. Изготовление несложных изделий по образцу ( сувениры - картины, панно ).
9
1
8
6. Выполнение работ по образцу, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел (композиции на заданную тему: подарок маме, сувенир для папы).
36
6
30
7.Выполнение работ на заданную тему
( композиции из цветов, животные, птицы).
36
6
30
ИТОГО:
108
21
874. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются:
а). Методические материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами занятий, бесед, развивающих игр и упражнений, тестов):
-
Инструкции по технике безопасности.
-
Поурочные планы.
-
Развивающие игры и упражнения, физминутки.
б). Наглядные пособия (тематические папки с технологическими картами, схемами изделий) :
1. « Изонить»
-
«Сувениры»
-
Раздаточный материал.
Материально техническое обеспечение:
Учебные пособия: книги, журналы, видеоматериалы, готовые работы, альбомы фотографий. Тематические подборки (художественное слово).
Ножницы, карандаши, ластики, скрепки. Шило, иглы с широким ушком, нитки «ирис», цветной картон, полимерный клей, фурнитура для оформления (бусы, бисер, пайетки, тесьма и т.п.).
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
-
Дубровина И.В., Данилова Е.Е « Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Учеб. Пособие для студ. сред.у. заведений, М. Издательский центр «Академия»,1998,184 с.
-
Еременко Т.Н. «Рукоделие», М., «Легпромбытиздат», 1992г.,287с.
-
КульневичС.В.,Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе», ТЦ «Учитель», Москва-Ростов-на-Дону,2000г.,190 с.
-
Карелин А.А. «Психологические тесты»,1-2т, «Владос», Москва,2000г,310с.
-
Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983, 189 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
-
Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е изд.: "Детство - Пресс", 2004,143 с.
-
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.:Легпромбытиздат, 1993, 98 с.
-
Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить»- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.-2008, 88 с.
-
Серия журналов «Делаем сами» (№18 -2009, №10 - 2010).
6. Леонова О.В. «Рисуем нитью ажурные картинки», СПб, "Литера",
2005г.,225с.
7. Торгашова В.Н. «Рисуем нитью», Москва, «Экспо- пресс», 2010г.,208с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» - edu.ru
Федеральный портал «Российский образовательный портал»- school.edu.ru
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - vidod. edu.ru
Федеральный портал «Здоровье и образование» - valeo.edu.ru
Сайт « Страна мастеров» ( для любителей ДПТ) - stranamasterov.ru
Сайт Ассоциации творческих педагогов России - educontest.net
nityanaya-grafika.narod.ru/
uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm
nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html
images.yandex.ru/yandsearch
stranamasterov.ru/
handmade.idvz.ru/forum/forum
На сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» зарегистрирован мой
мини- сайт :Мой сайт педагогов дополнительного образования
12