- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Разработка классного часа «Учимся быть культурными»
Разработка классного часа «Учимся быть культурными»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пургина В.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
«Учимся быть культурными»
На доске:
-
«Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». И Гёте.
-
«Уважай окружающих людей».
Цели:
-
Расширить представление детей о правилах этикета.
-
Развивать умение правильно оценивать себя и других.
-
Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Интерактивная беседа
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша о культурной, породистой груши? (Ответы)
- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
- Как вы считаете людям приятней общаться с культурным человеком или с дикими?
- Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? (Правила культурного поведения, хорошие привычки, манеры).
- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
- Что значит быть культурным человеком?
- Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный» (невоспитанный, небрежный, некультурный, никто не уважает, ничему не учится).
- Действительно. Обтесать бревно или камень - это значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
- Хотите ли вы быть культурными людьми.
Вот сегодня мы с вами посмотрим, знаем ли мы правила поведения.
- Ребята, правила культурного поведения называется этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься.
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.
-
Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей).
-
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека).
-
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать).
-
Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это - неуважение к труду дворников и другим людям, которым неприятно видеть мусор).
-
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы).
-
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как вилкой можно задеть человека, во время разговора изо рта будут летать крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится).
- Ребята, послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (Вероника, Гена)
Б. Заходер «Перемена»
«Перемена, перемена!»
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил 3 подножки
(Ваське, Кольке и Сережке)
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом, сделал все, что смог!
Ну а тут - опять звонок …,
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова
На уроке отдохнем!
- Какие правила нарушил? Как надо вести себя на перемене?
- Вы должны записать какие правила школьного этикета вы знаете (вн. облик, речь, вежливость, поведение).
Темы:
1. Школьный этикет (внешний облик, речь в стенках школы, вежливость)
2. Правила поведения в школе
Подсказки:
Форма
Прическа
Сменная обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий
Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил сохранности
Забота о младших и слабых
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Поведение на школьных вечерах и дискотеках
Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
Воспитатель. Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
-
Как нужно здороваться с пожилым человеком? (Младший по возрасту приветствует старшего).
Первым руку для рукопожатия протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают.
-
Если здороваются мужчина и женщина, то руку протягивает первой женщина.
-
Если здороваются равные между собой, то здоровается первым тот, кто вежливее.
Не подать руки, если тебе протягивают руку - страшное оскорбление.
-
Молодой человек с девушкой идут по улице с одной стороны стоят дома, с другой дорога, по которой идут машины. С какой стороны должен идти молодой человек?
- На каждый праздник каждый из вас получает и дарит подарки. А как вы их выбираете?
3 человека - 1 принимает подарки, 2-е из команд дарят.
Ваша задача выбрать подарок и объяснить почему именно это вы выбрали в качестве подарка? (жетон)
А можете ли вы сервировать стол?
Правильно: справа ложку и нож (острием к тарелке), слева вилку (зубьями вверх), стакан перед тарелкой справа. Салфетки в салфетнице.
Сейчас мы проведем последний конкурс, после этого мы подводить итоги. Я буду каждой команде задавать вопросы, на которые требуется ответить «да» или «нет»
-
За столом ведут громкие разговоры (нет).
-
Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают (да)
-
Печенье, сухари, фрукты берут руками (да)
-
Хлеб берут вилкой (нет)
-
Чай, какао, кофе наливают в блюдце только малышам (да)
-
Арбуз едят ножом и вилкой (нет)
- А теперь проверим ваши знания о комплименте. Для разминки, что такое комплимент? (Комплимент - любезные, приятные слова, лестный отзыв).
В этом конкурсе командам требуется ответить на вопросы, которые напечатаны на карточках. В каждой карточке по два вопроса.
Один человек из каждой команды подходит к столу, на котором лежат карточки с вопросами.
Карточка 1.
-
В чем суть комплимента?
а) в преувеличении достоинств другого человека и, таким образом, стимулировании его положительных качеств;
б) искренне похвале;
в) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
-
Какая из форм комплимента предпочтительнее?
а) при непосредственном общении;
б) через третье лицо;
в) по телефону;
г) в письменном виде.
Карточка 2.
-
Можно ли сделать несколько комплиментов по одному поводу?
а) да, это углубит впечатление ваших слов;
б) это нежелательно, зачем повторяться.
-
Уместно ли адресовывать комплименты очень пожилым людям?
а) нет, это нескромно;
б) уместно, но в скромных и лаконичных выражениях;
в) уместно в любом случае.
Ответы: карточка 1: 1 - б; 2 - а; карточка 2: 1 - б; 2 - б.
Ежели вы вежливы С. Я. Маршак
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе. Артем
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду. Никита
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки. Андрей
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами. Лена
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете. Коля
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание! Ваня
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и гоголя
Возьмете не навеки. Коля
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете. Лена
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея. Андрей
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание. Никита
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил.
«Спасибо!» - говорил. Андрей
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите! Сергей
Сказка о человеке и стрекозе
Человек пошел на кладбище к могиле отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
- Человек, - не утерпела стрекоза, - что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, зачем выщипываешь сорняки и поливаешь траву?
- Под этим холмиком мой отец, - ответил человек. - Это его могила.
- А что такое отец? - опять спрашивает стрекоза. - Что такое могила?
Человек объяснил, но стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?
- Для этого надо быть человеком, - ответил человек.
Воспитатель. Давайте проанализируем сказку.
Быть человеком - что это значит?
Что такое человек?
Кто такой человек?
Возможно, на этот вопрос мы ответим не сразу. Любой вопрос требует специальных знаний. Но попробуем на вопрос: кто мы? Ведь каждый из нас человек.
Подведение итогов.
Видеоролик.
Карточка 1.
-
В чем суть комплимента?
а) в преувеличении достоинств другого человека и, таким образом, стимулировании его положительных качеств;
б) искренне похвале;
в) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
-
Какая из форм комплимента предпочтительнее?
а) при непосредственном общении;
б) через третье лицо;
в) по телефону;
г) в письменном виде.
Карточка 2.
-
Можно ли сделать несколько комплиментов по одному поводу?
а) да, это углубит впечатление ваших слов;
б) это нежелательно, зачем повторяться.
-
Уместно ли адресовывать комплименты очень пожилым людям?
а) нет, это нескромно;
б) уместно, но в скромных и лаконичных выражениях;
в) уместно в любом случае.
Форма
Прическа
Сменная обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий
Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил сохранности
Забота о младших и слабых
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Поведение на школьных вечерах и дискотеках
Форма
Прическа
Сменная обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий
Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил сохранности
Забота о младших и слабых
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Поведение на школьных вечерах и дискоте
Ситуации.
-
Вы едите в транспорте вам нужно передать деньги на билет. Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту:
-
Прошу вас …
-
Будьте добры …
-
Будьте любезны …
-
При выходе из кинотеатра вам наступили на ногу и сразу извинились.
- Как нужно ответить на извинение
-
Пожалуйста
-
Ничего страшного
-
Не стоит извинения
-
Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.
- Как вы выразите свое несогласие?
-
Прости, но ты не совсем прав …
-
Вынужден с тобой не согласиться …
- Как можно выразить своё согласие с тем, что вы услышали?
-
Вы правы …
-
Несомненно …
-
У меня нет возражений …
-
Я не возражаю …
1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! ( Стоят в ряд стулья, таблички: "вход", "выход"). "Джентльмены", покажите, как войдёте в автобус.
(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты.)
2. Остановка (входят девочка и "старушка" в очках с палочкой). "Рыцари", как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)
3. Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?" Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? "Джентльмены", ваше мнение!
(Спросить: "Скажите, пожалуйста, который час?" Не "часов", а "который час?" После ответа надо сказать: "Спасибо!" Не кричать.)
4. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: "Во дворе мальчишка такой невежливый - зовёт меня Танька". - "А ты как его зовёшь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!" - ответила Таня. Права ли Таня? Как думают "Рыцари"? (Нет.)
5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. Вопрос для "Джентльменов". (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. "У вас упала книга", - закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета", - объяснил мальчик.
"Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил".
Что должен был сделать мальчик? Вопрос для "Рыцарей". (Поднять книгу и помочь прохожему.)
Демонстрируется VIII слайд презентации. Ансамблем девочек исполняется песня "Вежливый вальс". Слова Л. Рыжова, музыка А. Захаровой.
Ведущий 2. Предлагаю командам обыграть ситуации:
1. Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?
(Участвуют мальчик и девочка).
2. Мальчик звонит другу и приглашает в гости - поиграть в новую игру, а то не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?
Конкурсы
-
Итак, вы разделились на две команды, начинаем первый конкурс.
Для этого конкурса нам понадобятся по 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды.
Представим себе ситуацию. Молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, с другой - дорога, по которой едут машины.
Итак, вопрос: с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги) (пары учеников изображают молодого человека и девушку).
-
Я вижу, что с этим заданием вы отлично справились, а теперь я предлагаю вам второй конкурс, задания которого будут посложнее и будут оцениваться в 4 балла. Этот вопрос требует полного развернутого ответа.
Внимание, вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе. (Младший по возрасту первый приветствует старшего, для рукопожатия первым протягивает руку старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с мужчиной, то поступают так же, как и в первом случае, если здороваются мужчина с женщиной, то женщина первая протягивает руку для рукопожатия. Если здороваются равные между собой, например офицер с офицером, то, как говорится во французском военном уставе, здоровается первым тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку, - страшное оскорбление.
Я даю вам время, 3 минуты, для того чтобы посовещаться и ответить правильно.
По истечении времени поочередно выслушиваются ответы команд.
-
Следующий конкурс называется «Встреча гостей». Посмотрим на то, как вы умеете принимать гостей.
В этом мне помогут 5 человек от каждой команды. Распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, входящий.
Представим себе такую ситуацию: входящий звонит в дверь.
Вопрос: кто должен открыть дверь?
Ответ: открывает дверь обычно хозяин, хозяйка выходит из кухни встречать только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает готовить угощения.