- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка ПМ 08 Технология кондитерских изделий Кремы, Сливочные кремы
Методическая разработка ПМ 08 Технология кондитерских изделий Кремы, Сливочные кремы
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Т.Е. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока производственного обучения
ПМ 08 Тема: «Кремы. Сливочные кремы»
Разработчик:
Мастер производственного обучения Иванова Т.Е.
Раздел «Полуфабрикаты для мучных кондитерских изделий»
Тема урока: «Кремы. Сливочные кремы»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Вид урока: урок с элементом метода проекта.
Цели:
-
Создать условия для выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом исследовательской деятельности по теме «Желе».
-
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Сливочные кремы».
-
Способствовать развитию ПВК (мышление, восприятие).
-
Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств (компетентность, мобильность, самообладание, самостоятельность).
-
Создать условия для воспитания эстетического вкуса при работе с сырьем и отделочными полуфабрикатами.
Обеспечение урока: компьютер и мультимедиа проектор; презентация урока, опорный конспект по теме: «Кремы. Сливочные кремы», технологические схемы на плакатах, натуральные образцы продуктов и отделочного полуфабриката - крема «Гляссе»; проблемные ситуации.
Ход урока:
-
Организационная часть. 3-5 мин
2. Актуализация опорных знаний по теме: «Желе».
-
Разрешение проблемных ситуаций. Группа делится на подгруппы из 4 человек (на данном этапе урока используется элементы метода работы в малых группах и метода проблемного обучения).
Каждая команда получает свою проблемную ситуацию. На разрешение проблемы отводится 2 мин.
Проблемная ситуация №1. (метод информационной недостаточности). Студент получил продукты: сахар-песок, эссенцию, кислоту лимонную, желатин, краситель, воду, для приготовления желе на желатине. Но по каким-то причинам, ему выдали не все продукты. Как поступить кондитеру? Совместно с проблемной ситуацией выдаются натуральные образцы продуктов (приложение №1).
Решение проблемы.
-
Не достает в рецептуре патоки, если ее не использовать, то желе получится менее блестящим.
-
Патоку можно заменить инвертным сиропом, который можно приготовить из предложенных продуктов: сахара, воды и лимонной кислоты, предварительно увеличив нормы закладки этих продуктов.
Проблемная ситуация №2. (метод информационной перенасыщенности). Перед студентом продукты: мука, сахар-песок, патока, эссенция, кислота лимонная, крахмал, желатин, краска, вода. Ему необходимо выбрать из этих продуктов, те, которые используют для приготовления желе на желатине, и расставить их в той последовательности в какай они используются для его приготовления. Каждый продукт имеет свою нумерацию (приложение №2).
Решение проблемы.
1. Лишние продукты: мука, крахмал.
2. 1 этап: сахар-песок, вода, патока; 2 этап: желатин; 3 этап: эссенция, кислота лимонная, краска.
Проблемная ситуация №3. Студент получил задание приготовить желе на желатине, студент технологию приготовления, и ему пришлось прибегнуть к помощи технологической схемы. Но схеме была составлена с ошибкой, найди ее. Ответ обоснуй (приложение №3).
Разрешение проблемы.
-
Желатин не кипятят.
-
Желатин при кипячении теряет свои жилирующие свойства.
При разрешении проблемных ситуаций учащиеся вспомнили стандартное приготовление желе на желатине.
-
На уроке «Желе» студент получили творческое задание: «Ознакомиться с новыми видами отделочного полуфабриката - желе». При решении поставленного вопроса, у студента данной группы родился проект «Под гладью залива, или Желейная революция» (на данном этапе урока используются элементы метода проектного обучения).
Студенты, занимающаяся данным проектом, кратко ознакомила с одним из этапов проекта.
Цель проекта: Внедрение в рацион питания нового кондитерского изделия, с учетом совместимости витаминно-минерального комплекса.
Задачи проекта:
-
Изучить современную точку зрения о здоровом питании.
-
Рассмотреть современные подходы к приготовлению отделочных полуфабрикатов.
-
Подобрать отделочный и выпеченный полуфабрикат для приготовления кондитерского изделия с учетом совместимости витаминно-минерального комплекса.
-
Разработать рецептуру и технологию приготовления фирменного кондитерского изделия, отвечающего требованиям современного питания.
-
Предоставить результаты опытно-экспериментальной работы в виде сравнительных диаграмм, таблиц.
План урока.
-
Виды кремов.
-
Крем сливочный (основной).
-
Крем сливочный «Новый».
-
Крем «Шарлот».
-
Крем «Новый».
-
Крем «Гляссе».
Перед изучением темыстуденты получают задание, результат которого они должны представить в конце урока «Перечислить недостатки и преимущества сливочного масла, которое используют для приготовления сливочных кремов». (элементы метода проблемного обучения).
В конце урока студенты должны заполнить таблицу «Преимущества и недостатки сливочного масла». Заполнив таблицу, учащиеся должны ответить на вопрос «Целесообразно ли использовать сливочные кремы в кондитерском производстве?».
-
Информация о домашнем задании.
-
Объясните процесс взбивания сливочного крема с точки зрения химии. Почему нельзя взбить растопленное сливочное масло?
-
Сравните технологию приготовления кремов: сливочного с какао-порошком, кофейного, сливочно-орехового с технологией приготовления крема сливочного (основного). Какие органолептические показатели заметно изменятся на Ваш взгляд?
-
Какими продуктами можно частично заменить сливочное масло, чтобы избежать возможных недостатков? (данный вопрос задан в помощь учащимся, он предусматривает ответ, который поможет найти верное решение в возникшей ситуации в конце урока).
Приложение №1
Проблемная ситуация №1.
Перед кондитером продукты: мука, крахмал, сахар, патока, эссенция, кислота лимонная, желатин, краска, вода. Перед ним стоит задача, выбрать те продукты, которые необходимы для приготовления желе на желатине, и расставить их в той последовательности в какой они используются для его приготовления.
Приложение №2
Проблемная ситуация №2.
Кондитер получил продукты: сахар, эссенция, кислота лимонная, желатин, краситель, вода, для приготовления желе на желатине. Но по каким-то причинам, ему выдали не все продукты. Как поступить кондитеру?
Приложение №3
Проблемная ситуация №3.
Кондитер получил задание приготовить желе на желатине. Он немного подзабыл технологию приготовления и ему пришлось прибегнуть к помощи технологической схемы. Но схема была составлена с ошибкой, найди ее. Ответ обоснуй.
Желе на желатине
Желатин
Сахар
Патока
Вода
Эссенция
Лимонная кислота
Краска
Промывают
Заливают водой
Оставляют для набухания на 2-3 ч
Кипятят до полного растворения
Соединяют
Снимают пену
Охлаждают до 60-650С
Добавляют
Процеживают
Добавляют
Приложение №7
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ЦВЕТ
ВКУС
КОНСИСТЕНЦИЯ
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ЦВЕТ
ВКУС
КОНСИСТЕНЦИЯ
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ЦВЕТ
ВКУС
КОНСИСТЕНЦИЯ
Приложение №4
Из профессиональной литературы студенты узнали, что желе впервые появилось во французской кухне. Кстати, слово «желе» происходит от французского слова gel - «мороз». Студентам стало интересно, какие виды желе готовят в современной Франции. Выяснили, что в данный момент получило большое распространение бланманже. В переводе с французского - «белая еда».
Для приготовления 1000 г бланманже необходимо взять: воды 320 г, молока 350, сахарной пудры 210, желтков яиц 30, желатина 40, сливок 70 (можно сливки заменить на измельченный миндаль, или уваренным вином с сахаром).
Далее студентам представляют технологический процесс приготовления бланманже в виде фоторяда (слайды в презентации урока).
Крем «Гляссе»
Соединяют
Доводят до кипения
Снимают пену
Уваривают до 1220С
(«средний шарик»)
Взбивают в 2,5 раза
Постепенно добавляют
Взбивают до охлаждения массы до 250С
Зачищают
Разрезают на куски
Добавляют
Взбивают 5-10 мин
Сахар
Вино
Ванилин
Сливочное масло
Яйца
Вода
Приложение №6
Приложение №5
«Кремы. Кремы сливочные».
План.
-
Виды кремов.
-
Крем сливочный (основной).
-
Крем сливочный «Новый».
-
Крем «Шарлот» (основной).
-
Крем «Новый».
-
Крем «Гляссе».
1
Виды кремов.
Сливочные
Белковые
Заварные
2. Крем сливочный (основной) Масло сливочное 522, сахарная пудра 279, молоко сгущенное с сахаром 209, ванильная пудра 5, коньяк или вино десертное 1,7. Выход: 1000.
Крем сливочный (основной)
Масло сливочное
Сахарная пудра
Молоко сгущенное
Ванильная пудра
Коньяк или вино
Зачищают
Соединяют
3. Крем сливочный «Новый»
Сахар-песок 287, масло сливочное 466, молоко сгущенное с сахаром 110, ванильная пудра 5, коньяк или вино десертное 1,6, вода 150. Выход: 1000.
Отличительная особенность крема сливочного «Нового» от крема сливочного (основного)
-
______________________________________________________
4. Крем «Шарлот» (основной)
Масло сливочное 422, сахар-песок 375, молоко цельное 250, яйца 75, ванильная пудра 4, коньяк или вино десертное 1,6. Выход: 1000.
Для этого крема готовят яично-молочный сироп двумя способами.
Яично-молочный сироп (I способ)
Яично-молочный сироп (II способ)
Сахар-песок
Яйца
Молоко
Молоко
Сахар-песок
Яйца
Соединяют
Соединяют
Тщательно перемешивают
Добавляют
Доводят до кипения
Процеживают
Процеживают
Охлаждают до 200С
Охлаждают до 20-220С
5. Крем «Новый»
Масло сливочное 460, сахар-песок 397, молоко цельное 190, ванилин 0,4, вино десертное 0,9, коньяк 0,9. Выход: 1000.
Отличительная особенность крема «Нового» от крема «Шарлотт» 9основного»
______________________________________________________
-
Крем «Гляссе»
Масло сливочное 396, сахар-песок 396, яйца 237, ванильная пудра 4, коньяк или вино десертное 2, вода 100. Выход: 1000.
Операции приготовления крема «Гляссе»:
-
Сахарный сироп уваривают до 1220С («средний шарик»).
-
Яйца взбивают в 2,5 раза, не прекращая взбивания, тонкой струей вливают горячий сироп. Взбивают до охлаждения массы до 250С.
-
Подготавливают сливочное масло, добавляют Яично-сахарную массу, ванилин, коньяк или вино и взбивают 5-10 мин.
Заполни таблицу «Преимущество и недостатки сливочного масла»
Преимущества
Недостатки
Домашняя работа.
-
Объясните процесс взбивания сливочного крема с точки зрения химии. Почему нельзя взбить растопленное сливочное масло?
-
Сравните технологию приготовления кремов: сливочного с какао-порошком, кофейного, сливочно - орехового с технологией приготовления крема сливочного (основного). Какие показатели заметно изменяться на Ваш взгляд?
-
Какими продуктами можно частично заменить сливочное масло, чтобы избежать возможных недостатков?