Открытый урок на тему Строгание древесины

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет:

Группа:

Дата проведения:

Кабинет:

Тема урока: Строгание древесины.

Цели урока:

образовательная:

Ознакомить обучающихся с устройством рубанка и видами стругов, научить приемам строгания; формировать у обучающихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

воспитательная:

  • воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей;

содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии; чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;

развивающая:

  • развитие умений и навыков работы с рубанком,

  • Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

развитие технического мышления.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Вид урока: урок упражнений, урок инструктирования.

Метод ведения урока: демонстрация, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Межпредметная связь: материаловедение, профессиональный цикл.

Материально-техническое оснащение: ТСО, мультимедийная презентация «Строгание древесины», технологическая карта, рубанки, заготовка из древесины, наждачная бумага, угольники, линейки.

План урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих.

Проверка наличия спецодежды и дневников.
2. Вводный инструктаж по ТБ (7-10 мин.)
2.1.Сообщение темы и задачи урока для обучающихся
3. Изучение нового материала.(20-25 мин.)
Показ презентации «Строгание древесины».
5. Физкультминутка (1 мин.)
4. Закрепление изученного материала ( )

5. Подведение итогов урока.( )

Прием выполненных работ. Анализ ошибок
6.Выставление оценок с комментариями. ( )
7. Рефлексия. ()
8. Домашнее задание()
9.Уборка рабочих мест.()







Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)
- Проверка явки по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие рабочих тетрадей и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).
2.Вводный инструктаж и Т.Б.(7-10мин.)
2.1. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске)(2 мин)

Тема урока: Строгание древесины.

Задачи урока:

Вы сегодня должны научиться приемам работы строгания древесины. Это входит в нашу профессиональную компетенцию ПМ.1.
2.2.Актуализация.

1.Требования безопасности перед началом работ.

1.1. Учащийся обязан надеть спецодежду, которая должна быть в исправном состоянии и застегнута на все пуговицы.

1.2. Прослушать инструктаж мастера производственного обучения и пройти проверку знаний правил безопасности.

1.3. Соблюдать все указания мастера производственного обучения по безопасному обращению с инвентарем, оборудованием. Подготовленное к работе оборудование необходимо показать мастеру производственного обучения.

1.4. Изучить по пособию порядок выполнение работ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- принимать пищу, пить на рабочем месте;

- загромождать проходы личными вещами;

- производить самостоятельно работы, не предусмотренные программой на данное занятие;

- производить ремонт и подключение электрооборудования;

- выносить из мастерской и вносить в нее посторонние предметы, ЛВЖ без разрешения мастера производственного обучения;

- оставлять без присмотра включенное оборудование;

- работать на неисправном оборудовании.


  1. Требования безопасности при производстве работ.

2.1. Во время производства работ учащиеся обязаны соблюдать правила безопасной работы;

2.2. Пользоваться только исправным инвентарем и приспособлениями;

2.3. Все работы производить с применением средств индивидуальной защиты ( СИЗ).


  1. Требования безопасности по окончанию работ.

3.1. Учащийся обязан убрать свое рабочее место;

3.2. Включить электрооборудование;

3.3. Собрать аккуратно инструмент и убрать его в специально отведенное место;

3.4. Убрать отходы после производства работ;

3.5. Проверить рабочее место на предмет пожарной безопасности.


  1. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

4.1. При получении травмы (порезы, ожоги, ушибы, проколы), а также при плохом самочувствии учащийся должен немедленно сообщить об этом мастеру производственного обучения;

4.2. Обо всех неполадках электрооборудования, электросети и т.д. необходимо сообщить мастеру производственного обучения;

4.3. При возникновении пожара не допускать паники и действовать только по указанию мастера.

2.Изучение новой темы

Рубанок - незаменимый помощник столяра. И хотя в наш «электрический» век актуальность ручного строгального инструмента снизилась, рубанок по-прежнему имеет право на жизнь в домашней и в нашей мастерской. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности подготовки к работе рубанка, фуганка и шерхебеля.

2.1. Актуализация опорных знаний по теме «Строгание древесины» (7 мин)

- Для чего нужно строгание? (Для обработки заготовки до необходимых размеров, выравнивания заготовки.)

- Что такое строгание? (Это операция, при которой с заготовки срезается тонкий слой древесины в виде стружки.)

- Какие виды стругов наиболее распространены? (Шерхебель - для выравнивания поверхности после пиления или обработки шерхебелем. Фуганок - для получения равных плоских поверхностей.)

- Из каких основных частей состоит рубанок? (Колодка, нож, клин, ручка, рожок, леток, подошва.)

6. Обобщение по ответам обучающихся и переход к новой теме.

Поверхность необработанной древесины обычно бывает шероховатой, а основные параметры заготовок не соответствуют заданным на чертеже. Поэтому, чтобы придать деталям требуемую форму, размеры, шероховатость, их подвергают строганию.





3. Объяснение нового материала (20 мин)

Что такое строгание древесины?

Строгание древесины - обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей. Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов).

Какие строгальные инструменты бывает?

Рубанок одинарным ножом, двойной ножом, шерхебель, фуганок, зензубель, цинубель.

Самый распространенный строгальный инструмент?

Среди стругов наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки. Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

Чем отличается шерхебель от рубанка?

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка - прямолинейная.

Шерхебель для чего предназначен?

Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей,

Рубанок для чего используется?

а рубанком - для чистового строгания древесины.

Элементы рубанок:

Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для строгание тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также строгание заготовки в нужный размер.
Какие бывает по корпусу (колодку) рубанки?

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганок для чего служит?

Фуганок служит -для окончательного чистового строгания древесины.

Разница фуганок от рубанка?

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности. Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки. Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.

Демонстрация приемов работы

Куда крепится обрабатываемый деталь?

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх.

Как надо держат рубанок?

Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Как устанавливается рубанок на обрабатываемый деталь?

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед.

Как осуществляет строгания древесины?

В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то твоя действия?

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Возможные ушибы не случилось, рубанком как можно обращаться?

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности.

Контроль качества чем проверяются?

Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.







Вопросы по дефекту:

Почему нельзя строгать древесину на против волокон?

Почему рубанок снимает очень тонкую слой стружки?





О правилах безопасной работы при строгании.

При строгании следует соблюдать меры безопасности:

Надежно закреплять заготовку.

Работать с хорошо заточенным ножом;
Не проверять заточку ножа рукой;
Очищать инструмент только деревянным клином;
Класть инструмент на верстак боком.

Не сдувать стружку и не сметать ее рукой, пользоваться щеткой.





3.Физкультминутка (3мин.)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.























4.Закрепление изучаемого материала (5мин.)

Для того чтобы проверить, как вами усвоен материал сегодняшнего урока, предлагаю выполнить тестовые задания.

1.Выдаёт тестовые задания.

1 ошибка и без ошибок - 5

2 ошибки - 4

3-4 ошибки - 3.

Менее - 2

Тест для закрепления нового материала

3.1.3 Тест по теме: «Строгание древесины»

Вопрос


  1. Каковы ваши действия, если инструмент не строгает или снимает очень тонкую стружку? ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Заполните пропуски:

В инструментах (шерхебель, рубанок, фуганок) для плоского строгания стружка выходит вверх через …………………….. , а в инструментах для профильного строгания с узкими колодками стружка выходит через………………………………………….. со стороны.

3. Определите инструмент и подпишите его составляющие

……………………………………………………………………………………………………………………

Открытый урок на тему Строгание древесины.



  1. Рефлексия.

  2. Понравился ли вам урок?
    А что именно понравилось?
    Всё ли вам было понятно?
    Что вам больше всего понравилось на уроке?

6. Подведение итогов урока:
Выставление оценок обучающимся.
Сегодня на уроке ребята работали хорошо.



7. Домашнее задание.

Повторить тему «Строгание древесины». Выполнить задание по рабочей тетради, ответить на вопросы.

8. Уборка рабочих мест.



























Операционно-технологическая карта

Тема: «Строгание древесины рубанком с одиночным ножом»

№ п\п

Наименование операции

Краткое описание

Материалы,

инструменты,

оборудование

Технологические требования

1

Подготовка рубанка к

Работе

Наточить нож, установить его в рубанок, выпустив его на 1 мм

Нож, электроточило, точильный брусок. Оселок

Нож должен быть острый, без заусенцев. Установить ровно, без перекосов.

2

Подготовка к строганию

Осмотреть заготовку, определить направление волокон и лицевую сторону

Заготовка

Лицевой стороной считается та сторона, на которой меньшее число дефектов

3

Закрепление заготовки в тисках

Заготовку закрепить так, чтобы направление волокон совпадало с направлением строгания

Заготовка, тиски

Заготовка должна быть зажата плотно

4

Подготовка к строганию

Правой рукой взять хвостовую часть корпуса рубанка, а левой-рог и установить рубанок на обрабатываемую заготовку

Заготовка, рубанок

При работе рубанком, стоять нужно у верстака, наклонив корпус немного вперёд и поставив левую ногу вдоль верстака, а правую по отношению к левой под углом 70

5

Строгание

В начале строгания нажимать левой рукой на переднюю часть рубанка, а правой- слегка на заднюю часть. В середине строгания нажимать одинаково и равномерно на весь рубанок, а в конце строгания следует усилить нажим на правую руку

Заготовка, рубанок

Строгать нужно движением рук на полный размах, по прямой линии с равномерным нажатием на рубанок

6

Проверка выполнено-

го задания

Качество строгания проверить линейкой вдоль и поперёк волокон

Линейка

Если между линейкой и кромкой обработанной заготовки нет просветов, обработку следует считать удовлетворительной

№ п\п

Наименование операции

Краткое описание

Материалы,

инструменты,

оборудование

Технологические требования

7

Разметка

Нанести разметку, согласно чертежу

Линейка, карандаш, угольник

Нанести разметку на обработанную сторону

8

Продолжение строгания

Оставшиеся поверхности строгаем также, как и предыдущую

Заготовка, рубанок,

Строгать нужно по прямой линии с равномерным нажатием на рубанок

9

Проверка выполнено-

го задания

Качество строгания проверить с помощью линейки и угольника

Линейка, угольник

Поверхность должна быть гладкой, без шероховатостей и задиров, углы должны быть прямые










ТЕМА: «СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ»


ТЕСТЫ


  1. Каковы ваши действия, если инструмент не строгает или снимает очень тонкую стружку? ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Заполните пропуски:

В инструментах (шерхебель, рубанок, полуфуганок, фуганок) для плоского строгания стружка выходит вверх через …………………….. , а в инструментах для профильного строгания с узкими колодками стружка выходит через………………………………………….. со стороны.

3. Определите инструмент и подпишите его составляющие

………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….…………………………………………………………………………………………………………..

Открытый урок на тему Строгание древесины.



СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ



ОТВЕТЫ НА ТЕСТ



1.

1. Необходимо увеличить выпуск лезвия, для этого киянкой легко ударяют по переднему торцу колодки.
2. Если это не помогает, слегка ударяют по верху ножа.

2. а) Рубанок с одиночным ножом
б) Прямоугольное
в) 45 градусов
г) Цинубель
д) Зубчатое
е) Чистое строгание длинных заготовок
з) Прямоугольное
и) Отборка и зачистка фальцев
к) Прямоугольное

3. А- фугование
Б- развод зубьев
В- заточку зубьев

4. а) Леток
б) боковое отверстие

5. 1- корпус 5- клин
2- рог 6- нож
3- леток 7- упор
4- заплечики 8- пробка








Примерная оценка качества строгания



Наименование

проверки

Баллы

5

4

3

2

Отклонение от прямолинейности обработанных плоскос-

тей на 0,5 м длины чистовой заготовки

Без существенных просветов

Просвет 0,3 мм

Не более 0,6 мм

Более 0,6 мм

Прямоугольность сечения заготовки

Без существенных просветов

Просвет 0,2 мм

Не более 0,4 мм

Более 0,4 мм









© 2010-2022