- Преподавателю
- Школьному психологу
- Профориентационная программа «Дорога в будущее»
Профориентационная программа «Дорога в будущее»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Таршилова Е.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Кондинский район
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
на заседании директором МКОУ Мулымская СОШ
педагогического совета ______________ В.П.Широкова
протокол №___ от _______2014г. приказ № _____-од от _______2014 г
Профориентационная программа «Дорога в будущее».
Составитель: педагог-психолог
первой кв.категории
Таршилова Е.А.
п. Мулымья
Пояснительная записка
Программа по профориентации «Дорога в будущее» для учащихся 1-11 классов на 2014-2016 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:
-
профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);
-
профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);
-
профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).
В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:
-
получение воспитанником знаний о себе самом (образ "Я");
-
информация о мире профессионального труда;
-
осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).
Обоснование программы
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры - коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно - нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положено трехфакторная модель Е.А. Климова (Хочу - Могу - Надо).
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
условно выделяют следующие этапы:
- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
---средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
Таким образом необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Дорога в будущее».
Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
-
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
-
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
-
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
-
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
-
Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
-
Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепцией Модернизации российского образования;
-Устав школы.
Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
-
Профпросвещение - педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
-
Диагностика и консультирование - с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
-
Взаимодействие с предприятиями - с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
-
Профадаптация - с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями
Этап
Возрастные особенности
Формы профориентационной работы
Пропедевтический
1-4 классы
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
-
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
-
Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
-
Методика «Кем быть»
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- костюмированные карнавалы профессий
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- игра «Чей это инструмент?»
- трудовые поручения
- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов
- кто работает в нашей школе?(экскурсия)
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские
- беседа: мое любимое занятие в свободное время
Поисково-зондирующий
5-7 классы
Формируется чувство взрослости.
Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
-
Встречи с интересными людьми (профессионалами)
-
Экскурсии
-
Ролевые игры
-
Конкурсы
-
Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
Темы классных часов
-
Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
-
Всякий труд надо уважать
Период развития профессионального самоопределения
8-9 классы
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения - адекватная самооценка
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьного психолога
- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
- знакомство с правилами выбора профессии
- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
Учащиеся
10-11 классов
Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии
Дискуссии
«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)
Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы - классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.
Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы.
Планируемые результаты
Реализация данной Программы позволит:
-
повысить мотивацию молодежи к труду;
-
оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
-
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
-
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2014 - 2016 годы
I этап: проектный -2014-2015 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1.Изучить нормативную базу.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практически - аналитический- 2015-2016 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.Обогащать содержание профпросвещения.
3.Развивать ученическое самоуправление.
4.Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
9.Обобщить результаты работы школы.
10.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
11. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
«Дорога в будущее» на 2014-2016 г.
№
пп
Содержание
Срок проведения
Ответственные
Создание нормативно - правовой базы
1.
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.
Август 2014
Заместитель директора по ВР
2.
Создание банка данных об учебных заведениях города.
Сентябрь 2014
Социальный педагог
3.
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.
Сентябрь 2014
Заместитель директора по УВР
4.
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.
В течение года
Заместитель директора по ВР, кл.руководители
5.
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»
Октябрь 2014
Руководитель МО
6.
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в читальных залах.
2014 - 2016
Библиотекарь
7.
Обновление информации по профориентационной работе: обновление регионального банка о возможностях трудоустройства и профессионального обучения
1 раз в квартал
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
-
Профпросвещение
Реализация программы по профориентации:
1.
Экскурсии на предприятия района.
Ежегодно
Кл.рук
2.
Экскурсии в учебные заведения
Ежегодно по плану школы
Классные руководители 9 классов
3.
Ярмарка профессий «Шаг в будущее».
Ежегодно в сентябре
Классные руководители 10-11 классов
4.
Акция «Чистый двор».
Ежегодно в апреле
Зам директора по ВР
5.
Проведение областного месячника профориентационной работы и содействия занятости молодежи «Твой выбор» (9-11кл): формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет решения знаний о мире профессионального. труда, информирование о многообразии профессий и основных правил выбора профессии и содействия занятости молодежи.
Март-апрель
Реализация школьной программы:
1.
Профориентация учащихся на уроках.
Ежегодно
Учителя предметники
2.
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».
Октябрь 2014-2015
Заместитель директора по ВР, кл.рук
4.
Конкурс творческих проектов
203-2015
Учителя технологии
5
Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи»
2014
Учителя русского языка и литературы
6.
Проведение тематических классных часов:
-
Мастерим мы - мастерят родители (1 класс).
-
Профессии моего города (2 класс).
-
Трудовая родословная моей семьи (3 класс).
-
Известные люди нашего города (4 класс).
Мир профессий (5 класс).
Как изучить свои способности (6 класс).
Я и моя будущая профессия (7 класс)
Внутренняя культура - гарант удачного бизнеса (8 класс).
Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 класс).
Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 класс).
Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).
В течение года
Классные руководители, библиотекарь психолог школы
7.
Проведение спецкурсов профессиональной направленности
Ежегодно
Заместитель директора по УВР
8
Проведение «Недели защиты профессий»
-
в сфере обслуживания;
-
в промышленности;
-
в науке.
Ежегодно в мае
Заместитель директора по УВР, соц.педагог, кл.руководители
9.
Информационно - просветительская работа:
Оформление стенда по профориентации:
-
Рубрика «Твое профессиональное будущее»
-
«Типы профессий»
-
« Куда пойти учиться»
-
«Структура трудовой деятельности»
-
Потребности труда
2014 - 2016
Заместитель директора по ВР
Педагог-психолог
10.
Родительские собрания
-
Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
-
«Хочу, могу, надо» изучение склонностей и способностей ребенка.
-
Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
-
Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
-
Родительское собрание для будущих 10- классников. Знакомство с элективами.
-
Образовательные услуги, предоставляемые районом , областью
Ежегодно:
октябрь
декабрь
апрель
май
апрель
май
Классные руководители, психолог,
администрация
9.
Профессиональная адаптация учащихся.
Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):
В течение всего периода
Классные руководители
2.Диагностика и консультирование.
1.
Консультированиеи Тестирование учащихся8-9 классов:
-
« Карта интересов».
-
«Склонности и профессиональная направленность».
● «ДДО»
● Профессиональные склонности
● Профессиональный тип личности
● Мотивы выбора
● Анкета «Профессиональный интерес»
Ежегодно
Заместитель директора по ВР, психолог школы
.
2.
Консультирование родителей:
по вопросам профориентации
Ежегодно
Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог
3
Консультация медработника по теме: «Здоровье и выбор профессии»
В течение года
3.Профадаптация
1.
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.
Ежегодно в
Августе
Классные руководители, заместитель директора по УР
2.
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».
Ежегодно в мае, июне
Социальный педагог
3.
Организация работы трудовой бригады.
Май, июнь
социальный педагог
4.
Вечер встречи выпускников
Ежегодно в
Феврале
Классные руководители.
4.Мониторинг качества профориентационной работы
1.
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся
2014-2016
Рук.МО
2.
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
2014-2016
Социальный педагог
3.
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:
- психология выбора профессии
- использование игровых упражнений в
профориентационной работе
- трудовое воспитание как условие
эффективности профориентации
старшеклассников
- конфликты профессионального
Самоопределения
2015
Социальный педагог, психолог
5. Совместная деятельность с социальными партнёрами
1
Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров
По отдельном плану
Зам. директора по ВР, кл.руководители
2
Совместное празднование профессиональных праздников
В канун праздника
Зам. директора по ВР, кл.руководители
3
Составление каталогов профессий социальных партнёров
В течение года
Социально-психологическая служба
4
Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений
В течение года
Зам. директора по ВР, кл.руководители
5
Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации
№ п/п
Должность
Направление профориентационной деятельности
1.
Классный руководитель
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведени
2.
Учителя-предметники
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
3.
Библиотекарь
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
4.
Социальный педагог
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
5.
Педагог-психолог
- проводит психолого-педагогическое консультирование;
- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
6.
Мед.работник.
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
7
Зам.директора по ВР
- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными образовательными учреждениями и предприятиями города через экскурсии;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы с учащимися
- проводит консультирование с родителями;
- проводит анкеты по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся;
- проводят организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными образовательными учреждениями и предприятиями
- проводит уроки занятости, уроки труда
-оказывает методическую помощь зам.директора по ВР, кл.руководителям по профориентацииучащихся