- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Система уроков по литературе И. А. Гончаров Обломов
Система уроков по литературе И. А. Гончаров Обломов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова Н.И. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10 класс
Подготовила:
Новикова Н.И.
Учитель литературы МБОУ МСШ
Урок №1
Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.»
Цели урока:
-
Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско - личностный, историко - литературный контексты возникновения произведения.
-
Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой.
-
Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества.
Форма урока - урок - семинар
Тематический план к семинару:
-
Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни.
-
Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова.
-
Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести.
-
Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах».
-
Роман «Обломов»: история создания.
-
Социально - политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов».
Урок №2 - 3
Тема: «Обломов - главный герой романа: его сущность, характер, судьба».
Цели урока:
-
Определить особенности характера главного героя.
-
Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.
-
Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.
Форма урока - работа в группах.
Мне давно совестно жить на свете.
Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.
Первая часть работы
Особенности характера Обломова
Г №1 Г №4
портрет
Философия жизни
Г №2 Г №3
интерьер
Образ жизни
(глава 1) (глава 5)
(глава 1) (глава 6)
Задание:
-
Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.
-
Оформите работу своей группы в виде сообщения.
Групповой функционал:
-
Руководитель группы
-
Мыслители
-
Работающий с текстом
-
Секретарь
-
Спикер
*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.
Вторая часть работы
Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»
Г №1 Г №2 Г №3 Г №4
Светская жизнь
Карьера
«Творчество»
«Безликость»
Волков Судьбинский Пенкин Алексеев
Вопросы для работы групп:
-
Для чего автор вводит этих героев?
-
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
-
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
-
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вывод (глава 8):
«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова - что она для него?
Критерии оценивания работы групп:
-
Включенность в работу всех участников группы.
-
Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.
-
Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.
Домашнее задание:
Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.
Урок №4
Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».
Цели урока:
-
Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.
-
Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.
-
Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.
Форма урока - аналитическая беседа.
? Антитеза жизненных идеалов героев:
«…Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд - образ, содержание,
людям искажать ее...» стихия, цель жизни».
Чья философия позитивна и конструктивна?
План работы:
-
Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 - 4)
-
Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)
-
Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:
Обломов: Штольц:
Покой (апатия)
«…он беспрестанно в движении…»
Сон (бездействие)
«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»
«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»
Мечта - «скорлупа, самообман»
Страх перед обстоятельствами
«причину всякого страдания приписывал себе»
Бесцельность существования
«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»
Труд - наказание
«Труд - образ, стихия, содержание, цель жизни»
-
Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается
антитеза между Обломовым и Штольцем.
-
Антагонизм жизненных воззрений героев.
(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).
«Провокационные» вопросы:
-
Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
-
А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни - мертвецы, такая жизнь - бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
-
Поэтическое восприятие жизни Обломова - это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
-
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Итог:
Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж?
Урок №5 - 6
Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».
Цели урока:
-
Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.
-
Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
-
Определить воспитывающее значение духовно - ценностных установок героев.
Форма урока - литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).
Любовь - претрудная школа жизни!
?
Прошел ли Обломов эту школу?
Изменила ли она его?
Работа в аналитических группах:
Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:
-
Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).
-
2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?
-
9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?
-
10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?
-
3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова - сравнить с отношениями Обломова и Ольги.
-
6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что - то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?
-
12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?
*Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.
Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.
Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».
Ей хотелось заставить его взойти на гору.
Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…
Итог:
Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя - поиски, сомнения).
Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?
Домашнее задание:
Записать вывод - ответ на поставленные вопросы.
Вывод.
Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно - ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь - это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого - чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что - то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?
После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».
Урок №7
Тема: «Обломовщина - одно слово, … а какое ядовитое!»
Цели урока:
-
Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.
-
Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 - «Сон Обломова)
-
Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.
Форма урока - проблемный диалог.
Это не мечта - это какая - то …обломовщина!
Нет, жизнь моя началась с погасания.
Наше имя - легион!
-
Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока.
Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке.
? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым
сказала, что он «уж давно умер»?
Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в
чем причины его «лежанья»?
Анализ «Сна Обломова»:
-
Композиционная роль этой главы.
-
Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего?
-
Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились?
-
Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки?
-
Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца.
-
Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи.
-
«Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»).
-
Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.
-
Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?
-
Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по - вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?»
Итог:
Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.
Страх жить неумение делать выбор и
( желание спрятаться от проблем) принимать решения
бесцельность неспособность
существования устраивать свою жизнь
неумение брать на существование
себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:
судьбу жить на «авось».
Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.
Домашнее задание:
Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя - легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Сочинение - эссе.
Трагедия судьбы Обломова.
Отвернувшись от труда,
ты отворачиваешься от себя как от личности.
После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов - трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы?
С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой - нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой - нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы.
Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами.
Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по - моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто - то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю - и так каждый день)!
Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова - внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием.
Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей - либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд - это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится!
Малышев Денис
10а класс