• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Открытый урок по литературе для 10 класса. Тема: Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов

Открытый урок по литературе для 10 класса. Тема: Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов

Тема урока: Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов. Тип урока: комбинированный: урок художественного восприятия произведения.Задачи (с позиции УДД и требований ФГОС)  Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л.Н.Толстого; вызвать интерес к личности и творчеству автора; совершенствовать умение составлять тезисы; дать определение понятия «роман-эпопея», выявить его характерные признаки.Пре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок №1 по литературе для 10 класса

учителя русского языка и литературы Юсуповой Эдие Ридвановны

Тема урока: Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого. История создания романа «Война и мир». Характеристика эпохи. Система образов.

Тип урока: комбинированный: урок художественного восприятия произведения.

Задачи (с позиции УДД и требований ФГОС)

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л.Н.Толстого; вызвать интерес к личности и творчеству автора; совершенствовать умение составлять тезисы; дать определение понятия «роман-эпопея», выявить его характерные признаки.

Предметные: ознакомить с творческой историей романа «Война и мир»; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

Межпредметные связи: русская литература, русская история.

Ресурсы урока: учебник, текст романа «Война и мир», РМ для работы в группах, литературоведческий словарь.


Ход урока

I.Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока.

III.Работа над темой урока

1.Проверка домашнего задания (фронтально).

2.Втупительное слово учителя.

-В начале XX. века Л.Н.Толстого называли «учителем в жизни и искусстве». В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника слова продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет в нем ответ на свои вопросы и не просто разъяснит себе непонятное, а «подчинится» редкостно живым толстовским героям, воспринимая их как реальных людей. В этом и заключается феномен писателя. Мудрость постижения им человека, эпохи, страны, всего сущего приходит в близких каждому из нас переживаниях. Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добро, поиски смысла жизни - ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют истинный путь, дорогу к разумному, доброму, вечному.

3.Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве Л.Н.Толстого ( Учащиеся составляют подробный план ).

4. Слово учителя

(Учащиеся составляют тезисы)

- «Во всем мне хочется дойти до самой сути …» Этими словами Б.Пастернака мы начинаем изучение романа «Вона и мир», потому что именно до самой сути хотел добраться Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющие интерес писателя к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Проблемы середины века: судьба народа, вопрос об отмене крепостного права -реформы 60-ых гг.; постепенных уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения; вопрос о патриотизме, связанных с поражением в Крымской войне; вопрос об освобождении женщины, ее образовании, женской эмансипации.

5.Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи

  1. Работа со словарем литературоведческих терминов над понятием роман-эпопея .( в парах).

  2. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

Черты эпопеи в романе «Вона и мир»:


  1. Картины русской истории ( Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение)

  2. События общественной и политической жизни( масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

  3. Отношения помещиков и крестьян (преобразования Петра, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

  4. Изображение различных слоев населения ( поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

  5. Описание бытовых сцен крестьянской жизни ( балы, великосветские приемы, охота, посещение театра и др.)

  6. Разнообразие человеческих характеров.

  7. Большая протяженность времени ( 15 лет).

  8. Широкий охват пространства ( Петербург, Москва, Поместья Лысые горы и Отрадное, Смоленск, Бородино).

Вывод: Чтобы воплотить замысел, Толстому потребовалось создать новый жанр и только роман-эпопея соответствовал всем авторским условиям.

6.Обобщающая беседа по определению авторского своебразия романа

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

«Пресс»:анализ содержания статьи Л.Н.Толстого « В чем моя вера?» ( в группах ).

(РМ один на группу).

Ответьте письменно на вопрос: Какие принципы Л.Н.Толстого вы принимаете, а какие отрицаете? Почему?

Принципы религиозно-технического учения Л.Н.Тостого:


  1. Не противься злу насилием.

  2. Не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни.

  3. Не клянись и не присягай никому не в чем.

  4. Не мсти и не оправдывай чувство мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды.

  5. Помни -все люди братья. Учись и во врагах видеть доброе.

V. Домашнее задание.

Творческое задание(по вариантам.

1 Вариант.

Подготовиться к исследовательской работе «Путь духовных исканий Андрея, Пьера Безухова»: отметить в тексте романа цитаты, внутренние монологи героев..

2 Вариант.

Раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Прочитать соответствующие главы романа и дать краткую характеристику героинь романа по плану:1)портрет;2)поступки;3)отношение к семье и детям;4)отношение автора к героиням;5)ваше отношение к героиням.

© 2010-2022