- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Жаргонизмы 6 класс
Конспект урока Жаргонизмы 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Рогожникова Е.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № ________
Тема: «Жаргонизмы»
Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы.
Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность - неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;
метапредметные: определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека.
личностные: воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
-
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.
-
Актуализация опорных знаний
Записать на доске слова:
земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый.
Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы:
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают
-
Как называется словарный состав языка?
(лексика)
-
Как называются слова русского языка известные всему народу ?
-
Обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные?
(общеупотребительные)
(земля, идти, говорить, синий, небо)
-
Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Найдите профессионализмы?
(профессионализмы)
(аккорд, акварель, наждак)
-
Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? Назовите диалектизмы?
-
Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу?
-
Что это за слова?
Это жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.
(диалектизмы)
(парнище, ступай, вестимо(конечно, разумеется))
(баксы, кент, клёво)
-
Мотивация УД.
Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей.
К.И.Чуковский.
Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.
Читают, анализируют, осмысливают.
(Ответы: уметь определять уместность - неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи), (чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим).).
-
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.
-
Работа над темой.
Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.
(синонимы-слова одной и той-же части речи , которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).
Сленг - лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
В отличие от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.
А вы используете в своей речи жаргонизмы?
А для чего?
Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры.
(Цензура - это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).
(чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга).
Записать определение
-
Физкультминутка
Потуситься нам пора, Встанем дружно все братва, Наши клешни разомнём И опять строчить начнем.
Поразмяться нам пора, Все потянемся друзья, Наши ручки разомнем, И опять писать начнем. Тихо сядем и ответим,
Какой текст здесь, ближе детям?
Какое из этих четверостиший вам понравилось больше?
Делают разминку.
Отвечают
(Первое четверостишие можно употреблять в общении среди сверстников, но когда слова жаргонизмы употребляет в своей речи учитель, это является не совсем уместным и режет слух. Поэтому второй вариант нам нравится больше).
-
Работа над темой.
Работа с учебником - прочитать материал учебника.
Что называют жаргонизмами?
Жаргонизмы - слова, употребляющиеся определенной социальной или возрастной группой)
Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов?
Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?
Легко ли вам переходить в живой речи от жаргонизмов к общеупотребительной лексике?
(все они относятся к необщеупотре-бительной лексике)
-
Закрепление материала.
А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.
Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать, машина, наехать(гл), слинять(гл), уйти, круто(прил), общежитие, хорошо, оттянулась(гл), телик(сущ), видеодвойка, телевизор.
Задание: учитель читает слова - учащиеся:- первый ряд выпишет существительные, второй ряд глаголы и третий ряд наречия. (наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признаки действия, качества, свойства предмета. Обычно отвечает на вопросы как? Где? Когда? Почему? Пр.быстро, внимательно, сегодня, вдали, можно, нельзя)
Существительные: чувак, чел, прикид, базар, понты, тело, копец, халява, крышка.
Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь.
Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно.
Коллективная работа.
Выписывают слова, определяют принадлежность.
Работа по рядам
Работа по рядам
Записывают только литературные слова
Слово учителя
Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.
Задание: выявите тематические группы жаргонизмов: Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.
Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
Задание: предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».
Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан - друг, приятель.
Кент - модный парень.
Гон - враньё.
Стрёмный - плохой.
Балдеть - веселиться.
Клёво - хорошо.
Училка - учительница.
Домашка - домашняя работа.
Тыква - голова.
Оттянуться, оторваться - отдохнуть.
Тащиться - восхищаться.
Потрещать - поговорить.
Тормоз - отсталый.
Балдёж - удовольствие.
Слинять - сбежать.
Трындеть разговаривать
Кемарить дремать (спать, отдыхать)
Наехать Угрожать (вымогать, преследовать)
Задание: Замените сленг, на литературный язык.
1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.
2 вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.
(Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)
(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)
-
Рефлексия.
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Заключительное слово учителя:
Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?
Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь.
Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей).
Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему?
Но все - таки жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.
Заключительное слово
Много слов на земле.
Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту...
(Я считаю, что в кругу своих друзей можно иногда употреблять некоторые из них).
(жаргонизмы всегда были и будут в языке. В их создании проявляется речетворческое начало народа.)
Слушают, осмысливают.
-
Домашнее задание
№23, упр.179-180
Запись в дневник.
Приложение к уроку
Происхождение жаргонизмов.
1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);
2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) - крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) - тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) - липовый (фальшивка, подделка);
3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) - день рождения, стрит (из английского языка) - улица, мен (из английского языка) -парень;
4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);
5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.
1