Урок по произведению Забайкальского писателя Евгения Куренного «Громобой-перо» (Сказки Забайкальского леса)

Я много лет увлекаюсь литературным краеведением. Веду урок » Фольклор и литература Забайкалья». Учебно методического комплекса по предмету нет, возникают трудности. Поэтому я решила  отправить свой урок по произведению Е.Куренного « Громобой-перо».Это повесть -сказка очень нравится детям, а я имею возможность на примере героя воспитывать высоконравственного , ответственного гражданина Забайкальского края. По этому произведению я проводила внеклассное мероприятие, дети с удовольствием  участвуют ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по произведению Забайкальского писателя Евгения Куренного

« Громобой-перо» (Сказки Забайкальского леса)

Тема: Данилка глазами юного зрителя.

План-конспект урока

1 Ф.И.О. Кузьмина Наталья Петровна

2. Должность: учитель русского языка и литературы

3Место работы: МОУ СОШ п. Жирекен

4. Класс 5

5. Тема: Данилка глазами юного читателя.

6. Тип урока: освоения новых знаний с использованием ИКТ

7. Вид урока: урок-исследование

8. Форма: Групповая и коллективная работа

9. Базовый учебник: нет

10. Оборудование урока: компьютерная презентация по теме урока,

иллюстрации к произведению, герб Забайкальского края, проектор, нетбуки у детей, отпечатанные тексты, костюмы, таблица-алгоритм, корзинка мнений, смайлики, магнитики.

(Слайд №3)Эпиграф:

«Смотри внимательно, прислушивайся чутко -

и непременно увидишь и услышишь

что-то редкостное, необыкновенное».



«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

С возможностью делать добро людям»

Л. Н. Толстой



Цель: становление высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина Забайкальского края, принятие семейных ценностей, основанных на традициях Забайкальского края.

Задачи:

Образовательная: Формировать умение анализировать текст в его жанровом своеобразии, выражать свои мысли, оценивать свои поступки героев, делать выводы.

Познавательная: показать пример поведения в экстремальных условиях.

Воспитательная: на примере Данилки воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению жизненных трудностей.

Предварительное домашнее задание: исследования в группах

1) оглавление частей текста

2) наблюдение за изменениями в природе

3) сказочное и фантастическое в произведении .

Ход урока

1 Организация начала урока. Приветствие.

2. Мотивация деятельности: Анализ произведения - показатель вашей зрелости. Поэтому мы сегодня посмотрим, как вы умеете анализировать, выделять главную мысль, поднимаемую автором, высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Создание эмоциональной обстановки: песня на стихи Георгия Баля - поэта п. Жирекен

« Забайкалье мое, Забайкалье»

Слайд №1. Эпиграфы.

Слайд №2 Герб Забайкальского края (Слайд №1)

2. Актуализация прежних знаний

У: Ребята, посмотрите на герб Забайкальского края, какой символ на гербе перекликается с произведением Е Куренного « Громобой-перо». Что это символизирует? Зачем на гербе стрела?

Деятельность детей на уроке:

Д: Лук со стрелой в когтях орла символизирует мощь и неприкосновенность восточных рубежей России, а положение лука тетивой вниз означает употребление его в оборонительных целях

У: Кому можно доверить стрелу, чтобы над нашим краем не разразилась война?

Д: В добрые надежные руки.

У: Можно ли доверить стрелу Данилке, герою произведения Е. Куренного

« Громобой - перо»? Давайте докажем, почему?

Деятельность детей на уроках. Работа по композиции произведения:

По иллюстрациям соберем сюжет произведения, выделим кульминационный момент. (На доске на магнитиках иллюстрации к произведению). Разделите на эпизоды повести и сказки (отбирают, на магнитах)

2. Этап усвоения новых знаний

Задача: исследование текста, умение подтверждать рассуждения примерами.

1.- Семейный совет (слайд№4)

Беседа.

Каким эпизодом открывается произведение « Громобой-перо»

( Работа 1 группы исследователей) Как назвала этот эпизод 1 группа?

-Семейный совет (Показ иллюстрации через проектор)

У: Какой вопрос вынесен на обсуждение?

2. Каким вы видите Данилку?

Д: Отец не хотел брать Данилку в тайгу, но сын обиделся, что к нему относятся как к маленькому, все-то за мужика не считают.

У: А можно ли назвать его мужичком.

Д: Да, он в тайге он бывал много раз. Еще совсем малого отец возил его летом на покос - в долину речки Серебрянки, за перевал. Потом стал брать и по ягоду, и на рыбалку, даже с ночевкой на берегу реки, у костра. А прошлой осенью, в эту же пору, показал, как надо рябчиков добывать, приманивая их в чаще манком-свистулькой. Данилка уже умел и на коне ездить, и хариусов легкой удочкой ловить. Он знал таежных зверей, птиц и не боялся ружейного выстрела. Тайга для него была, что дом родной Данилку.

У: Кто научил Данилку?

-Отец и мать.

3. Как говорит Данилка с родителями?

Д: Убедительно. Он уговорил отца взять его с собой, проявил настойчивость.

Д: Серьезно и самостоятельно. Нет боязни, он равноправный член семьи.

Вывод: Очень важно для маленького ребенка семья, чтоб его, такого маленького, серьезно воспринимали родители

-Является ли семья Данилки крепким тылом для него? Почему.

У: Какая атмосфера царит в доме Данилки? Какие черты характера родителей подчеркнем?

Д: Мудрость и сдержанность отца («А что, мать? Может, и правда пускай Данилка сходит со мной в тайгу, до моего зимовья? Пускай привыкает. Я его оттуда сразу отпущу. Дорога не такая уж дальняя. До захода солнца дома будет.»), беспокойство матери («Беспокоиться тут буду весь день, места себе не найду» ),

У: Какими чувствами проникнуто прощание?

Д: Мать - хорошая хозяйка, мать, жена ( «Сама она легла не скоро - когда и Данилке приготовила одежку в тайгу, и в избе прибралась, завела на завтра кислое тесто для оладьев. А поднялась - до рассвета, с петухами. Растопила печь, сварила картошки казанок, в большой чугунной сковороде нажарила оладьев на горячих углях, согрела самовар - охотников накормить-напоить на дорогу. И тогда только их разбудила». ), ответная похвала мужа за «пышные оладушки» (« позавтракали, похваливая пушистые оладушки, - а к ним была брусника, пересыпанная сахаром.»)

Является ли это примером для Данилки?

У: Был ли счастлив Данилка в семье? В чем было счастье его? (Обращение к эпиграфу)

Д: Атмосфера в семье проникнута взаимоуважением и любовью. Он счастливый ребенок.

2. В дороге (показ иллюстрации) Какие еще уроки преподал отец Данилке? ( Слайд №5)

  1. Почему отец соскочил с коня?

Д: Это пример бережного отношения к животному.

  1. Какой русской пословицей можно подписать эту иллюстрацию?

Д: За отцом как за каменной стеной. «Крепче держись»- чувствуется крепкая отцовская рука, что очень важно в жизни мальчика. На вопросы отвечает обстоятельно поясняя.

У: Кто присоединяется к нашим героям?

Д: Образ природы переплетается с настроением героев.

( Задание 2 группы) У: Как ведет себя природа? Она участник событий или равнодушный созерцатель?

« Из-за высокого хребта выглянуло, поднялось им навстречу яркое солнце. Под его лучами на деревьях и кустах, на сухой траве и теплых листьях так разноцветно и ослепительно засверкал утренняя изморозь, что Данилка стал жмурить глаза». Солнце радуется вместе с героями

« И тайга здесь была темная. Суровая. На пути возникали отвесные утесы и нагромождения камней» ( Предупреждение)

3.В охотничьем зимовье ( Слайд №6)

У: Какие уроки дал отец? (накормил коня, « в тайге надо спички при себе иметь»,) «Смотри внимательно, прислушивайся чутко -

и непременно увидишь и услышишь

что-то редкостное, необыкновенное») - (обращение к эпиграфу)

А вы что заметили, дети? Были вы внимательными при чтении текста

Д: исследователи « Нахмурился осенний октябрьский день»….

4. Спасение изюбра (Слай№7)

Деятельность детей на уроке. Выразительное чтение отрывка (Стр. 15)

Осмелел Данилка, вышел на поляну. Приблизился к зверям и... остолбенел, пораженный тем, что увидел. Так вот оно что произошло, вот какая беда подстерегла изюбров. Сошлись они в поединке - оба матерые, гордые, ни тот ни другой не хотел уступить, - сшиблись изо всей силы, с налета, и от удара сцепились, намертво переплелись отростками высокие ветвистые рога. Сцепились так хватко, что не разнять. И уже не смогли расстаться, разойтись непримиримые соперники. И связала их с той минуты одна судьба: вместе мучиться, изматывать друг друга до последнего, а потом медленно умирать от жажды и голода»

У: Как поступил Данилка?

Деятельность детей на уроках. Оценка выразительного чтения-смайлик.

Д: Пересказ детей о спасении зверей

7) Только ли топориком помогал Данилка?

8) Как вы оцениваете поступок Данилки?

9) Как вы переживали этот эпизод произведения?

10. На кого оглядывался Данилка, когда спасал зверей?

( Примеры и уроки отца..)

К вашим переживаниям присоединяется Иван Бунин. Послушайте, как перекликаются …

Деятельность детей на уроке. Стихотворение читает Голунов Максим

И Бунин « Густой зеленый ельник у дороги»

«Густой зеленый ельник у дороги

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг - прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон - и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, В избытке свежих сил,

В стремительности радостно - звериной

Он красоту от смерти уносил.

- Как эту красоту передает рисунок ученицы 6 класса МОУ СОШ п. Жирекен Мухиной Анны? (Слайд №8)

Вывод: Похож ли герой Данилка на Забайкальских мальчишек?

Похож. Наши мальчишки и девчонки летом косят сено, ходят за грибами и ягодами, на охоту, добывают орехи, ловят удочками рыбу, слушают крики журавлей, тушат пожары, спасают подраненных птиц. Помнят завет отцов: делай добро и будешь счастлив.

4. Куда попадает Данилка?

- В Воронье царство.

Подготовил ли нас автор для встречи со сказкой? ( Работа 3 группы)

Если ребята затрудняются, можно помочь наблюдениями учителя (таблица)

Вывод: Данилка не обращает внимания на природу, которая подсказывает ему, не пускает. Но он обязательно научится.

Деятельность детей на уроках Сценка: « В вороньем царстве»

Данилка: Заблудился я что ли? Где я?

ВОРОН: Стой, Ни с места. Ты обокрал нас. Ты отнял у нас добычу. Те два зверя были нашими, а ты влез не в своё дело и отпустил их. Ты помешал нам, оставил всех нас без еды. Ты вор и поганец. Мы тебя не простим.

Ворон 1: Не простим

Ворон 2: Ах, ты поганец!

Ворон 3: В яму его, в яму, пускай там гниет.

Ворон 1:Разодрать его на кусочки!

Ворон: Слушай! Ты пожалел тех зверей… Ты такой жалостливый и сердобольный? За это для меня и моей стаи будешь каждый день приносить мне печенку Я хочу каждый день есть горячую печенку. И запомни, если плохо будешь служить мне, то никогда не увидишь солнечного света, а если перестанешь жалеть их, я сделаю тебя своим другом и открою тебе секрет долголетия. Согласен? Говори сразу. Я ждать не люблю.

Данилка: Я согласен А как же я буду добывать зверей. С пустыми руками?

ВОРОН:Я дам тебе своё оружие…..

Данилка: Надо поглядеть, что это за перо и проверить. ( Бросает ).

Вот тебе раз. Ничего не произошло: ни грома не грянул, молния не сверкнула. Значит, ворон выдумал про волшебную силу. Нет ничего волшебного

Ворон1: Кидай, зверь идет!

Ворон 2: Зверь идет, кидай.

Ворон 3: Кидай, а то прозеваешь.

Учитель: Ребята, кинет Данилка перо?

- Нет.

Учитель: А кто придет на помощь? ( Ответы детей)

Синичка: Ни одна я, а с изюбром, которого ты спас. Что у тебя в руке?

Данилка: Громобой-перо.

Синичка: Постой-постой, про это перо я слышала от своей бабушки, а та от своей.

Послушай. Когда-то давным - давно в наших лесах жил охотник. Промышлял в лесу, делал для людей разные необыкновенные вещи. Эти вещи приносили людям радость и счастье.

Но стала являться набегами дикая разбойная орда. Они грабили деревни, убивали людей.

Пришли люди к охотнику и попросили его выковать им непобедимое оружие. Охотник придумал. Он сделал стрелу похожей на птичье перо, чтобы далеко летело.

Но случилась беда. Когда охотник пошел за голубицей-ягодой, вороны украли её у кудесника

Есть у громобой - пера секрет, заговор кудесник написал на листе бересты, где та береста- никто не знает.

Данилка: Как бы нам узнать про волшебный заговор.

Синица. Я всё узнала. Я проведала тайну громобой- пера у старого луня. Вот оно.

Тот будет повелевать сим оружием, кто возьмет его в руки не для разбоя, а для защиты людей, кто накалит его наконечник на своем огне и трижды произнесет: « Служи добру, а не злу»

Запомнил? Торопись. Видишь, сколько воронья поднялось. (Стреляет)

Так зачем же ворону понадобился Данилка? Почему он сам не воспользовался им?

Перо обретает волшебную силу только в СЛУЖЕНИИ добрых дел.

Учитель: Где же истоки смелого поступка Данилки?

-В семье, в примере отца.

- Когда счастлив человек? ( Обращение к эпиграфу.)

-Так какой же завет дает нам Куренной?

- Твори добро, а не зло.

У: Можно ли доверить громобой - перо Данилке?

Данилка - настоящий герой. Он не струсил, не повернул назад. Он понял, что кто-то попал в беду. И не важно кто: человек, птица, животное.. Бросается на помощь.

-Чьи уроки вспоминает Данилка в лесу?

- Доброта и забота о близких, воспитанная в семье, сразу проснулась в Данилке. Он помогал изюбрам и словом и делом.

Не испугался вступить в схватку с Воронами, хотя было и страшно и трудно.

У Данилки широкая и чистая душа. Ему можно доверить громобой-перо, он будет служить добру, а не злу.

Данилка-пример истинного забайкальца, любящего свой край, свою землю, готового защищать её.

Обращение к гербу Забайкальского края:

У: А доверил ли бы мастер громобой -перо лично тебе? (Дети оценивают свои поступки « Наверное, мне бы не доверили, я не такой смелый, как Данилка….»)

Доверят ли колчан со стрелами Вам, дети?

Рефлексия: Учащимся на память предлагается «корзина пожеланий», где написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию в семье, к добрым делам. Учащиеся вытаскивают листы из «корзины» и зачитывают их вслух:

  1. Будь предан своей семье, избегай возможности предать её.

  2. Будь верен и надежен.

  3. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

  4. Воспринимай людей как равных себе.

  5. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

  6. Умей прощать и не будь обидчив.

  7. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

  8. Ставь интересы других людей выше собственных.

  9. Проявляй Чуткость.

  10. Умей контролировать свои желания и поступки.



  1. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

  2. Стремись всё делать как можно лучше

  3. Делай первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.

В награду за работу получают смайлики (Слайд)

Приложение №1

Исследовательская работа по произведению Е. Куренного

« Громобой-перо»

Глава

Изменения в природе

Сказочное и фантастическое в произведении

« Громобой-перо»

Семейный совет

Дорога в тайгу

« Из-за высокого хребта выглянуло, поднялось им навстречу яркое солнце. Под его лучами на деревьях и кустах, на сухой траве и теплых листьях так разноцветно и ослепительно засверкал утренняя изморозь, что Данилка стал жмурить глаза»

« Вот где, наверное, живут медведи да Баба Яга с лешими, - подумал Данилка.- В этих камнях…»

« И тайга здесь была темная. Суровая. На пути возникали отвесные утесы и нагромождения камней»

В охотничьем зимовье.

«Смотри внимательно, прислушивайся чутко - и непременно увидишь и услышишь что-то редкостное, необыкновенное»

Дорога домой

« Солнца не было»

« А небо хмурилось все сильнее. С туч заморосил мелкий холодный дождь»»

« В той стороне каркало воронье».

« Таинственная неодолимая сила влекла его»

« Впереди зловеще каркало вороньё»

Спасение изюбров

« Снег повалил».

Снег падал густой и мокрый».



« Хмуро , неприветливо стало в тайге. Надвигалось ненастье».

«Новой и загадочной казалась тайга»

Таинственная, неодолимая сила теперь уже влекла, подталкивала его туда»

«позатаились в невидимых и недоступных местах»

«нечистая сила, оборотень какой-то».

« За этими загадочными воротами».

«Это говорил ворон».

« И вдруг неведомая, шальная сила оторвала его от земли…»

В вороньем царстве

Необычная тайга - такой он ещё никогда не видел. Он стоял на склоне горы, под высоким утесом, а перед ним - и вдаль, и вширь - простиралась дремучая кедровая тайга. Да, кедровая, он сразу узнал. Но была она не зеленая, как на тех, знакомых Данилке хребтах, я черная. И стволы кедров, и ветки на них, и хвоя были черными, как воронье крыло. Неглубокий снег покрывал землю… А вдалеке - всюду поднималось высокие скалистые горы, тоже черные, неприветливые, чужие…»

«нахмурилась, потемнела без того черная земля»



Возвращение

«Посветлело в просторной тайге»

Приложение №2 -презентация



© 2010-2022