- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Уроки литературы в 7 классе по произведению И. А. Бунина Цифры
Уроки литературы в 7 классе по произведению И. А. Бунина Цифры
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокоумова И.Е. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе
И.А.Бунин. «Цифры».
Цели:
1) образовательные:
- показать сложность взаимоотношений взрослых и детей через внимательное прочтение и изучение рассказа;
- суметь увидеть авторскую мысль о большой ответственности взрослого человека за воспитание детей (ребенка);
2) развивающая, общедидактическая: формирование у обучающихся аналитического мышления через углубленное исследование, интерпретацию текста; умения видеть за каждым писательским словом свой смысл;
3) воспитательная: воспитание внимательного читателя, любви к чтению.
Ход занятия.
I Изучение судьбы и особенностей творчества И. А. Бунина.
1. Реализация дом. задания. Чтение плана к статье в учебнике (стр. 3-5)
II Анализ рассказа "Цифры»
-
Выявление знания текста по следующим вопросам:
- Почему рассказ назван «Цифры»?
- В чем состояла ссора между мальчиком и дядей? Кто виноват в ней?
- Как ведут себя бабушка и мама в этой ситуации? На чьей они стороне? Почему?
-
Определение рассказа (дети либо называют определение, либо зачитывают в учебнике).
Обращение к доске, на которой написано психологический рассказ. Почему это непросто рассказ, а психологический рассказ? (Дети отвечают на основании своего опыта. Конечно, большинство рассказов в литературе психологических, но концентрируем внимание данного термина именно на этом рассказе).
3. Запись на доске Справка из толкового словаря (на доске):
Психологизм - углубленное изображение психических, душевных переживаний.
- О каких же психических, душевных переживаниях идет речь в этом рассказе? (Ученики рассказывают не очень подробно о переживаниях ребенка и дяди).
4. Беседа с учащимися
- В чем состоит особенность повествования? (действует герой-повествователь, от лица которого ведется повествование). Доказываем это текстом: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером…» или : « Должен тебе сказать: ты большой шалун…» и т.д.
- О чем может говорить такая манера повествования? (Герой вспоминает события через определенный промежуток времени, через эти воспоминания мы видим неугасшую любовь дяди к мальчику).
- Какие слова и замечания, обращенные к ребенку, передают его любовь и привязанность?( примеры находим в тексте).
- Почему же дядя после крупной ссоры не торопится с примирением, называет при этом себя « очень умным дядей…» (Дядя дает время для осознания поведения мальчиком, а не просто для того, чтобы попросить прощения).
Здесь нужно заметить, что показан консервативный подход в воспитании ребенка; используются старые (хотя и верные) методы: «вредно: не полагается баловать детей» (из текста).
- Почему именно к дяде, а не к маме и бабушке обращается мальчик? Почему ссора именно с дядей стала трагедией? (Доказываем по тексту, что именно дядя уделял мальчику много внимания: покупает ему книжки, карандаши, учит его цифрам и т.д.)
- Из-за чего же произошла ссора? (главное при ответе - умение грамотно сформулировать мысль: ссора произошла из-за немедленного желания мальчика заняться цифрами и нежеланием дяди делать это именно сейчас (хотя нежелание дяди было оправдано позже мудрым правилом: « …вредно, не полагается баловать детей…»
5. Для обозначения завязки ссоры и обнаружения поведения обоих героев составляем таблицу развития ссоры (учителем - на доске, детьми - в тетради).
-
Мальчик
Дядя
« Покажи цифры!»
« Сейчас не хочу. Завтра»
«Ну хорошо же, дядька!»
Не обращает внимания на шум
Начал подпрыгивать и вскрикивать.
«Перестань!»
« Сам перестань!»
из комнаты.
Схватил ребенка за руку и вытолкнул
Истерика
Внешне старается сохранить
спокойствие.
Просьба о прощении.
Радость примирения.
- В чем же вина мальчика и дяди? ( В результате анализа таблицы дети без труда это называют).
- Почувствовал ли дядя свою вину? ( ответ находим в тексте: « Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку…» Обращаем внимание на то, что дядя зажигал папиросу - признак того, что он нервничает.)
- Какие еще фразы выражения говорят о том, что дядя сильно переживает? (Дети находят в тексте).
- Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?( «…Глубоко дыша от волнения…» ( 7 глава).
-
Подведение итога урока. Уроки жизни.
- Какой урок должен был извлечь ребенок из этой ссоры?
( Любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. Детский эгоизм, по мысли автора, излечивается путем игнорирования. Ребенок должен обладать диалогическим мышлением, а не монологическим. Эгоизм отрывает человека от мира. Для того, чтобы пойти на контакт с ним, нужно переступить через свои амбиции. На ранней стадии ребенок этого не осознает, поэтому герой так выстраивает позицию, чтобы существовала тайна познания. Поэтому цифры - один из атрибутов, символов познания. Ситуация счастья в сознании ребенка существует только тогда, когда есть тайна познания. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами.
7. Домашнее задание: прочитать самостоятельно рассказ «Лапти» и ответить письменно на вопрос: «В чем психологизм данного рассказа?»