Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение применять полученные знания на практике; составлять предложения, в которых необходимо тире; развивать  умения анализировать предложенный лингвистический материал;  формировать орфографическую, пунктуационную грамотность учащихся; развивать речь учащихся; воспитывать  языковую культуру и познавательный  интерес к предмету. Для реализации поставленных целей используются разнообразные типы з...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Цели урока: познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение применять полученные знания на практике; составлять предложения, в которых необходимо тире; развивать умения анализировать предложенный лингвистический материал; формировать орфографическую, пунктуационную грамотность учащихся; развивать речь учащихся; воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету, лучшие человеческие качества.

Оборудование: презентация, индивидуальный раздаточный материал.

Самая трудная профессия - быть человеком.

Хосе Марти'

Ход урока

I. Повторение

1) Устный опрос

Что такое подлежащее? Чем может быть выражено подлежащее?

Дайте определение сказуемого? На какие 2 вида можно разделить сказуемое? Что такое простое сказуемое? составное глагольное сказуемое? составное именное сказуемое?

Если сказуемое выражено фразеологизмом, к какому типу вы его отнесете? Почему?

2) Проверка домашнего задания.

Индивидуальное задание №1.

Задание. Спишите предложение, вставьте недостающие знаки препинания. Основываясь на данных предложениях, перечислите случаи постановки тире.

1) Землю солнце красит а человека труд. 2) Всё это и ночь и горы и звёзды и туман казалось мне исполненной невиданной прелести. 3) Зависть обвиняет и судит без доказательств прочла я у одного мыслителя.

Оформите 3-е предложение в виде реплики диалога.

- Какой ещё известный вам случай постановки тире в предложении не отражён в задании?

Индивидуальное задание №2 (выполняется на доске).

Задание: запишите предложение, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения.

Любовь к людям вот основа нравственности делающей их красивее.

3) Работа с классом

1. Задание. «Исправь ошибки!» (выполняется устно) (слайд 1)

Стань добрее, человек! (повеств., восклиц., простое, двусост., распр., осложн. обращением)

Тире между подлежащим и сказуемым

2. Задание: запишите предложение; объясните орфограммы, постановку знаков препинания; найдите и подчеркните грамматическую основу, определите тип сказуемого.

Очень плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока. (Платон)

Как вы думаете, о каких двух пороках говорит Платон? (глупость, необразованность и леность)

4) Проверка индивидуального задания № 2 (синтаксического разбора предложения).

Лексическая работа

Дайте толкование слова «нравственность»

Словарь Ожегова

НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.

Подберите синоним к слову нравственный в выражении Нравственный кодекс человека (этический, моральный, добродетельный).

Из «Толкового словаря живого Великорусского языка» Владимира Даля

«Нрав - одна половина или одно из двух основных свойств духа человека:

Ум и нрав слитно образуют душу. К нраву относят волю, любовь, милосердие.

Нравственный - духовный, душевный.

Нравственный быт человека важнее быта вещественного»

4. Актуализация знаний учащихся.

Проверка индивидуального задания №2 (слайд 2)

Тире между подлежащим и сказуемым

О каком знаке препинания мы будем говорить сегодня на уроке? А между какими членами предложения?

II. Объявление темы и целей урока. (слайд 3)

Тире между подлежащим и сказуемым

Учащиеся формулируют тему урока. Учитель корректирует.

Что нам уже известно? (Вспомните 5 класс)

Эпиграфом урока будут слова кубинского поэта, публициста, философа Хосе Марти: «Самая трудная работа - быть человеком». В данном предложении ставится тире или нет?

На уроке мы не только познакомимся с пунктограммой, но и посмотрим, каким, по мнению философов, ученых, писателей, должен быть настоящий человек.

Запишите эпиграф без знака препинания. А в конце урока мы ответим на вопрос, нужно ли в данном предложении ставить тире или нет.

Формулируются цели урока.

III. Работа над темой урока.

1) Устное сочинение по данному началу. Выполните упражнение 145 (история знака «тире»).

Закончите текст.

2) Исследовательская работа.

Задание: проанализируйте примеры на доске, запишите, найдите подлежащее и сказуемое, определите способы их выражения.

О решенном говорить - только путать (Пословица). (слайд 4)

Назначение каждого из нас - развить свои задатки (И.Фихте.) (слайд 4)

Потерпеть поражение - величайшее испытание мужества человека (Ральф Ингерсолл). (слайд 4)

Тире между подлежащим и сказуемым

Вывод:

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (если оба главных члена выражены сущ в им.п. или инфинитивом; если один выражен сущ в им.п. , а второй - инфинитивом)

Работа с учебником. Прочитайте правило в учебнике.

Какие случаи постановки тире не отражены в наших примерах? Приведите свои примеры.

IV. Закрепление.

1) Работа с учебником. Прочитайте предложения, найдите подлежащее и сказуемое, определите, необходимо ли ставить тире.

Индивидуальное задание №3. Прочитайте правило в учебнике «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится». Проанализируйте примеры. Объясните отсутствие тире в данных предложениях.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. (Ф. Достоевский)

Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель)

Человек как кирпич; обжигаясь, он становится твердым. (Джордж Бернард Шоу)

Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов)

Каждый человек, безусловно, отражение своего собственного мира. (Цицерон)

2) Работа с текстом. (раздаточный материал)

Задание. Прочитайте отрывок, можно ли его назвать тестом. Определите тему, идею. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы.

Быть человеком это чу…ствовать свою ответственность. Чу…ствовать стыд перед нищетой, которая казалось(бы) и не зависит от тебя. Гордит(?)ся каждой победой одержа…ой товарищами. Сознавать, что кладя кирпич и ты помогаеш(?) строить мир. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Самопроверка. (слайд 5)

Тире между подлежащим и сказуемым

3) Продолжение работы над темой урока.

Проверка индивидуального задания №3

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится (слайд 6)

Тире между подлежащим и сказуемым

Вывод:

Когда тире не ставится? (если перед сказуемым стоит частица НЕ или водное слово; в состав сказуемого входит связка ЕСТЬ или сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО; если подлежащее выражено личным местоимением)

4) Прочитайте предложения, выпишите номера тех предложений, в которых тире между подлежащим и сказуемым не ставится, рядом запишите объяснение (кратко) (слайд 7)

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

2. Работа - лучший способ наслаждаться жизнью (Эзоп).

3. Наука о человеке, безусловно, наука мудрецов( К.Гельвеций).

4. Плохой товарищ не подмога (Пословица).

5. Лучшее в добрых делах это желание их утаить (Б.Паскаль).

6. И неподкупный голос мой был эхо русского народа (А.С.Пушкин).

Проверка, объяснение выбора.

5) Лингвистический эксперимент. (слайд 8)

Что такое логическое ударение?

Задание: прочитайте предложения, запишите их; найдите грамматическую основу; прочитайте предложение, ставя логическое ударение сначала на сказуемое, потом на подлежащее. Как при этом изменяется интонация?

Тире между подлежащим и сказуемым

1) Я - хранитель твоему добру…(М. Цветаева).

2) Но объяснение - не оправдание (М.Горький).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: на постановку тире между подлежащим и сказуемым будет влиять логическое ударение. Тире ставится, если на подлежащее падает логическое ударение, несмотря на то, что оно выраженное местоимением или между подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица НЕ.

6) Раздаточный материал.

Задание: прочитайте, определите, ставится ли тире между подлежащим и сказуемым. Задание выполняется устно.

Бросайтесь на крылья мельниц, притворяющиеся руками великанов. Вы- новые Дон Кихоты, а потому лучше умереть во имя достойного дела, чем жить в лохмотьях страха. (Хорхе Анхель Ливрага)

7) Почитайте притчу Василия Сухомлинского (раздаточный материал).

Вечерело. По дороге шли два путника: отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.

На второй день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Отец опять не заметил, камня, опять споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:

- Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

- Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камня?

- Я убрал его с дороги.

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

Потому что я человек. Мальчик остановился в раздумье.

Папа спросил он а разве вы не человек

Давайте попробуем дать ответ мальчику.

Спишите последние две реплики, расставьте недостающие знаки препинания. Ставится ли тире в предложении Потому что я - человек?

- Потому что я - человек. Мальчик остановился в раздумье.

- Папа, спросил он, - а разве вы не человек?

V. Итоги урока.

Ставится ли тире в предложении, которое мы взяли в качестве эпиграфа к уроку? Аргументируйте свой ответ. (слайд 9)

Тире между подлежащим и сказуемым

Работа со схемой. (слайд 10)

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

При каких условиях тире отсутствует?

Тире между подлежащим и сказуемым

VI. Домашнее задание:

1) восстановить или составьте опорную схему «Тире между подлежащим и сказуемым», учить правило (учебник);

2) - средний и достаточный уровень: выполнить упр. из учебника;

- высокий уровень: написать сочинение-миниатюру на тему «Самая трудная профессия - быть человеком», используя в сочинении предложения на изученную пункторграмму.

Дополнительный материал.

Закончите предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым ставилось тире. (слайд 11)

Тире между подлежащим и сказуемым

Быть человеком

значит быть свободным

Главное в жизни

Стать настоящим человеком

Жизнь - это

богатство, дорожите им

Смысл моей жизни

Служить другим и делать добро

Важное проявление вежливости

Поздороваться первым

Моя мечта

Любить и быть любимым

Тире между подлежащим и сказуемым(слайд 12)

Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

1. Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого (Демокрит).

2. Нравственный человек - это тот, кто многое делает ради своих друзей и ради отечества (Аристотель).







Индивидуальное задание №1.

Задание. Спишите предложение, вставьте недостающие знаки препинания. Основываясь на данных предложениях, перечислите случаи постановки тире.

1) Землю солнце красит а человека труд.

2) Всё это и ночь и горы и звёзды и туман казалось мне исполненной невиданной прелести.

3) Зависть обвиняет и судит без доказательств прочла я у одного мыслителя.

Оформите 3-е предложение в виде реплики диалога.

Какой ещё известный вам случай постановки тире в простом предложении не отражён в задании?


Индивидуальное задание №2 Синтаксический разбор предложения. Задание: запишите предложение, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения.

Любовь к людям вот основа нравственности делающей их красивее.


Индивидуальное задание №3.

Прочитайте правило в учебнике «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится». Проанализируйте примеры. Объясните отсутствие тире в данных предложениях.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. (Ф. Достоевский)

Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель)

Человек как кирпич; обжигаясь, он становится твердым. (Джордж Бернард Шоу)

Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов)

Каждый человек, безусловно, отражение своего собственного мира. (Цицерон)

Раздаточный материал

№1

Задание. Прочитайте отрывок, можно ли его назвать текстом. Определите тему, идею. Найдите предложение, в котором ставится тире.

Быть человеком это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая казалось бы и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой одержанной товарищами. Сознавать, что кладя кирпич и ты помогаешь строить мир. (Антуан де Сент-Экзюпери)

№2

Прочитайте притчу Василия Сухомлинского

Вечерело. По дороге шли два путника: отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.

На второй день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Отец опять не заметил, камня, опять споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:

- Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

- Дедушка, - спросил мальчик, - вы не видели здесь камня?

- Я убрал его с дороги.

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

Потому что я человек. Мальчик остановился в раздумье.

Папа спросил он а разве вы не человек


© 2010-2022