Конспект по русской литературе: «Творчество Н. А. Островского»

"Описание материала: Данный материал поможет педагогам спланировать цикл уроков по творчеству "Н. А. Островского. Все задания дифференцированы. Показана работа в группах, индивидуальная и коллективная деятельность учащихся. Это поможет учителю продолжить работу над формированием умений учащихся работать с дополнительной литературой, с текстом учебной статьи, находить в первоисточнике характеристику литературного героя, учит сравнивать, обобщать и систематизировать материал. Все задания направ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Александр Николаевич Островский


(раздаточный материал к урокам по творчеству писателя)











"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой..

Кабаниха.

Кудряш.

Феклуша.

Кулигин..

Варвара

Тихон.

Борис.











Урок №2

1. Работа с учебной статьей. Работа в группах.

Задание: выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.

1 группа

Страницы истории русского театра до А. Н. Островского (информация)

- своеобразие тем драматических произведений;

- особенности героев (сословия);

- принципы раскрытия характеров.

2 группа

Особенности пьес Островского.

- новый герой, которого до него не знала русская литература.

3 группа

Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба.

4 группа

Творческий путь А. Островского.

Итог работы: выступление творческих групп.

Урок № 3

Групповая работа.

Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся.

Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".

Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом.

Группа 3. Система действующих лиц пьесы.

Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.


Коллективная работа

«Жизнь в городе»






Урок №3

Речевая характеристика

(индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина -

Кулигин -

Дикой -

Кабаниха -

Феклуша -

Кулигин.

Кудряш.

Дикой.

Борис.

Феклуша.

Кабанова.

Тихон.

Варвара.

Катерина.

Прием контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Урок №4

2.Работа в группах.

Задания для анализа двух монологов Кулигина

(д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3):

  1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.


  1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

3.Коллективная работа.

Раскрыть характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках

Дикой

Кабаниха

О нем:

О ней:

Он сам:

Она сама:

Вывод.

Вывод.

Урок № 5

  1. Работа в парах по заполнению таблицы:


В детстве

В семье Кабановых

Черты Катерины:

Принципы дома Кабановых:

Вывод

Вывод

Урок № 5

Определить проблемы, кратко их охарактеризовать

Проблема

Характеристика проблемы


Урок № 6

Группа теоретиков

В чем жанровое своеобразие пьесы?

Пьеса "Гроза" - драма или трагедия?

Ряд исследователей - рассматреть "Грозу" как трагедию. Соответствует ли пьеса такому определению?

Определения

В пьесе "Гроза"

В трагедии особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием".

"Литературоведческий словарь" под ред. Л. И. Тимофеева

"Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий" (В. Белинский). "Она нуждается в благородных характерах" (Аристотель)

Конфликт трагедии "исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития". "Литературоведческий словарь"

Изменение исходной позиции в конце трагедии

Вывод.

Урок № 6

Группа критиков

Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:

"Островский обладает глубоким пониманием русской жизни".

"Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русской общество".

"Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, -- вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений".

"Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров".

"Характер Катерины . составляет шаг вперед во всей нашей литературе".

"Русский сильный характер в .Грозе. поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам".

"Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе. самый сильный протест бывает тот, который поднимается. из груди самых слабых и терпеливых".

"Грустно, горько такое освобождение. В том-то и сила ее характера, оттого-то .Гроза. и производит на нас впечатление освежающее".

"Конец этот кажется нам отрадным. в нем дан страшный вызов самодурной силе".

Расскажите о взглядах Д. И. Писарева. В чем выражается его полемика с Добролюбовым?

"Натура" Добролюбова и "личность" Писарева.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Каковы взгляды на пьесу "Гроза" у Апполона Григорьева?

Народность - главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Урок № 6

Группа театроведов

Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждый спектакль - это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому необходимо рассказать об основных постановках "Грозы".







Урок № 7

Работа в группах.

Задание 1 группе:

Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба.

Задание 2 группе:

Творческий путь А. Островского.

Задание 3 группе:

Особенности пьесы Островского «Гроза».

Задание 4 группе:

Кроссворд по драме «Гроза».



Урок № 8

Темы сочинений и проблемные вопросы

  1. Город Калинов и его обитатели.

  2. Особенности речевой характеристики персонажей в пьесах А. Н. Островского.

  3. Душа героинь А. Н. Островского.

  4. Современны ли пьесы А. Н. Островского?

  5. Могла ли быть "Гроза" сейчас? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза")

  6. Сила или слабость проявилась в поступке Катерины? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза")

  7. В чем "решительность" драмы А. Н. Островского "Гроза"?

  8. В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  9. Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  10. Кто более неприятен автору: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  11. Чем страшен облик "темного царства"? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  12. Имеют ли столпы "темного царства" своих двойников в пьесе А. Н. Островского "Гроза"?

  13. Какой смысл имеет деление героев пьесы А. Н. Островского "Гроза" на "хозяев" и "жертв"?

  14. В чем "решительность" драмы А. Н. Островского "Гроза"?

  15. В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  16. Кто более неприятен автору: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза").

  17. Имеют ли столпы "темного царства" своих двойников в пьесе А. Н. Островского "Гроза"?


© 2010-2022