- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное чтение Пусть летят по небу лебеди. .. (по рассказу Н. С. Устиновича Лебединая дружба)
Внеклассное чтение Пусть летят по небу лебеди. .. (по рассказу Н. С. Устиновича Лебединая дружба)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тиханова Л.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2015 год.
Тема:
Внеклассное чтение по рассказу Н.С.Устиновича
«Лебединая дружба»
Тема: Пусть летят по небу лебеди…( Внеклассное чтение по рассказу Н.С.Устиновича «Лебединая дружба»)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
-
Познакомить учащихся с рассказом Н.С.Устиновича «Лебединая дружба»
-
Помочь разобраться в прочитанном.
Задачи:
-
образовательные: определить идею произведения, уметь обобщать, анализировать рассказ;
-
развивающие: развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения;
-
воспитательные: формировать нравственную позицию уч-ся,воспитывать доброе отношение к природе.помочь уч-ся увидеть удивительный мир птиц в его многообразии и многозвучии.
Оборудование:
-
Компьютерная презентация
-
Портрет писателя
-
Песня С.Ротару «Лебединая верность»
Виды деятельности:
-
Аналитическая беседа по вопросам.
-
Выразительное чтение, краткий пересказ.
-
Сравнительный анализ.
-
Словарная работа.
Метод обучения: Частично-поисковый.
Вид контроля: Самостоятельная работа, тестирование.
Формы работы
-
Индивидуальная
-
Коллективная
-
Групповая
Ход урока
I. Слово учителя с элементами аналитической беседы:прочитайте эпиграф к нашему уроку.Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
1. Сегодня на уроке мы познакомимся кратко с биографией сибирского писателя Николая Станиславовича Устиновича и его рассказом "Лебединая дружба" (слайд № 1).
2. Звучат слова песни в исполнении С. Ротару "Лебединая верность" Как вы можете соотнести слова песни с рассказом "Лебединая дружба?" (рассказ заранее прочитан дома).
-
Что вы знаете об этих удивительных птицах? (слайд № 3 из презентации)
II. Сообщения учащихся:
-
описание лебедя
-
словарная работа: (слайд № 4 из презентации)
бакЕнщик - сторож при бакенах ,бакен-укрепленный на якоре плавучий знак для обозначения мелей.
Отмели - мель, идущая от берега
корЯжина - суковатое затонувшее дерево или часть его
забЕреги - лед, настывающий у берегов в заморозки
полыньЯ - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря
урЕма - поречье, поемный лес и кустарник по берегу речек
III. Проверка домашнего задания: комментированное чтение с элементами викторины, сжатый пересказ.
Викторина: (слайд № 5 из презентации)
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие?
Какое небывалое событие случилось на озере?
Расскажите о жизни лебедей .
Чему удивлялся бакенщик?
Как вел себя лебедь? Зачитайте текст.(лебедь несколько раз поднимался в воздух……
Какова основная мысль текста? Найдите ключевые слова
Почему зазимовала лебёдка и почему остался зимовать здоровый лебедь? Зачитайте слова из текста.
-«Человек познается в беде»-говорят в народе,можно ли эту пословицу использовать,говоря о птицах?
IV. Работа в группах: (слайд № 6 из презентации)
1 группа: дайте характеристику бакенщику. Как относился Никита Семенович к птицам? За что любил их? (запись в тетрадь).
2 группа: найдите и зачитайте описание природы. Какой предстает природа Сибири?
V. Физминутка. (слайд № 7 из презентации)
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся
VI. Анализ отрывка К. Воробьева "Гуси-лебеди" (читает учитель).
Отрывок из рассказа Константина Воробьева "Гуси-лебеди".
- Прилетали они по зорям. Сядут на середину озера, обнимутся шеями и плавают, а белые как снег. Ну, полюбуются, помилуются, а как солнце взойдет повыше - снимутся и улетят. Бабушка, бывало, говорит: "Храни тебя Бог, Данилыч, от причинения обиды птицам. Не тронь их". А дедушка…не стерпел. Подкараулил он их в одно прекрасное утро и полыхнул с берега, И убил самого. А лебедка осталась. Подплыл он на лодке, хочет взять убитого, а она прикрыла его крыльями, сипит на убийцу и норовит клюнуть…Насилу отнял, а ее пожалел, улетела…Прошел день, другой- всякое ведь дело забывается. Но вот на четвертую зорю на озеро прилетела лебедка- растрепанная, исхудавшая…И начала она метаться: то на воду сядет, то вынырнет, то взовьется. И стонет, в жизни я не слыхал такого крика - одна живая боль! И так каждое утро. Сторожка наша у самого берега стояла - слышно все, и бабушка захворала, не вынесла лебединой тоски. А дед…он тоже переживал, как от зубной боли. Как-то с ночи собрался в обход будто, а сам залез в кусты на берегу озера и дождался лебедку… Выпалил он по ней, да не попал - руки, верно, тряслись. И вот что получилось. Взвилась лебедка над озером и стала чуть заметной, а потом сложила крылья и камнем прямо на деда, на ружье…
Задание:
-
Чем схожи рассказ Н.С.Устиновича и отрывок из рассказа К. Воробьева?(птицы пострадали от рук человека)
-
В чем их отличие?
-
Как вы понимаете крылатое выражение "лебединая верность?"
-
Как вы думаете, осталась ли жива лебедка?
VII. Работа в группах:
Найдите в рассказе выразительные средства языка, характеризующие красоту лебедей (слайд № 8 из презентации).Какова их роль в тексте?
Как в русских сказках изображали лебедей? (Как лебедушка плывет).
VIII. Рефлексия (слайд № 9 из презентации).
-Ответьте на вопрос:Единое ли целое человек и природа?
- Чему учит нас Николай Станиславович Устинович, родившийся и выросший в тайге, убеждённый, что каждый человек должен любить кусочек земли, на котором он родился?
- Какие нравственные качества должны быть присущи нам, и взрослыми, и детям, чтобы принести в мир природы только хорошее, мудрое, доброе?
IX. Заключительное слово учителя.
- В рассказе "Лебединая дружба"Н.Устинович прославляет в мире птиц верность,товарищество,взаимопомощь.Символом этих качеств давно стали лебеди. Дружба птиц находит горячий отклик в душе бакенщика - Никиты Семеновича. "Грустно опустив голову, стоял он над замерзшими птицами…"
Вывод:Пусть летят по небу лебеди.И от белых стай . Мир добрее стал.
X. Домашнее задание: (на выбор)
Написать сочинение-миниатюру по одной из предложенных пословиц (слайд № 10 из презентации)
Изменить конец рассказа "Лебединая дружба".
XI. Оценки (медали: за активность, за успехи, за умение дружить)
6